Saturday, 1 November 2014

«Я шагаю по Москве. Геннадий Шпаликов» - док. фильм (2008)/ Gennady Shpalikov, documentary

Автор сценария и режиссер: Лилия Вьюгина
Оператор: Геннадий Иващенко

Прежде всего, именно Геннадию Шпаликову советский кинематограф обязан своей «Новой Волной». Ведь именно автор фильмов «Я шагаю по Москве», «Мне двадцать лет» и «Я родом из детства» по праву может называться главным вдохновителем поколения шестидесятников.
Но помимо кино, были еще и песни. «Пароход белый-беленький...», «Ах утону я в Западной Двине», «Прощай, Садовое кольцо...» распевала вся страна, не зная имени автора...
Шпаликов был рассказчиком, поэтом, мистификатором. Вместе с вымышленной жизнью своих героев, он выдумывал и свою собственную жизнь; как выдумал город, где жил («Я шагаю по Москве»), выдумал время («Застава Ильича»), выдумал любимых женщин, оставив им после своей любви одну выжженную землю.
Вся сила Шпаликова ушла в творчество. Для жизни осталась слабость, когда уже нет сил выносить обиды, бездомность, безденежье и ту самую трещину мира, которая проходит через сердце настоящего поэта.
Одна из первых сценарных работ Шпаликова называлась «Человек умер», и обыгрывалось в ней траурное объявление: «Деканат сценарного факультета с грустью сообщает, что на днях добровольно ушел из жизни Шпаликов Геннадий. Его тело лежит в Большом просмотровом зале. Вход строго по студенческим билетам. После выноса будет просмотр нового художественного фильма».
В фильме принимают участие: режиссер Юлий Файт, сценарист Наталия Рязанцева, сценарист Павел Финн, актриса Виктория Духина, режиссер Сергей Соловьев, кинодраматург Наталия Фокина, актриса Марианна Вертинская.



Наталия Борисовна Рязанцева о Г. Шпаликове, из интервью:

Здоровье его от скитаний совершенно разваливалось… С помощью Союза кинематографистов Михалков пару раз устраивал Гену в хорошие больницы, но он сбегал. Где Гена бродил целыми днями?.. Выпивал со странными людьми. Какой-то музыкант, с которым мы случайно познакомились на автомобильном рынке, подвозил меня и рассказывал, что он друг Шпаликова и они вместе написали сценарий «Светит месяц». Я не стала ему говорить, что я Генина первая жена. К тому времени личность Шпаликова обросла мифами. И просто враньем. Да он и сам этого хотел — превращать обыденность в сюжет.

Я вышла замуж за Илью Авербаха [в мае 1966] и жила в Ленинграде. Гена в Питере снимал свой фильм «Долгая счастливая жизнь». Однажды в отсутствие Ильи он пришел к нам в гости. А когда уехал, прислал моему мужу письмо, чтобы тот вернул меня ему. Гена прекрасно понимал, что этого быть не может и что ему самому это, может быть, не нужно. Но был момент, когда ему показалось, что нужно, и он тут же об этом сказал. Дело, однако, было никак не во мне и не в ком-то еще, а в его собственной трагедии, в беззащитности, в нежелании и неумении выживать.

Иногда Гена заходил к моей маме поесть. Мы с ним встречались, как я уже сказала, обычно у кассы Управления по охране авторских прав в Лаврушинском переулке. В последний раз получилось странно. Гена сам назначил день, собирался вернуть долг и не пришел. Позвонил после: «Ни к чему все это, Наташа… А деньги я тебе обязательно вышлю».

Через какое-то время мы с Ларисой Шепитько сидели в номере Дома творчества «Болшево». Позвонил отец и сказал всего два слова: «Гена повесился». Потом я расспрашивала, как все вышло. Генин родственник из силовых структур, который разбирался с тем, что произошло, сказал мне: «Думаю, он это сделал от боли. Наверное, она стала такой, что больше не было сил терпеть». В 37 лет у Гены был абсолютно разрушенный организм плюс жизнь эта скитальческая...

Гена мечтал, чтобы пели его песни, — поют до сих пор. Знают стихи.
«Не прикидываясь, а прикидывая,
Не прикидывая ничего,
Покидаю вас и покидываю,
Дорогие мои, всего!»
И говорил, что настоящему поэту ни к чему жить больше 37 лет…
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...