Friday, 1 May 2015

25-е. Первый день / 25th October, the First Day (1968)

Радио Свобода, 2004:

Юрий Норштейн: Фильм о революции. Должен сказать, что мы его делали вместе с Аркадием Тюриным, это мой коллега, его, к сожалению, нет в живых. Он был главный художник— постановщик фильма «Левша», в свое время был знаменитый фильм. Он этот фильм делал по своему диплому как художник. Мы с ним делали этот фильм. Это не было конфеткой к празднику, праздник прошел. Речь шла об искусстве этого времени. Я очень люблю русский авангард и все, что было после революции. Мы делали фильм на основе этого искусства, нам и досталось по первое число за этот фильм.

Виктор Шендерович: Досталось по эстетическим соображениям?

Юрий Норштейн: Безусловно. Это — буквально, директор брал список художников, ехал в Министерство культуры, там ему давали отмашку, какие могут проходить, какие не могут. А там список всех сильных художников, представительных, этого времени, которые — так или иначе — все равно были связаны с революцией, даже те, кто до и после. Это было очень интересное занятие.

Его очень редко показывали. Я должен сказать, что когда мы его делали, мои приятели, такой был Лева Збарский, он сейчас в Америке, Юра Красный, который тоже уехал, они приходили и спрашивали: «Старик, ты чего там делаешь?» «Ну вот, фильм о революции». «А расстреливать когда начнут?». Потом, когда фильм вышел, он на две недели попал в кинотеатр «Россия», там был маленький зал. И вот вдруг они ко мне пришли и говорят: «Слушай, старик, а красивое кино вы сделали». Так что я какими-то местами от этого фильма вполне....

* * *

with English subtitles

"The 25th - the First Day" by Yuriy Norshteyn and Arkadiy Tyurin (1968, Soyuzmultfilm).

A short film made by Yuriy Norshteyn for the 60th anniversary of the October Revolution, "The 25th - the First Day" recounts that day using art from the [1910s and 1920s]. Look out for Tatlin's Tower and Petrov-Vodkin's "Petrograd Madonna." The film features music by Dmitri Shostakovich, poetry by Vladimir Mayakovsky, and a rousing speech by V.I. Lenin.

Perhaps most importantly, it is one of the few films by Yuriy Norshteyn that is rarely seen, and has never been fully subtitled in English, until now.

This is definitely a propaganda film. But Yuriy Norshteyn has said that he wasn't forced into making it; he loves the art of that time period, and wanted to make a film using it. At the time that he made this film, though, the art styles of the early 1920s were no longer in fashion, and this film was a bit risky, despite being propaganda. Higher-ups asked him to change the end of the film and include a monologue by Lenin. Norshteyn, worried that his reputation would suffer if he got into a conflict on his very first film as director, acquiesced. After he saw the result, he vowed to himself that he would never again compromise.

source
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...