Tuesday, 26 May 2015

Майк Ли о своем дебютном фильме/ Mike Leigh on his first film, Bleak Moments (1971)

Интервью 2013 года

На днях одна интеллигентная молодая женщина сказала мне, что недавно посмотрела мой первый фильм, «Унылые мгновения». Я спросил, не показался ли он ей чересчур вялотекущим – будто наблюдаешь процесс высыхания краски? О, нет, ей понравилась каждая секунда картины – захватывающей, трогательной и смешной.

Опытный актер Джордж Кулурис (George Coulouris, сыгравший юриста Тэтчера в фильме 1941 года «Гражданин Кейн»/ Citizen Kane) был занят в фильме в начале репетиционного процесса. Через три дня он с картины ушел. Возненавидел.
Он должен был сыграть отца Сильвии и Хильды, но вместо этого им пришлось сделаться сиротами. Когда фильм вышел и был встречен положительными отзывами, Джордж великодушно явился на просмотр. Невеликодушно, он ушел из зала полчаса спустя, – с тех пор я его никогда не встречал.

Джорджу тогда было 70 лет – почти как мне сейчас. Мне тогда было 28, чуть меньше, чем теперь моим сыновьям (на фото справа молодой Майк Ли). Разумеется, я могу найти немало поводов для критики моего причудливого реликта 1971 года. Но это был мой первый опыт. С тех пор я снял 17 полнометражных картин, а также написал и поставил с десяток пьес, включая комедию «Вечеринка у Абигайль» (Abigail's Party, 1977).

Итак, сначала похвалы. С высоты прошедших лет, я чувствую, что имею право на толику отцовской гордости в отношении тогдашнего молодого меня. Имея за душой столь краткий жизненный опыт, неужели я действительно сочинил эту полную боли, трагикомическую историю о красивой, но угнетаемой жизнью девушке, прикованной к её старшей, умственно неполноценной сестре? Я изумляюсь зрелости и искушенности полученного в результате произведения, не говоря уж о его грусти, сострадании и иронии. Но кино не делается в одиночку; и «Унылые мгновения» – плод виртуозной командной работы. Бюджет картины был невелик, его обеспечивал Альберт Финни (Albert Finney). Блестяще спродюсировал и смонтировал фильм Лес Блер (Les Blair); со вкусом снял оператор Бахрам Маночери (Bahram Manocheri). Со мной работала самая крохотная из съемочных групп; и каждый, включая потрясающих исполнителей, работал за 20 фунтов в неделю.

Итак, каковы же промахи и упущения в этом фильме, который некоторые называют самым скучным фильмом на земле; который завоевал первые призы на кинофестивалях в Чикаго и Локарно; который [кинопродюсеры и режиссеры] братья Боултинг (Boulting brothers) объявили «слишком беспощадным»; а кинокритик Chicago Sun-Times Роджер Эберт (Roger Ebert) – «безоговорочным шедевром»?

Был ли фильм технически безупречен? Нет: качество звука ужасное. Можно ли было сделать его короче и бойчее? Возможно, но знаменитые длинноты – неотъемлемая часть его мучительного очарования. Мог ли я срежиссировать более качественно на визуальном уровне? Да, но только материал, снятый в самом начале – покуда я не набил руку. Можно ли лучше прописать диалоги? Да, но лишь в нескольких сценах мы придумывали диалог в спешке, что привело к нездоровым элементам импровизации. Не должна ли драма разрядиться катарсисом? Нет! Эксперимент был именно в том, чтобы так и не дать пузырю лопнуть, – и думаю, это сработало. Могла ли актерская игра быть лучше? Ни в коем случае!


Жан Ренуар (Jean Renoir) говорил, что все мы снимаем один и тот же фильм, снова и снова. Я согласен. Я пытался значительно разнообразить мои картины, но должен признать, что «Унылые мгновения» в некотором смысле остается матерью-прародительницей всех картин Майка Ли. И я очень этим горжусь.

источник: Mike Leigh on his first film, Bleak Moments (1971)

Перевела с английского Елена Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/

см. также подробный рассказ о фильме
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...