Wednesday, 22 July 2015

Все живое должно цвести, радовать. Александр Татарский (11 декабря 1950 года – 22 июля 2007 года)/ Aleksander Tatarskiy

Первым фильмом Александра Татарского, показанным на телевидении, стал мультфильм «Пластилиновая ворона». Это был один из самых знаменитых и узнаваемых мультфильмов в 1980-е годы, получивший более чем 25 наград на разных фестивалях.

История его создания весьма примечательна. Свой личный мультфильм юному режиссеру разрешено было создать в порядке исключения за помощь столичному телевидению в разработке анимационных заставок для Олимпиады в Москве в 1980 году. Вскоре после того, как «Пластилиновая ворона» была завершена, ее сразу же запретили, признав «идеологически безыдейной». Мультфильм спасли режиссеры Ксения Маринина и Эльдар Рязанов, в то время делавшие программу «Кинопанорама» и вопреки цензуре выпустившие «Пластилиновую ворону» в эфир.
Второй культовой работой Александра Татарского стала заставка для телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши», не исчезающая с экрана около тридцати лет. Успех Татарскому обеспечила его напористость, он рассказывал о том, как планировалось создание этой знаменитой заставки: «Писатель Эдуард Успенский хотел сделать заставку к "Спокойной ночи, малыши!". Я почитал его сценарий и сказал, что делать его не буду – он мне вообще не понравился. И нагло сделал свой собственный сценарий заставки, которая идет в эфире уже 25 лет».
Эта заставка была внесена в Книгу рекордов Гиннеса по числу выходов в эфир.

Третьей известной работой Александра Татарского стал мультфильм «Падал прошлогодний снег», созданный в 1983 году по сценарию Сергея Иванова.
Александр Татарский рассказывал:
— Я хотел снимать «Прошлогодний снег», а мне говорили, что надо снимать что-то про пионеров, собирающих металлолом. Я сопротивлялся и орал. Скандал длился четыре дня. А на пятый я пришел и сказал: «Хорошо. Я хочу снимать мультфильм про Ленина». Тут они напряглись: «Это что еще за мультфильм?» «Ну как, — говорю, — Ленин был очень веселый человек. Сделаю смешное кино про Ленина — все обхохочутся». Они поняли, что положат на стол партбилеты за такое кино. Спросили: «А можно не про Ленина?» — «Я известный режиссер, хочу про Ленина». Две недели ходил и требовал — хочу про Ленина! Еще потом придумал, что фильм будет по рассказу Зощенко про Ленина. И добился того, чего хотел: делай что хочешь, только не про Ленина! И я сделал «Прошлогодний снег».

Мультфильм сразу стал настолько знаменитым, что его разобрали на цитаты: «Маловато, понимаешь… Маловато будет!», «Ой, как я очень это богатство люблю и уважаю!..». Цензура тоже не обделила своим вниманием этот мультфильм. Такие фразы, как «Кто тут, к примеру, в цари крайний? Я первый буду!» — автору пришлось отстаивать с большим трудом. При сдаче мультфильма «Падал прошлогодний снег» цензоры практически довели Александра Татарского до инфаркта своими многочисленными придирками. Они заявили, что режиссер с крайним неуважением относится к русскому народу, потому что в мультфильме представлен «всего один герой русский мужик, и тот — идиот». В то время подобные обвинения носили очень серьезный характер.


В фильме «Падал прошлогодний снег» изначально вообще не было текста. Он возник в приказном порядке — настояло начальство «Мульттелефильма». Но в результате получилось замечательно. И Садальский прочел мужика удивительно точно….
Игорь Ковалев:
— Сначала были лишь отдельные междометия: «А!» и «Ох». Но когда наверху потребовали «разъяснить этот бред», фразы героя возникли так естественно… В основе — все слова Татарского. Что-то было придумано и Ивановым, но Саша «сказал» это по-своему. Многое в фильме списано с самой жизни. Вот возвращаемся мы из киевского Дворца пионеров, где преподавали детям. Час ночи, холод собачий, ледяной дождь. Дрожим на остановке в ожидании троллейбуса. Рядом мерзнет пьяный. Проезжает машина и обдает его с ног до головы. Дядя: «У… все же не рассчитаешь». Мы посмеялись и забыли, а Саша подарил реплику герою.

Александр Михайлович умер 22 июля 2007 года от остановки сердца во сне. На тот момент ему было лишь 56 лет.
источник

*
Киевский мультипликатор Наталья Чернышова:

Мы вместе учились — Саша был на курс младше. Кстати, как мультипликатор свою первую сцену он снял в фильме Давида Яновича Черкасского «Приключения капитана Врунгеля» — ту самую, где военные корабли окружают маленькую перевернутую яхточку.

Помню, был у нас замечательный период, когда все восхищались творчеством Ярослава Гашека. Саша шпарил «Приключения бравого солдата Швейка» наизусть, причем к месту и не к месту.
Он был не только выдумщиком и затейником, талантливым мультипликатором, но и весьма образованным, эрудированным человеком.

Мультипликатор Давид Черкасский:

Саша был весьма эксцентричным человеком, мыслил в хорошем смысле по-клоунски, по-цирковому, не так, как обычные люди. А у нас, мультипликаторов, если не по-человечески, значит, уже хорошо.

Еще в Киеве их с Игорем Ковалевым хохмы продумывались заранее, детально прописывались, были не одноразовыми, а многосерийными.
Однажды они заметили, что этажом ниже сосед раскладывает на балконе шкурки убиенных животных. И началось... Звонили они ему ежедневно и ежевечерне, подделывая голоса и интонации под милицейский суржик, стращая «радужными» перспективами. Скорняк до смерти перепугался, шкурки повыбрасывал, так ведь им и этого мало было! Они продолжали названивать: дескать, чистосердечное признание смягчает наказание, и предлагали покаяться. В конце концов, сосед не выдержал — пошел сдаваться в милицию и там таки да — сознался в браконьерстве и незаконной индивидуальной трудовой деятельности. А они параллельно весь этот треп записали на магнитофон, потом прослушивали и веселились от души.

В Киеве ему было тесно. Он был режиссером от рождения, но видеть в нем художника здесь никто не хотел. Я уверен: останься он в Киеве, к нему стали бы относиться еще хуже, поскольку Татарский был человеком задиристым, острым на язык, всегда резал правду-матку, а кому такое понравится? Матерщинником, правда, не слыл, но послать мог далеко.
Кстати, свою знаменитую «Пластилиновую ворону» он начал делать еще в Киеве. Саша был вообще мастером на все руки, одаренным бизнесменом. В киевском Дворце пионеров он с коллегами открыл первый кружок анимации. Нашли какой-то станок, полностью его переделали и создали на нем две мультипликационных новеллы. Там же начали работать над «Вороной». Потом руководство стало совать палки в колеса, Саша психанул, плюнул на все и уехал в Москву.


Поначалу «Ворона» была официальным проектом — Татарскому предложили сделать ленту из трех частей по мотивам детских рисунков. И хотя в то время Саша интересовался авангардными технологиями, включая зубную пасту, от заманчивого предложения не отказался.
Пригласил к сотрудничеству Григория Гладкова, Эдуарда Успенского. Они скупили в московских магазинах 800 килограммов пластилина, вручную раскрасили его в яркие цвета, записали музыкальные партии. Но то ли хронометраж не совпал, то ли еще что-то приключилось, но фонограмма никак не ложилась на анимацию. Поэтому знаменитую песенку «А может быть, ворона, а может быть, корова...» записали на убыстренной скорости. Так родился любимый миллионами смешной мультяшный голосок. Хотя изначально, кажется, эту песенку исполняли солисты Большого театра.


Вскоре была создана знаменитая заставка к передаче «Спокойной ночи, малыши», которая уже более 25 лет держится в эфире, затем «Обратная сторона Луны», неповторимый «Падал прошлогодний снег». К слову, Татарский, в отличие от своего мужичонки, отправившегося в лес за елкой, в жизни не ставил дома на Новый год настоящую елку — только искусственную. Ему казалось, что все живое должно цвести, радовать, а не быть сорванным, спиленным, растерзанным и после выброшенным на помойку.

У Саши всегда были проблемы с сердцем. Хотя внешне он выглядел весьма крупным, мощным человеком. А незадолго до Сашиной смерти случилась жуткая история, которая, судя по всему, поставила последнюю точку. Саша взял с собой на дачу любимую кошку. И у него на глазах ее в клочья разорвали собаки. Люди, любящие животных, поймут ужас, который пережил Саша. Я позвонил ему за день до его смерти, он рассказал о случившемся, пожаловался, что с тех пор практически не спит, что ужасно болит сердце... Вскоре из Москвы пришло страшное известие...
источник

*
У Саши был полный дом кошек. Он все время их кому-то пристраивал, отвозил, уговаривал. Никогда не топил. Накануне смерти пропал его любимый кот. Он сразу отправился на поиски – страшно переживал, что тот уйдет в лес и его разорвут собаки. Когда это все-таки произошло, Саша не выдержал.
22 июля, восемь лет назад, он умер от разрыва сердца.

«Падал прошлогодний снег». В сущности, этот пластилиновый фарс — трагикомедия. И заканчивается он, по всем законам жанра, на грустной ноте — флейта, звезды, нелепый мужик с тигриным хвостом и елка, найденная только весной.

Татарский был пророком. Правда, увидел я это только сейчас. Весь наш абсурдный, фантастический фильм он построил на одной фразе, которую считал гениальной: «Падал прошлогодний снег».

Мне он долго пытался объяснить:
— Ты понимаешь… ноль часов, ноль минут. Нет прошлого, будущего, нет настоящего. Есть безвременье, междумирье. Все замерло. А снег идет… Прошлогодний, понимаешь?

Сейчас понимаю, Саша сам был, как этот снег. Человек вне времени. Может и сегодня, он летит где-то между небом и землей, окруженный своими бесчисленными кошками.

Грише Гладкову, писавшему музыку к нашему фильму, он сказал:
— Под занавес нужна мелодия, под которую нас будут хоронить.

Так и получилось — на похоронах Саши звучал финал из «Прошлогоднего снега».


«Чьи мультфильмы дети смотрят, гражданами той страны они и являются».
Александр Татарский
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...