Sunday, 20 September 2015

Та женщина/ That Woman / Cette femme-là (2003)

— Вы всё еще думаете о самоубийстве?
— Нет... Хотя – да. Но это не бесповоротное решение. Странно, но я больше не боюсь. Возможно, потому что знаю, что не решусь на это.
— В определенный момент решиться может каждый. Дело случая.
— Уверяю вас, мне уже лучше. Только со сном проблемы.
— Когда возобновилась бессонница?
— Это длится уже несколько недель. Может, виной всему високосный год. Мой сын умер в ночь на 29-е февраля. Наверное, такое будет повторяться каждые четыре года.

Действие этого психологического нуар-триллера происходит в лесистом пригороде. Жозиан Баласко (Josiane Balasko) играет Мишель Варен, 50-летнюю полицейскую-детектива. Она травмирована смертью единственного сына. Он умер 29 февраля (обстоятельства не упоминаются). И каждый високосный год в дни роковой годовщины Мишель накрывает волна кошмаров перемежающихся мучительными бессонницами и тягой к самоубийству.

Нагнетание спокойного ужаса (оксюморон!) без использования каких-либо привычных киносредств. Всё тихо, обыденно, просто – но мурашки по коже.
Каплющая музыка. Непрерывный дождь. Какие-то лесные чащи.
Ночь. Бессонница. Она спит урывками, пробуждаемая очередным кошмаром.


Мишель Варен ходит к психоаналитику и занимается йогой, пытаясь примириться с реальностью и восстановить душевное равновесие.
События в фильме начинаются 21 февраля...


Сообщают о преступлении: в лесу обнаружена повешенная – женщина 50 лет.
— Она страдала острой меланхолией. Человеческий мозг не перестает нас удивлять, и в этом его ценность.




На всю лесистую округу – два дома: женщина с сыном (жутковатый мальчуган с прической пострашнее, чем у Юрия Лозы) в вагончике и молодая пара в просторном доме.

Отличный прием – камера постоянно движется, словно кружа около персонажей. Ощущение, будто смотришь чей-то сон.


Мишель живет одна – вернее, с пожилым ручным кроликом Джо («Это была идея моего сына», говорит она об американизированной кличке кролика).

Стены дома увешаны картинами, которые при ближайшем рассмотрении оказываются собранными ею сложными паззлами.

— Раз в два года проходит чемпионат мира по паззлам.
— И давно вы этим занимаетесь?
— Четыре года.
— А не скучно?
— Нет. Как только втянешься – уже не остановиться. Обо всём забываешь. Появляется азарт. Несколько лет назад я собрала паззл из пяти тысяч деталей.


Жозиан Баласко известна прежде всего как яркая комическая, фарсовая актриса, представительница труппы легендарного кафе-театра «Великолепный». Но в мрачной картине Гийома Никлу она демонстрирует чудеса перевоплощения. Помимо необычной для актрисы длинноволосой прически – окаменевшее лицо, потухший взгляд, минимум мимики, скорбно опущенные уголки рта.

Мишель-Баласко живет в своем мире; она словно сомнамбулически бредет по дну океана, придавленная своей утратой и одиночеством.


Снято изумительно; камера непрестанно движется, опоясывая персонажей и объекты – зритель погружается в атмосферу полусна-полуреальности, где невозможно утверждать уверенно, чтó происходит на самом деле, а чтó – производное измученного подсознания героини.

Постоянно возникают какие-то случайные персонажи, не несущие никакой смысловой нагрузки. Однако настойчивое внимание камеры придает им обманчивую значительность, делает опаснее, внушающими подозрение...


Главное – не сюжет, но атмосфера тихого кошмара, безмолвной катастрофы. Потрясающе сделано. Оператор выше всяких похвал.

— Мне всё время кажется, что мне позвонят и скажут, что он жив. Что всё это кошмарный сон. Что я проснусь и увижу Поля в его кровати. Как это страшно – потерять восьмилетнего ребенка.

На самом ли деле у нее связь с Даниэлем? Да нет, это фантазии одинокой тоскующей женщины.


При минимуме диалогов, Баласко передает тончайшие нюансы переживаний своей героини; на мой взгляд, именно Баласко «сделала» этот фильм. Её Мишель вызывает сострадание.


История её внутренней жизни становится главной сюжетной линией; загадочное (само-)убийство, которое она расследует, словно складывая один из своих картин-паззлов, отодвигается на второй план.


Потрясающая актриса. Много лет я её поклонница, и не перестаю восхищаться. Настоящая актриса, может стать любой. Единственное – неуместно смешно, когда по ходу действия её героиня бегает. Не слишком быстро и совсем не спортивно.


Это уже третья картина режиссера Гийома Никлу (Guillaume Nicloux), которую удалось посмотреть.
Хронологически вторая после «Частного расследования», «Та женщина» — история, захватывающая не сюжетом, но атмосферой. Это как романы Музиля: важен процесс чтения, а не результат. Или так: «Движение — это жизнь, результат — это смерть».


В одном эпизоде появляется Тьерри Лермитт – здесь он частный детектив с побитым лицом! Остроумный фрагмент, кусочек паззла, еще одна загадка: он персонаж «Частного расследования» (предыдущая киноистория Никлу, в ней они с Мишель-Баласко не встречались, но там персонаж Лермитта как раз был крепко поколочен) и «Ключа». Кстати, Лермитт один из знаменитой труппы Великолепного.


Сам Гийом Никлу появился в маленькой роли полицейского (кадр вверху).


Название фильма, видимо, иноземным прокатчикам показалось слишком пресным и невыразительным. В русскоязычном прокате его окрестили «Проклятье», на imbd — «Hanging Offense».
Фильм определенно не для всех. На imbd у картины низкая оценка. Но это обычное дело с фильмами, которые нравятся – мне.


см. также Частное расследование (2002); Ключ (2007)

Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...