Thursday, 2 July 2015

«Лучший папа на свете»/ World's Greatest Dad (2009) - part 2

Продолжение рассказа о картине; см. часть 1

Психолог доктор Пентола (Tony V.) помогает «пережить несчастье» — а кроме того он призван предотвратить возможную волну самоубийств среди учеников.
— Ко мне никто не пришел. У него были друзья? То есть, приходили – один с депрессией, другой с нарушением аппетита, третий с головными вшами...
Директор: Я знаю, о ком вы.
— Но никто не пришел поговорить о Кайле.


Уморительная сцена: Ланс расплакался перед уличным стендом с порножурналами (любимое чтиво ныне покойного сына) – и продавец понимающе обнял его.


Бобкэт Голдвейт: В сцене, когда Робин плачет у витрины с порножурналами, появляется Крист Новоселич, бас-гитарист из «Нирваны». Он спросил, в чем там дело, и я рассказал ему: знаешь, когда кто-то умирает, люди примеряют это к себе, придумывают какой-то свой образ, забывая, что были те, кто действительно знал умершего. «Не знаю, понимаешь ли ты, о чем я»... Крист улыбнулся и согласился сыграть. И у него отлично получилось. Он говорил: «Робин такой печальный. Мне хочется его развеселить». Но я сказал: нет, ни в коем случае, он и должен быть печальным, он в этом фильме такой. (источник)

Страдающий от одиночества в пустой квартире, Ланс несет соседке обещанные печенья с травкой. Поколебавшись, она его впустила в заваленную бумагами квартиру:

— Я знаю, столько вещей... Пожароопасно... Но мне кажется, что если я что-то выброшу, произойдет нечто ужасное... Знаете, я прочла все ваши книги! – Как? – Очень просто – вы ведь их выбрасываете. У вас настоящий дар. Вы не должны сдаваться.
— Ваша собака глазеет на меня. – Какая собака? (хохочут) Я вас провела!

Содержание предсмертной записки Кайла становится достоянием школьной общественности (Проклятая Первая поправка, – сетует директор).


И понеслась посмертная слава Кайла, основанная на вымысле его лучшего в мире отца. Каждый вдруг увидел в безвременно умершем Кайле родную бездонную душу, свою половинку. Браво, Бобкэт!

I hope I become a ghost.
I hope I can see the end of time.
I hope I become a ghost.
And make sure the future turns out fine.

Слава сына хлынула и на отца, ставшего вдруг популярным и всеми обожаемым. Занятия у Ланса пополнились толпой новообращенных любителей поэзии.
— Какую музыку любил Кайл? – Билла Хорнсби. Любил Эмили Дикинсон. – Что за группа? — Это поэтесса Викторианской эпохи.

Готка Хизер (Lorraine Nicholson) для урока Ланса пишет стихотворение, посвященное Кайлу: Мой ангел в штанах цвета хаки...

Тут же и проникновенный отец 2-летнего сына Майкл: — Как отец я понимаю, что ты чувствуешь... случись такое с Хантером...
Клер, привлеченная общей истерией и неожиданной популярностью Ланса, навещает его — и он читает ей «кое-что написанное Кайлом» — отрывок из дневника, в котором Кайл завещает отца ей, Клер.
— Да, ты ему действительно понравилась. (У Ланса роскошное чувство юмора).

Наконец-то Ланс переспал с мисс Рид (не без помощи сына), и она перестала скрывать их отношения.


Вся школа фанатеет от Кайла. Готка Хизер получает в дар любимый CD Кайла с песнями Брюса Хорнсби. Одного Эндрю терзают смутные сомнения:
— Странно они себя ведут – будто любили Кайла. И еще эта предсмертная записка... Слова о «ничтожной молекуле, бороздящей бессмысленную вселенную, где нет Бога»... Не поймите превратно, но... Кайл был тупой.

Доктор Пентола ликует: — Записка Кайла вызвала позитивный всплеск! Ко мне начали приходить ученики! Это прорыв! Кто знает, скольким я смогу помочь! Не вините себя. Возможно, Кайл страдал от химического дисбаланса. Ланс, самоубийство — окончательное решение временных проблем. Выше голову. Кайл, возможно, умер не зря.


После этого за выходные Ланс сочиняет «дневник Кайла» и под большим секретом передает психологу — возможно, это поможет другим детям; если захотите, опубликуйте и раздайте.

В конце концов, Ланс всегда мечтал быть писателем и оказывать влияние на жизни людей, помогать им. Вот его мечта и осуществилась.

Поразительно, но все купились на вопиющую ложь: Кайл был таким талантливым писателем, такой сложной личностью, так страдал!


Вскоре масштабы поклонения Кайлу превосходят ожидания Ланса.

Директор и Майкл играют с Лансом в гольф (бывший маргинал приобщился к школьной элите!). Хотят переименовать школьную библиотеку в мемориальную библиотеку Кайла Клейтона.
— Вы же хотели отдать его в спецшколу? – напоминает Ланс директору.
— Я очень сожалею об этом. Он не был идиотом, он был гением. Ему просто было скучно. Мы его не понимали.
Ланса зовет на телешоу доктор Дэна – она почти как Опра, но не так знаменита.


Эндрю искренне переживает: — Я не знал, что у Кайла такая депрессия.
— Я тоже не знал.
— Знаете что странно в книге? Кайл ничего не пишет о сексе, влагалищах, анальном сексе. Фистинге... Я был его лучшим другом. Книга такая серьезная и грустная. Он со мной никогда так не говорил...
— Да перестань ты думать об этом! Бог мой, неудивительно, что твоя мать пьёт! — взрывается Ланс, мучимый угрызениями совести за подлог.

Водитель телестудии (в этой маленькой роли режиссер картины): — Знаете, иногда люди блюют прямо у меня в машине.
Бобкэт Голдвейт: Я не собирался сниматься сам. Эпизод с водителем [телешоу] я написал для Гильермо Родригеса (Guillermo Rodriguez), моего друга. Но он не смог приехать в назначенный день на съемку, и пришлось сыграть мне. Мы тогда были в Сиэтле, неудачное время для поиска актера, знаете, все говорили бы как кокни. Когда я заходил в комнату, в эпизоде с Робином, он мне: «Ты слова забыл, точно?» (смеется) - источник

Психолог Пентола (автор предисловия к книге Кайла) и Клер (родная же душа) тоже едут на телешоу.
— Книгу прислал я. Заднюю обложку будут показывать? — волнуется психолог.
Клер: — Как узнать, что камера направлена на меня?


Язвительнейшая сцена подготовки к съемкам шоу!
Продюсер инструктирует Ланса: — Если вы начнете говорить о сыне и заплачете, не сдерживайтесь. Будете плакать — смотрите вверх, а не вниз. Не опускайте подбородок.
Гримерша (командует): Смотрите вниз.
Продюсер: Смотрите вверх. (скороговоркой) Я сочувствую вашей утрате, давайте сделаем отличное шоу.

За Лансом носится шустрый гомик: Вы говорили с издателями? Это может стать самой популярной посмертной автобиографией со времен Анны Франк!



— Он был милым мальчиком. Добрым (давится от смеха; ведущая принимает это за слезы и сует ему салфетку). До самой его смерти я не подозревал, как он печален. И как умен.



Гомик-издатель: Прекрасное шоу! Я как будто посмотрел балет!


Брюс Хорнсби прибыл в школу на провозглашение библиотеки имени Кайла: — Кайл так любил мои песни! Как я мог отказаться?

Бобкэт Голдвейт: Мне хотелось, чтобы Ланс был поклонником чего-то, что не выглядело бы чересчур смехотворным, понимаете? Так появился Брюс Хорнсби. Мы познакомились. Он мне очень понравился. Отличный парень. В сцене с библиотекой появляется его жена, Кэти, а один из учеников, тот, который сморкается – это его сын.

Я заметил, что саундрек картины местами буквален: «Не бойся, ты уже мертв» и «Надеюсь стать призраком». Трудно выбирать песни, сливающиеся с событиями на экране, не чувствуя при этом, будто вы чрезмерно их вдалбливаете?
Бобкэт Голдвейт: Знаете, меня можно обвинить в чрезмерном вдалбливании – я признаю себя виновным. (смеется) Вчера я пересмотрел картину и подумал: Господи, да это практически мюзикл. (источник)


Директор: — Сегодня мы называем библиотеку в честь Кайла – это дань его проникновенному уму и тому воздействию, которое он оказал на нас за столь короткое время, пока был с нами...


Ланс: Вам Кайл не нравился. Это ничего – мне он тоже не нравился. Я его любил – он был моим сыном. Но вместе с тем был настоящей сволочью. Он не был умен. И он не убивал себя. Кайл погиб случайно, во время мастурбации. Я сделал так, чтобы это выглядело как самоубийство. И я написал его предсмертную записку. И его дневник тоже. Спасибо.

Ланс освободился, наконец, от бремени вопиющей лжи...

Pressure pushing down on me
Pressing down on you, no man ask for
Under pressure that burns a building down
Splits a family in two
Puts people on streets

It's the terror of knowing
What this world is about
Watching some good friends
Screaming, "Let me out!"
Tomorrow gets me higher
Pressure on people - people on streets

Chippin' around, kick my brains 'round the floor
These are the days - it never rains but it pours
People on streets - people on streets



It's the terror of knowing
What this world is about
Watching some good friends
Screaming, "Let me out!"
Tomorrow gets me higher, higher, higher...
Pressure on people - people on streets


Из интервью: Robin Williams, BobCat Goldthwait Interview
Робин Уильямс: Вся сцена с раздеванием была странной. Я предложил: смотри, Ланс в конце как будто всё с себя сбросил. Может, мне совсем раздеться? Так мы и работали. Мы не делали этого, чтобы насмешить кого-то.
Боб: Или шокировать.
Уильямс: Тут дело в эмоциях. Это катарсис.

Бобкэт: Я назвал фильм «Лучший в мире папа» из вредности. Это сарказм. Надеюсь, его придут посмотреть целыми семьями.
Робин Уильямс: Никто не скажет «Я выдержал 35 минут», все рванут прочь из кинотеатра уже через три минуты. Мне понравилось, что сказал французский дистрибьютор: «В нашем прокате фильм будет называться "Папа"». Это очень по-французски, знаете: «Не бывает "лучшего на свете". Просто "Папа"».

— А что будет с Лансом дальше?
Боб: Он будет писать, просто потому, что ему это нравится, а не ради успеха. Надеюсь, рядом с ним будут люди, которым он нравится таким, как есть.
Уильямс: По-моему, самая тягостная, мучительная реплика — когда в конце он говорит: «Быть одиноким это одно. Хуже — быть с теми, кто заставляет тебя чувствовать себя одиноким». Многие оказываются в такой ситуации добровольно, типа, «Мне не нравится быть среди людей». Ланс говорит другое, это принятие: «Во-первых, жизнь коротка. Во-вторых, если ты находишь подходящих, нужных людей и между вами возникают связи — это великолепно». Ты перед ними безоружен, не пытаешься никем манипулировать. (источник)


— Я знал, что это вы написали книгу. Она мне понравилась. Вы хороший писатель. Вам надо продолжать писать.
— Спасибо. Я так и сделаю. Эндрю? Поесть хочешь?
— Да. Я вегетарианец.
— Я знаю.
«Я всегда думал, что самое страшное – закончить жизнь в одиночестве. Но это не так. Самое страшное – закончить жизнь с людьми, которые заставляют тебя чувствовать себя одиноким».

Браво. Один из лучших фильмов, виденных мной. И лучшая роль Робина Уильямса.

Интересные подробности о фильме (источник):
• Когда психолог Пентола раздает ученикам экземпляры книжки Кайла «Вы меня не знаете», в кадре на мгновение открываются пара страниц из неё. На самом деле это страницы из «Превращения» Франца Кафки.

• В эпизоде телешоу персонаж Робина Уильямса повторяет фразу, сказанную ему психологом Пентолой: «Самоубийство – это перманентное решение временной проблемы». Через пять лет после выхода фильма Робин Уильямс покончил с собой.

• Режиссер и сценарист фильма Бобкэт Голдвейт и исполнитель роли директора школы Джефф Пирсон (Geoff Pierson) вместе снимались в телесериале 1995 года «Долго и несчастливо» ("Unhappily Ever After").


• В финале фильма персонаж Робина Уильямса нагишом ныряет в бассейн. Сцена напоминает обложку альбома Nevermind группы Nirvana.

• В эпизоде появляется бас-гитарист группы Nirvana Крист Новоселич (Krist Novoselic).

• Бобкэт Голдвейт был дружен с лидером группы Куртом Кобейном (покончившим с собой в 1994 году).
Как вы оказались на разогреве в последнем туре «Нирваны»?
Бобкэт Голдвейт: Ну, Курт был фаном моих стендапов, что на самом деле довольно странно. Курт брал у меня интервью для радиостанции колледжа, перед тем, как они записали [дебютный альбом] Bleach. А потом, через пару лет, я выступал у них на разогреве, на огромных спорт-аренах. Было весело. (источник)

См. также: отрывки из интервью Бобкэта Голдвейта и Робина Уильямса о фильме.

Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...