Monday, 9 October 2017

«Предпочитаю ощущать себя частью природы»/ Jean Rochefort (1930 – 2017)

9 октября 2017 года в одной из парижских больниц скончался Жан Рошфор. Легендарному актеру французского кино было 87 лет.

Кадр из фильма Человек с поезда (2002)

Он учился в Нанте, а потом в Парижской консерватории драматических искусств, где подружился с Жан-Полем Бельмондо. Впервые вышел на сцену в 1949-м, работал в труппе Национального народного театра и на других сценах, играл в спектаклях по пьесам Чехова, Пиранделло и Пинтера. С 1958-го начал сниматься на телевидении и в кино, предпочитая комедии. Вскоре был утвержден на роль в советско-франко-итальянском фильме «Леон Гаррос ищет друга», где играла также Татьяна Самойлова. «Я приехал в Россию на восемь недель, а застрял на целых одиннадцать месяцев», — вспоминал актер.

Жан Рошфор и его питомцы, 1970 год

Только в 1972-м Рошфор получил первую главную роль — в картине «Огни Сретенья». В итоге своей колоссальной кинобиографии он стал обладателем пяти премий «Сезар» (по две за лучшую главную роль и лучшую роль второго плана и одной — за карьеру в целом и вклад в кино). Характерные черты его актерского стиля — тонкая ирония, трогательность, не переходящая в сентиментальность, и сдерживающий холодок, типичный для французской исполнительской школы.

В 1996-м он играет маркиза, незаменимого мастера интриг версальского двора в фильме «Насмешка» Патриса Леконта [Рошфор был одним из любимейших актеров Леконта - Е.К.]. В блистательном дуэте с Джонни Холлидеем выступает в картине «Человек с поезда» того же режиссера.

Когда его называли символом Франции, он говорил: «Предпочитаю ощущать себя частью природы».
Жан Рошфор, 1978

Он имел репутацию трудоголика и переиграл, кажется, все, что хотел и что предлагали: по количеству ролей его превосходит только Жерар Депардье, с которым его тоже связывали дружеские отношения. Ему удалось все, кроме одного: воплотиться в образ Дон Кихота, о котором актер мечтал, в фильме Терри Гиллиама. Британский режиссер специально для него написал сценарий, съемки «Затерянного в Ла-Манче» уже начались, но у Рошфора обострилась болезнь позвоночника, и ему запретили ездить верхом. А ведь лошади были его второй страстью: он сам, будучи помоложе, принимал участие в скачках, а впоследствии комментировал их на французском телевидении.

С уходом Жана Рошфора завершается целая эпоха французского кино. Только за последний год ушли из жизни Мишель Морган, Жанна Моро, Мирей Дарк, партнерша Рошфора по «Высокому блондину»; скончалась и Анн Голон, автор вызвавших серию киноадаптаций книг об Анжелике. Чисто французские жанры — комедийный и авантюрный — уже не те, что прежде. «Все перемены,— говорил Рошфор,— базируются на технике, актеру же в старом смысле слова в таком кино остается меньше места. Сейчас мы с кинематографом на “ты”, а раньше это был церемониал, волшебное действо». Но, уходя, Жан Рошфор, хотел он этого или нет, остался в глазах и памяти зрителей воплощением не только традиции, но всего лучшего, что есть во французской нации: демократизма и благородства, элегантности и остроумия.

Андрей Плахов, источник

Подбор фото Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...