Sunday, 20 September 2015

Та женщина/ That Woman / Cette femme-là (2003)

— Вы всё еще думаете о самоубийстве?
— Нет... Хотя – да. Но это не бесповоротное решение. Странно, но я больше не боюсь. Возможно, потому что знаю, что не решусь на это.
— В определенный момент решиться может каждый. Дело случая.
— Уверяю вас, мне уже лучше. Только со сном проблемы.
— Когда возобновилась бессонница?
— Это длится уже несколько недель. Может, виной всему високосный год. Мой сын умер в ночь на 29-е февраля. Наверное, такое будет повторяться каждые четыре года.

Действие этого психологического нуар-триллера происходит в лесистом пригороде. Жозиан Баласко (Josiane Balasko) играет Мишель Варен, 50-летнюю полицейскую-детектива. Она травмирована смертью единственного сына. Он умер 29 февраля (обстоятельства не упоминаются). И каждый високосный год в дни роковой годовщины Мишель накрывает волна кошмаров перемежающихся мучительными бессонницами и тягой к самоубийству.

Нагнетание спокойного ужаса (оксюморон!) без использования каких-либо привычных киносредств. Всё тихо, обыденно, просто – но мурашки по коже.
Каплющая музыка. Непрерывный дождь. Какие-то лесные чащи.
Ночь. Бессонница. Она спит урывками, пробуждаемая очередным кошмаром.


Мишель Варен ходит к психоаналитику и занимается йогой, пытаясь примириться с реальностью и восстановить душевное равновесие.
События в фильме начинаются 21 февраля...


Сообщают о преступлении: в лесу обнаружена повешенная – женщина 50 лет.
— Она страдала острой меланхолией. Человеческий мозг не перестает нас удивлять, и в этом его ценность.




На всю лесистую округу – два дома: женщина с сыном (жутковатый мальчуган с прической пострашнее, чем у Юрия Лозы) в вагончике и молодая пара в просторном доме.

Отличный прием – камера постоянно движется, словно кружа около персонажей. Ощущение, будто смотришь чей-то сон.


Мишель живет одна – вернее, с пожилым ручным кроликом Джо («Это была идея моего сына», говорит она об американизированной кличке кролика).

Стены дома увешаны картинами, которые при ближайшем рассмотрении оказываются собранными ею сложными паззлами.

— Раз в два года проходит чемпионат мира по паззлам.
— И давно вы этим занимаетесь?
— Четыре года.
— А не скучно?
— Нет. Как только втянешься – уже не остановиться. Обо всём забываешь. Появляется азарт. Несколько лет назад я собрала паззл из пяти тысяч деталей.


Жозиан Баласко известна прежде всего как яркая комическая, фарсовая актриса, представительница труппы легендарного кафе-театра «Великолепный». Но в мрачной картине Гийома Никлу она демонстрирует чудеса перевоплощения. Помимо необычной для актрисы длинноволосой прически – окаменевшее лицо, потухший взгляд, минимум мимики, скорбно опущенные уголки рта.

Мишель-Баласко живет в своем мире; она словно сомнамбулически бредет по дну океана, придавленная своей утратой и одиночеством.


Снято изумительно; камера непрестанно движется, опоясывая персонажей и объекты – зритель погружается в атмосферу полусна-полуреальности, где невозможно утверждать уверенно, чтó происходит на самом деле, а чтó – производное измученного подсознания героини.

Постоянно возникают какие-то случайные персонажи, не несущие никакой смысловой нагрузки. Однако настойчивое внимание камеры придает им обманчивую значительность, делает опаснее, внушающими подозрение...


Главное – не сюжет, но атмосфера тихого кошмара, безмолвной катастрофы. Потрясающе сделано. Оператор выше всяких похвал.

— Мне всё время кажется, что мне позвонят и скажут, что он жив. Что всё это кошмарный сон. Что я проснусь и увижу Поля в его кровати. Как это страшно – потерять восьмилетнего ребенка.

На самом ли деле у нее связь с Даниэлем? Да нет, это фантазии одинокой тоскующей женщины.


При минимуме диалогов, Баласко передает тончайшие нюансы переживаний своей героини; на мой взгляд, именно Баласко «сделала» этот фильм. Её Мишель вызывает сострадание.


История её внутренней жизни становится главной сюжетной линией; загадочное (само-)убийство, которое она расследует, словно складывая один из своих картин-паззлов, отодвигается на второй план.


Потрясающая актриса. Много лет я её поклонница, и не перестаю восхищаться. Настоящая актриса, может стать любой. Единственное – неуместно смешно, когда по ходу действия её героиня бегает. Не слишком быстро и совсем не спортивно.


Это уже третья картина режиссера Гийома Никлу (Guillaume Nicloux), которую удалось посмотреть.
Хронологически вторая после «Частного расследования», «Та женщина» — история, захватывающая не сюжетом, но атмосферой. Это как романы Музиля: важен процесс чтения, а не результат. Или так: «Движение — это жизнь, результат — это смерть».


В одном эпизоде появляется Тьерри Лермитт – здесь он частный детектив с побитым лицом! Остроумный фрагмент, кусочек паззла, еще одна загадка: он персонаж «Частного расследования» (предыдущая киноистория Никлу, в ней они с Мишель-Баласко не встречались, но там персонаж Лермитта как раз был крепко поколочен) и «Ключа». Кстати, Лермитт один из знаменитой труппы Великолепного.


Сам Гийом Никлу появился в маленькой роли полицейского (кадр вверху).


Название фильма, видимо, иноземным прокатчикам показалось слишком пресным и невыразительным. В русскоязычном прокате его окрестили «Проклятье», на imbd — «Hanging Offense».
Фильм определенно не для всех. На imbd у картины низкая оценка. Но это обычное дело с фильмами, которые нравятся – мне.


см. также Частное расследование (2002); Ключ (2007)

Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/

Fargo, season 1 - too many parables beside the point

Досматриваем черную комедию-драму сериал «Фарго».
Есть слабые места. Неувязки и откровенная чушь.
Есть отменные моменты цинизма (молоток по голове).
Много бытовой-банальной философии и карикатурных персонажей, похожих на живых.
Жена Лестера увешала дом изречениями про счастье и довольство малым – но при этом только и делает, что пилит бедолагу-мужа, сравнивая с его младшим, но очень успешным братиком.
Смазливая блондинка-жена младшего братика ни на минуту не усомнилась, что её любимый муж имел связь с толстой свояченицей (так, кажется, это называется). Ревность ослепила – мозги, и без того крошечные, вовсе отказали. А где же доверие, понимание и прочие атрибуты как-бы-счастливой супружеской жизни?

Watchable. Yet, too didactic & too many parables beside the point. American series sucks.


Trivia (source)

Fargo is an actual town in North Dakota.


• Every episode starts with the onscreen words "This is a true story. The events depicted in this film took place in Minnesota in 2006 [or 1979 depending on what season it is]. At the request of the survivors, the names have been changed. Out of respect for the dead, the rest has been told exactly as it occurred." This is a nod to the way that the 1996 source movie Fargo started (also by claiming that its events were based on a true story).
However, neither the movie nor the TV show are actually based on true events. In a 2014 interview, the show's Executive Producer Noah Hawley clarified the "true story" episode introductions by saying "the show.... It's all just made up. The whole cloth. I didn't go looking for [a] true crime. It started from a character standpoint and everything grew organically out of that."

Billy Bob Thornton came up with his character's hair cut on his own. The moment Noah Hawley saw him, he knew they were both on the same page regarding the character.


• The 'fox, rabbit, and cabbage' question posed by Pepper and Budge to Lester is the exact same question posed to Martin Freeman (Lester) and his colleagues in The Office (UK, 2001): Season 1, Episode 4 - Training. Martin Freeman (Tim, Lester) gives the correct answer in both series.


• In the final episode of the first season, Lester tells Molly that she's all wrong and he's not a monster. She responds only by telling him a short parable about a man losing a glove out the window of a train and then throwing his second out also, so whoever finds them will have a full set. Lester cannot understand its meaning.

• Each episode of the first season has a title that refers to a koan, parable, or philosophical paradox.

Season One
Episode 1: The Crocodile’s Dilemma
Episode 2: The Rooster Prince
Episode 3: A Muddy Road
Episode 4: Eating the Blame
Episode 5: The Six Ungraspables
Episode 6: Buridan’s Ass
Episode 7: Who Shaves the Barber
Episode 8: The Heap
Episode 9: A Fox, A Rabbit, and A Cabbage
Episode 10: Morton’s Fork
Source, details


Е. Кузьмина http://cinemotions.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...