Friday, 13 March 2015

Кшиштоф Кесьлёвский: Если Бог есть, то Он спит/ Behind the Scenes with Kieślowski

В этот день 19 лет назад умер Кшиштоф Кесьлёвский.

* * *
Детство будущий кинорежиссер провел «на чемоданах». Отец болел туберкулезом, и семья беспрестанно переезжала с места на место в поисках более благоприятного климата и условий для жизни.

Одной из остановок стал курорт Соколовско (Sokołowsko), здесь семья Кесьлёвских прожила несколько лет. Здесь теперь проводится фестиваль памяти Кесьлёвского (Hommage á Kieślowski festival).

*
Поступив в киношколу в Лодзи, Кшиштоф время от времени снимался в эпизодических ролях.

В своем собственном фильме «Концерт по заявкам» (Koncert życzeń) он сыграл пастуха на велосипеде (фото вверху).

В фильме «Дон Габриель» (“Don Gabriel”) Эвы и Чеслава Петельских (Ewa and Czesław Petelski) Кшиштоф сыграл роль солдата.


Актерская карьера режиссера завершилась маленькой ролью в фильме Марека Пивовского (Marek Piwowski) «Извините, где тут бьют?» (Przepraszam, czy tu biją? / Excuse Me, Is It Here They Beat Up People?)

*
Кшиштоф умел обращаться с девушками. В юности, на зависть школьным приятелям, он часто менял подружек. Но в университетские годы всё изменилось. Однажды Кшиштоф с приятелем должны были идти на двойное свидание: он собирался встретиться с девушкой, которая ему нравилась, а для его приятеля она обещала привести свою подружку. Ею оказалась Мария (Maria Cautillo), которая сразу понравилась Кшиштофу. Через две недели он предложил ей выйти за него замуж.



Мария была его верной спутницей до самой смерти Кесьлёвского.


*
«С точки зрения ночного сторожа» (Z punktu widzenia nocnego portiera / Night Porter's Point of View) оказался прорывом в кинодокументалистике Кесьлёвского. Фильм обличал тоталитаризм: история о стороже, упивающимся своей «властью», была открытым обличением деморализующей системе. Кшиштоф подружился с исполнителем главной роли и позже снимал его в разных маленьких ролях в своих кинокартинах.


«Ну, ты сделал из парня полного болвана!» – сказала после просмотра фильма на кинофестивале в Кракове Агнешка Холланд. Следя за героем, публика в зале то и дело разражалась смехом – а Кесьлёвский все глубже и глубже вжимался в свое кресло. Он не собирался снимать комедию.
«Я думаю, именно тогда это случилось – он перестал интересоваться документальным кино», – заметил Ежи Штур в связи с показом фильма на фестивале в Кракове.

Кесьлёвский говорил о своем решении:
«Десять лет я снимал документальные ленты. Мне нравился этот жанр, и мне жалко и стыдно его оставить. Я чувствую себя человеком, бегущим с тонущего корабля, вместо того, чтобы спасать его или с честью потонуть с ним вместе. Документальное кино затонуло. Оно исчезло на фоне всеобщей утраты интереса к нему».

*
Он любил работать руками, что-то мастерить. Его однокашники рассказывали, что каждую свободную минуту Кшиштоф проводил в магазинах, в поисках болтов, подшипников, инструментов.



«Благодаря ему все его приятели знали, где в Варшаве расположены магазины автозапчастей», – признался Януш Скальский (Janusz Skalski), старый друг Кесьлёвского.

Кшиштоф Песевич, говоря об этом таланте своего коллеги и друга, говорил: «Он знал, как разобрать на части часовой механизм и как его собрать. Как разобрать мотоцикл и как его собрать заново. Как разобрать мотор и как его собрать. Когда мне требовалась помощь в работе с различными домашними приборами, приходил Кшиштоф, неся с собой ящик с инструментами, завинчивал все болты и гайки, вешал люстру, разбирал дверные замки».

Оператор Славомир Идзяк (Sławomir Idziak) шутил, что у многих друзей Кесьлёвского была даже своя стратегия по использованию его готовности к починке: «Они начинали в его присутствии возиться с автомобилем, зная, что Кшиштоф тут же велит им посторониться и сам всё отремонтирует».

Он любил плотничать: «Люблю работать с деревом», – говорил он в документальном фильме Кшиштофа Вержбицкого (Krzysztof Wierzbicki).

(на фото: Москва, 1979 год. Кесьлевский с коллегами в Кремле, празднуют успех фильма «Кинолюбитель»)

*
Друзья иронично называли Кесьлёвского «панегиристом партийных лозунгов», призналась Агнешка Холланд. Всех беспокоило его предполагаемое «сотрудничество» с системой, его отказы подписывать протестные письма, то, что он не снимал фильмов о Солидарности, а только о людях, которым нужна самая базовая стабильность: дом, семья и средства на жизнь. Там, где они хотели видеть черное или белое изображение, он видел двусмысленность, неясность.



Когда в «Без конца» (Bez końca / No End) адвокат, которого играет Александр Бардини, убеждает оппозиционера отказаться от бессмысленного протеста против режима ради спасения своей свободы, на Кесьлёвского напали со всех сторон: оппозиция, коллеги, Церковь, коммунисты – всем не понравилась суть этого кинофильма. От Кесьлёвского отвернулись даже некоторые из друзей.

Готовясь к съемкам «Декалога», режиссер не мог даже найти оператора – потому что все вокруг считали, что после событий 13 декабря снимать можно только о Солидарности, коммунизме и подпольных газетах.

*
Кесьлёвский тщательно выбирал художников для выполнения постеров к его фильмам. Тем, кому он доверял, режиссер давал полную свободу. В конце 1980-х он писал: «Важно, кто делает плакат к фильму. Есть те, кому я доверяю – глядя на их постеры хочется купить билет и посмотреть картину. В этом смысле художник, нарисовавший плакат, становится соавтором кинофильма, говорит от его имени».

«Ты рисуешь постеры, я снимаю фильмы. Ты не вмешиваешься в моё кино, так с чего мне совать нос в твою работу по созданию постера?» – задавал он риторические вопросы Анджею Пьяговскому (Andrzej Pągowski), автору большинства плакатов к кинокартинам Кесьлёвского.

*
В середине 1990-х в интервью на французском телеканале Кесьлёвского спросили:
– Если бы вы, автор «Декалога», вдруг умерли и оказались в раю, что бы вы спросили у Бога?
Последовал мгновенный ответ:
– Окажись я там, мне пришлось бы Бога разбудить. Потому что если Бог есть, то Он спит. Я сказал бы Ему: Просыпайся, взгляни, что творится!

источник: Behind the Scenes with Kieślowski

перевела с английского Елена Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/
использованы кадры из документального фильма Still Alive

Saturday, 7 March 2015

The only disease that needs curing is us./ Utopia (UK)

Letts: You know the person who had the greatest positive impact on the environment of this planet? Genghis Khan, because he massacred 40 million people. There was no one to farm the land, forests grew back, carbon was dragged out of the atmosphere. And had this monster not existed, there'd be another billion of us today, jostling for space on this dying planet.

Phillip: Besides, there are three thousand five hundred species of mosquito. They've been around for a hundred million years. You think you can just yank them out of existence? I mean, you do realize half the birds in the Arctic tundra will starve to death. I mean, you have actually thought of that, or are you fucking idiots?
Scientist: And how would you cure malaria?
Phillip: Cure malaria? Why do you want to cure malaria? Malaria is doing a great job, leave malaria alone.
Scientist: Young man, you are drunk.

Milner: What's wrong with curing malaria? Well wouldn't you want to make the world a better place?
Phillip: Let me explain something to you. The sun throws a certain amount of energy onto this planet. We turn it into food, clothing, shelter, etc. It supports an amount of us, and it took 30,000 years for that amount to become one billion. Then we found a way to use ancient sunlight, sunlight trapped in oil and coal. We started to live off that. What happened? In just 130 years, our population doubled. The next billion took thirty years. The fourth billion has taken just 14. So here's the question. What do you think is going to happen when that oil and coal runs out in, say, a hundred years? When there's ten billion living on a planet that can support only one?
Milner: I think we're going to tear each other apart.
Phillip: At last, someone with an ounce of fucking brain. Malaria? The only disease that needs curing is us.

Wilson: How could you do that? How could you shoot at people you love?
Anton: World's full of love. Billions of people loving billions of others. All that love will turn to dust when our resources die. I've seen what people are capable of when they feel they're losing everything. Look around.

source: “Utopia” – UK TV-series;
Official website
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...