Friday, 19 October 2012

Аньес Жауи - 48 / Agnès Jaoui, creative duo with Jean-Pierre Bacri

Французская актриса, певица, режиссер и сценарист Аньес Жауи (Agnès Jaoui) родилась 19 октября 1964 года в городе Антони, деп. Верхняя Сена (Antony, Hauts-de-Seine), близ Парижа.

Ее отец, тунисец Юбер Жауи (Hubert Jaoui) по профессии – управленческий консультант, мать Жозиан Зера (Josiane Zerah) – психотерапевт. (источник)

По другим данным:
Отец – Гиза Жауи (Gyza Jaoui); один из новаторов использования в психотерапии трансактного анализа [его создатель – американский психиатр Эрик Берн (Eric Berne). Согласно его концепции, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Основная цель психотерапевтического процесса — реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей исходя из собственных потребностей и возможностей.]

В доме царила творческая атмосфера, с детских лет ставшая привычной и естественной для Аньес и её брата Лорана (Laurent Jaoui - также сценарист и режиссер).

Страсть к театру появилась у девочки ещё в лицейские годы: в 15 лет она поступает на театральные курсы в парижскую школу драматического искусства Кур Флоран (Cours Florent). В 17 лет, намереваясь поступать в Консерваторию для дальнейшего изучения сценических дисциплин, Аньес проходит литературную подготовку в парижском лицее Анри IV.
Первой киноработой 19-летней Аньес стала роль в фильме Поля Бужена «Сокол» (Le Faucon, 1983), где также дебютировал Венсан Линдон.

Увы, экзамены в Консерваторию она провалила. Тогда 20-летняя Аньес поступает на курсы Пьера Романа, одновременно присоединившись к труппе «Театра д'Амандье» (théâtre des Amandiers de Nanterre), руководителем которого был в то время Патрис Шеро (Patrice Chéreau). Он пригласил актеров труппы (среди них – Аньес Жауи, Марианна Деникур, Валерия Бруни-Тедески и Венсан Перес) сыграть в своем фильме «Отель де Франс» (1987).

В том же 1987 году происходит еще одно важное событие в жизни Аньес: она занята в постановке Жана-Мишеля Риба по пьесе «День рождения» Гарольда Пинтера (Harold Pinter, The Birthday Party, во французской версии - «L'Anniversaire»), где впервые играет вместе с Жан-Пьером Бакри (Jean-Pierre Bacri) – будущим своим спутником в жизни и в творчестве.

Жан-Пьер Бакри родился 24 мая 1951 года в алжирском городке Кастильоне, где его отец по выходным работал кассиром в кинотеатре Star.
В 1962 году семья перебирается в Канн, Жан-Пьер учится в местном лицее, намереваясь стать преподавателем латыни и французского.
Позже он оставляет эту идею, работает в банке, а в 1976 году 25-летний Бакри перебирается в Париж.
Работает в рекламном агентстве, записывается в труппу любительского театра, где обращает на себя внимание, сыграв несколько ролей типичных pied-noir – «черноногих», то есть французов магрибского происхождения.
Тогда же Бакри появляется в эпизодических ролях на телевидении и пишет свои первые пьесы - «Всего лишь» (1977), «Почтовая марка» (1978) и «Нежный лик любви» (1979).

Он одержим театром, но чтобы стать знаменитым, актеру необходим кинематограф. Бакри играет в эпизодах, его запомнили после «Тысячи извинений». Жан-Лу Дабади специально для Бакри пишет роль инспектора Эсперанци в фильме «Седьмая цель»; а за роль инспектора Бэтмена в «Подземке» Люка Бессона (1985) актер впервые номинируется на кинопремию «Сезар».

Похоже, Бакри не привлекают главные роли - он остается мастером эпизода, запоминаясь своими забавными и эксцентричными персонажами. Бакри увлекает драматургия; поворотным моментом становится его знакомство с Аньес Жауи, - актриса и драматург стала многолетним соавтором и спутницей жизни.

Родственные души, обожающие творить, Бакри и Жауи пишут свою первую совместную пьесу, «Cuisine et dépendances», что можно перевести как «Кухня и подсобные помещения», где и происходит всё действие. Первая же попытка приносит шумный успех – пьеса много месяцев не сходит с театральных подмостков.

В 1993 году дуэт Бакри-Жауи создаёт киносценарий на основе этой пьесы (Cuisine et dépendances). Одноименный фильм снял режиссер Филипп Мюиль (Philippe Muyl), в главных ролях заняты сами Жан-Пьер Бакри и Аньес Жауи, а также Жан-Пьер Даруссен (Jean-Pierre Darroussin) – с самого начала он играет в каждой пьесе и фильме дуэта Бакри-Жауи.

В 1993 году режиссер Ален Рене (Alain Resnais) приглашает этот творческий дуэт адаптировать для киноэкрана пьесу английского драматурга Алана Эйкбурна (Alan Ayckbourn) «Интимные обмены» (Intimate Exchanges).

Рене предложил сократить пьесу, убрав две из восьми историй (их содержание к тому же сочли «слишком британским» для перевода), сделав сюжет более четким – шесть историй с 12-ю возможными финалами.
Таким образом, дуэт драматургов создал сценарий фильма из двух частей: «Курить» и «Не курить». (Smoking/ No Smoking).
Все роли в фильме сыграли Пьер Ардити (Pierre Arditi) и Сабин Азема (Sabine Azéma). Ироничные истории про роль и связь случая и судьбы принесли драматургам Бакри и Жауи премию «Сезар» 1994 года - за лучший сценарий.

Следует вторая совместная пьеса – «Семейное сходство» (Un air de famille), которую ждал еще бóльший успех - престижная театральная премия Мольера. На основе пьесы «Семейное сходство» Бакри и Жауи написали киносценарий, одноименный фильм в 1996 году снял Седрик Клапиш (Cédric Klapisch). В ролях – Жан-Пьер Бакри, Аньес Жауи, Жан-Пьер Даруссен, Кэтрин Фро.

Внимание к повседневным мелочам, проницательные и остроумные диалоги, насмешка над мещанскими условностями, – таков взгляд Аньес и Жан-Пьера, чуткий, ироничный, немного грустный. Фильм заслужил признание широкой публики и кинокритиков, принеся творческой паре вторую премию «Сезар», за лучший сценарий – в 1997 году.

Выработался авторский стиль дуэта драматургов-исполнителей: проницательный, внимательный к деталям взгляд на окружающее; ироничный, подчас язвительный, чуть разочарованный. Работы Бакри-Жауи – меткие комедии нравов, не лишенные черного юмора, - однако авторы не издеваются над своими персонажами, находя в каждом из них симпатичные узнаваемые черты.

События обычно происходят «в узком кругу» - среди друзей, коллег, внутри одной семьи. Повседневные заботы и отношения показаны с неповторимой ироничной теплотой. Тандем Бакри-Жауи создает некий феномен: каждая киноработа этих авторов почти автоматически награждается премией «Сезар» за лучший сценарий.


В 1997 году Аньес Жауи и Жан-Пьер Бакри снова работают с Аленом Рене. Они пишут сценарий к фильму «Старая песня» (Same Old Song/ On connait la chanson), а также выступают в нем как актеры.
Снова оглушительный успех – причем двойной: «Сезар» 1998 года за лучший киносценарий, а также по статуэтке Бакри и Жауи - за лучшие мужскую и женскую роли второго плана!

Пришла настоящая известность. Правда, Аньес в одном из интервью заметила, что «быть только актрисой - занятие инфантильное». Жауи, которая сняла рекламный ролик к этой картине Алана Рене, пришлась по вкусу работа режиссера.

Аньес Жауи и Жан-Пьеру Бакри близка эстетика пародийной комик-группы "Les Nuls" («Никакие»). Бакри вместе с Аленом Шаба с удовольствием играет в фильмах «Город страха» и «Дидье»; Жауи сыграла с Аленом Шаба в фильме «Кузен» (Le cousin, 1997) Алена Корно. Жауи - Бакри связывает давняя дружба с Владимиром Йорданоффым и близким к Les Nuls Жераром Ланвеном.

Затем Аньес с неизменным своим соавтором Жан-Пьером Бакри пишет сценарий фильма «На чужой вкус» (Le goût des autres, 2000).

(на фото - рабочий момент съемок фильма)

Картина стала режиссерским дебютом Жауи - причем весьма успешным. Как обычно, в одной из главных ролей снялась сама Жауи, пригласив принять участие в своем режиссерском дебюте друзей: Бакри, Алена Шаба, Владимира Йорданоффа, Жерара Ланвена. Проницательность, чуткость и юмор, присущие фирменному стилю Бакри-Жауи (которых иногда именуют французскими Вуди Алленами), есть и в этой истории о противостоянии личных и «общественно обусловленных» взглядов.
Снова всеобщий восторг и признание.
Дуэт Бакри-Жауи в 2001 году получил свой уже привычный «Сезар» за лучший киносценарий, а Аньес Жауи как режиссер - за лучший фильм.
«На чужой вкус» получил массу других кинонаград, включая номинацию на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».

Аньес Жауи продолжает сниматься: в главной роли у Лорана Буника в экранизации психологической новеллы Стефана Цвейга «24 часа из жизни женщины» (24 heures de la vie d'une femme, 2002). В фильме Франсуа Фавра «Роль ее жизни» (Le rôle de sa vie, 2004) – в роли эгоцентричной кинозвезды; партнершей Жауи в этой непростой истории стала актриса Карин Виар.

В 2004 году Жауи снимает свой второй фильм - «Посмотри на меня» (Comme une image).

Сюжет, персонажи, пространные диалоги этой истории, как всегда, четко отражают особенности творческого почерка Аньес Жауи и Жан-Пьера Бакри. Оригинальный сценарий, конечно, написали сами. Оба заняты и в качестве актеров, как обычно, с предельной искренностью и достоверностью воплощая ими же созданные образы. Фильм был показан в программе Каннского кинофестиваля в 2004 году; Бакри и Жауи получили награды за лучший киносценарий; Аньес номинировалась и как режиссер.

В 2005 году Аньес Жауи сыграла в драме «Дом Нины» (La Maison de Nina) Ришара Дембо. Картина рассказывает о сиротском приюте времен окончания Второй мировой войны.

Затем неутомимая Аньес Жауи пробует себя в новом жанре - музыкальном, и выпускает свой компакт-диск, интонации которого навеяны мотивами латино (фадо, фламенко, болеро, босса).
(на фото - кадр из фильма Посмотри на меня)

Аньес обожает музыку и со времен консерватории серьезно занимается вокалом. Музыка часто оказывается одной из тем – главных или побочных - в её киноисториях.
И вот вышел первый альбом, «Canta». С песнями, записанными на испанском и португальском языках, Аньес в 2006 году объехала Францию и Бельгию.
В 2007 году за диск Canta Аньес Жауи была удостоена ежегодной музыкальной премии Victoire de la musique в категории «международный музыкальный альбом».

В 2008 году [по другим данным - в 2012] Аньес Жауи усыновила двух бразильских детей, которым было пять и семь лет – актриса сама захотела, чтобы дети были достаточно взрослыми.

Спутником Аньес долгое время (с 1987 по 2008 годы) оставался Жан-Пьер Бакри. Они сохранили добрые отношения и перестав быть супругами; продолжают совместную работу.
[Жауи и Бакри больше не живут вместе, у каждого своя профессиональная и личная жизнь: оба по отдельности актерствуют, а Жауи попутно выступила как латиноамериканская певица, записав песни на испанском и португальском языках. В начале этого [2008] года она усыновила двух бразильских детей. Но отношения Бакри и Жауи как партнеров не закончились. - из интервью]

В отношении своей личной жизни Аньес Жауи обычно скрытна и сдержанна, но для издания «Пари Мач» она прокомментировала: «Меня всегда очень раздражает, что в биографиях женщин неизменно указывают: "с" или "без детей". Я не испытывала потребности в деторождении. Но об усыновлении думала давно».

В этом же 2008 году Аньес снова работает как режиссер - она снимает фильм «Расскажи мне про дождь» (Parlez-moi de la pluie, 2008, см. интервью о фильме). Снова совместный оригинальный сценарий Бакри-Жауи, в фильме занят популярный актер Жамель Деббуз (Jamel Debbouze), а главные роли исполняют, как всегда, Аньес Жауи и Жан-Пьер Бакри.

источники: 1, 2, 3

Подбор материалов, перевод с английского - Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...