Tuesday, 22 January 2013

Алла Евгеньевна Осипенко: С кино мне тоже повезло.../ Alla Osipenko (1932)

Когда-то давно пробовала почитать об актрисе, сыгравшей яркий эпизод в «Зимней вишне» (той мелодрамы, из которой еще не накромсали сериал). Бывшая свекровь Оли, Софья Николаевна, тонкая дама «с прямой спиной» и дивным хрипловатым голосом:

- Засадили бабку чад сторожить... Твой бывший со своей новой тоже дома сидеть не любят...


Тогда не смогла найти даже её имени.

из статьи:

Легенда Кировского (ныне Мариинского) театра Алла Осипенко.
Завершив балетную карьеру, А. Осипенко продолжила творческую жизнь в театре и кино. Дебютом в кино стала роль Женщины в фильме И. Авербаха «Голос». Особенно плодотворным стало сотрудничество с режиссером А. Н. Сокуровым. В 1986 году на экраны выходит фильм «Скорбное бесчувствие», где Осипенко сыграла одну из главных ролей - Ариадны. В этом же году Сокуров снимает фильм «Ампир», в котором занята практически одна актриса.

* * *
Алла Евгеньевна Осипенко, из интервью (2008 год):

По ночам просыпаюсь, когда вспоминаю, сколько мне лет.

Если говорить о величии, то посмотрите: вот кольцо, которое я ношу всегда. Мне его подарил индийский танцовщик Рам Гопал. А ему его подарила Анна Павлова, с которой он когда-то танцевал. И для меня это, вероятно, главный подарок и признание. Это гораздо важнее всяких званий и наград.

[...] с кино мне тоже повезло. Мне повезло потому, что я начала работать с таким режиссером, как Александр Сокуров. Он меня увидел в «Идиоте» и пригласил сняться в «Скорбном бесчувствии». Я ужасно волновалась, в первую очередь потому, что для балерины, у которой развита зрительная память, запоминать такие огромные тексты – большая проблема. В пробах вместе со мной участвовала сама Маргарита Терехова. Я нервничала на съемках и все время спрашивала у Сокурова: «Саша, ну что мне сделать? Что я должна сделать?» А он мне отвечал: «Алла Евгеньевна, не нервничайте, не дергайтесь. Вы мне нужны такая, какая вы есть». Он научил меня быть естественной перед камерой. И я не боялась. Могла перед ней делать все, что угодно. Сокуров попросил раздеться догола – разделась догола. Сокуров попросил прыгнуть в ледяную воду и плыть – прыгнула и поплыла. Во-первых, ради Сокурова, а во-вторых, потому, что не было абсолютно никакой боязни.

Ваша любимая актриса?

Грета Гарбо.

[…] Сейчас я ни о чем не мечтаю. Все мои мечты уже либо сбылись, либо ушли в прошлое, так и не реализовавшись. Единственное, чего мне хочется, чтобы появилась такая балерина, с которой я бы работала, отдавая ей максимум, и чтобы она этот максимум от меня взяла. Пока такого не получается.

[...] Вот собираюсь участвовать в новом проекте Михайловского театра «Спартак». Я пока еще не понимаю до конца, какой это будет спектакль, но с удовольствием хожу на репетиции. Ведь если ты можешь выйти на сцену, то почему бы не выйти? Пускай скажут, что я сумасшедшая, ненормальная, наглая. Пускай говорят что угодно за моей спиной, мне это совершенно неинтересно. Мое желание – выйти еще раз на сцену. Я хочу, чтобы этот спектакль был не просто зрелищным, но и содержательным, осмысленным, чтобы он дал возможность увидеть в классике что-то новое.

Вы бы хотели заняться чем-то кардинально другим?

Нет. Балет – это вся моя жизнь. Это то, что дает мне сегодня возможность выжить. Выжить, не спиться и не сойти с ума. Вставать каждое утро и идти в театр, потому что меня в нем все еще ждут.

* * *
Александр Сокуров, режиссёр:

«Она актриса и человек выдающихся качеств. Существование её рядом для многих было нестерпимо. Для балетмейстеров она была, видимо, слишком умна, для коллег она была грандиозно одарена, да и личность её многим не давала покоя. Я не встречал людей её масштаба. Как среди женщин, которых я знал в жизни, я такого масштаба людей не видел, — боюсь, что и среди мужчин таких людей не было».
(из программы «Встречи на Моховой», 2009 год)
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...