Monday, 15 October 2012

Интервью: Аньес Жауи и Жан-Пьер Бакри о фильме «Посмотри на меня» (2004)/ Interview: Agnès Jaoui & Jean-Pierre Bacri

ноябрь 2004 года

— Думаю, любые отношения, – когда вместе двое, – это уже власть, — говорит Аньес Жауи. — И её, в большей или меньшей степени, захватит один из двоих. Это общечеловеческая тема: власть в отношениях, сила и её применение.

— Уверен, что на вашем рабочем месте (наверное, коллектив из шести-семи человек?) вы ежедневно получаете подтверждение тому, что фильм весьма уместен. Наверняка в вашей компании есть свой тиран. Как минимум, один! — добавил Жан-Пьер Бакри.

Бакри играет бестактного, наглого деспота, оказавшегося под увеличительным стеклом новой остроумной и едкой комедии нравов, снятой Аньес Жауи.
«Посмотри на меня» (‘Comme une Image’, или «Как картинка» – альтернативное название, как и сама киноистория, жонглирует понятиями пассивности и овеществления, поиска внимания и отстаивание своих прав). Именитый писатель, персонаж в исполнении Бакри вершит суд в тесном кругу друзей, простофиль и подхалимов, а также правит судьбой своей дочери Лолиты (Марилу Берри/ Marilou Berry), которая страдает лишним весом, занимается вокалом и ждет одобрения одного-единственного человека, который никогда этого одобрения не высказывает.

Предыдущий фильм Жауи, «На чужой вкус», похож по стилю — такой же глубокий анализ предрассудков и самомнений, царящих в парижской театральной среде. И тоже написан и сыгран вместе с Бакри (отпечатки пальцев творческого дуэта несут на себе и «Семейное сходство» Сердика Клапиша, и «Старая песня» Алена Рене). Но хотя все их фильмы отражают доскональное знание французских культурных кругов, авторы настаивают — предложенная обстановка всего лишь отвлекающий маневр.

Аньес Жауи:
— Странное дело: это уже четвертая страна, куда я приехала с картиной «Посмотри на меня». И везде я слышу, что людям фильм нравится за критику заносчивости, надменности французской интеллектуальной элиты. Я понимаю, почему они так думают, но нашей целью было другое. Мы имеем дело с самыми обычными людьми, можно даже сказать, с опытными образцами. Но мы не умеем придумывать персонажей — нам необходимо знать таких людей в действительности. И, пожалуй, было немного лень пускаться в дополнительные исследования. Кроме того, важно было, чтобы наш тиран был знаменит. Ведь современная слава — это своего рода власть, это область, где можно быстро достичь успеха. Одна из сквозных тем фильма: как меняет людей успех.

Разумеется, пристально изучать свою собственную жизнь, сбросив шоры предубежденности — труднейшая задача. Но фильм так умело, так искусно раскрывает эту социальную динамику, что мне невольно вспомнилась Эдит Уортон [Edith Wharton (1862 – 1937), американская писательница, лауреат Пулитцеровской премии, автор коротких рассказов. Трижды номинирована на Нобелевскую премию (1927, 1928, 1930 гг.) Известна остроумным и проницательным изображением привилегированных слоев общества, в сочетании с блестящим психологизмом], которая также находилась внутри своего социального круга, в то же время будучи отстраненной от него.

— О, я её люблю, - воркует Жауи. — Одна из наших главных тем — поиск счастья, вернее, возможность изменений. И какую мы используем тактику? Большинство из нас родились в определенном окружении, получаем определенное образование, и повторяем то, что делали наши родители. Или делаем всё наоборот, но в итоге это то же самое. Мы так покорны, так податливы, нас определяет обстановка и образование; часто люди этого даже не осознают, им кажется, будто их мнения и вкусы независимы. Наша великая страсть — подвергать всё это сомнению, наблюдать за подлинной личностью, которая находится за всем этим. Можно ли позволить себе стать немного свободнее, стать более собой?

Принимая во внимание, что во Франции дуэт Жауи-Бакри пользуется таким же успехом, какой развратил некоторых из их персонажей, как они с этим справляются?

Бакри заёрзал на месте и фыркнул: «У нас всё прекрасно».


(Аньес Жауи на съёмках)

Аньес Жауи:
— Единственное, что я могу сказать: некоторые люди, добившись успеха, покупают новую квартиру или автомобиль, меняют жену и друзей, совсем как в фильме. Мой инстинкт срабатывает наоборот. Я должна сказать друзьям: «Вы мне нужны! Если я поеду в тот роскошный отель без вас, это не принесет мне радости». Это непросто, да; платишь раз, два, три, друзья думают: да хватит уже платить за меня! Но тебе просто хочется поделиться с ними!
Подчас люди бывают очень грубы с твоими друзьями. Одно из возможных решений — встречаться только с богатыми и знаменитыми, но мне это решение совсем не подходит. У меня есть друзья, которых я знаю с семи лет. Я хочу сохранить их дружбу. Да и вообще, чтобы описывать реальную жизнь нам необходимо быть внутри, жить такой жизнью. Но каждый раз вместе с переменами в жизни требуются подгонки, корректировки. Это не вполне нормально, но не так уж сложно».

источник; см. текст ниже
перевод с английского - Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/

**
Interview: Agnès Jaoui & Jean-Pierre Bacri

Nov. 2 2004

‘I think in any relationship – whenever you have two people – there is power,’ says Agnès Jaoui. ‘And one person is going to take it, more or less. It’s a universal subject: the power relationship, strength and its use.’

‘I bet that in your job, in the place that you work – I imagine you are six or seven persons? – you can see every day that the movie is pertinent,’ her partner Jean-Pierre Bacri adds. ‘I think someone in your company is a tycoon. At least one!’

Bacri plays the brusque, boorish autocrat at the bull’s-eye of Jaoui’s latest pin-point comedy of manners, ‘Look at Me’ (‘Comme une Image’, or ‘like a picture’ – the alternative titles, like the film, juggle notions of passivity and objectification, attention-seeking and self-assertion). A fêted writer, he holds court over a small salon of friends, suckers and sycophants, as well as his overweight singer daughter Lolita (Marilou Berry), who’s still looking for approval from the one man who won’t give it. Jaoui’s previous film, ‘Le Goût des Autres’ (‘The Taste of Others’), was a similarly intimate skewing of the prejudices and presumptions of Parisian theatre folk, again co-written and performed with Bacri (Alain Resnais’ ‘On Connaît la Chanson’ and Cédric Klapisch’s ‘Un Air de Famille’ also come with the pair’s thumbprints on script and screen); but for all the films’ ready intimacy with French high-cultural circles, the pair insist these milieus are red herrings.

‘The strange thing is that this is the fourth country I’ve been to with the movie, and I keep hearing that people like it as a critique of the arrogance of French intellectual culture,’ says Jaoui. ‘I understand why they think that, but it was not our point. We deal with ordinary people, archetypes even. But we’re unable to invent characters – we need to know them in real life, and we were a little too lazy to research.

‘Also,’ she adds, ‘it was important for us that the tyrant was famous. Because celebrity is now a kind of power, and it’s an area where success can be quick. It was another theme, how success can change people.’

Of course, anatomising one’s own life without blinkers can be the hardest task; but so deftly does the film expose its social dynamics that I’m reminded of Edith Wharton, who similarly stood both of and apart from her society.

‘Oh, I love her,’ Jaoui coos. ‘One of our main themes is the search for happiness, or to be more precise, is it possible to change? And what tactics do we use? Most of us are born in a certain milieu, receive a certain education, and repeat what our parents did. Or you do the opposite, but it’s the same, finally. We are so docile and so determined by our environment and education, and often people are not even aware of it; they think their tastes are self-determined. It’s our big passion to question that and observe the real personality underneath it all. Can you manage to be a little bit more free, more yourself?’

Given that in France the pair have met the same kind of success that corrupts several of their characters, how have they dealt with it themselves?

Bacri shifts in his seat and snorts: ‘We are perfect.’

‘The only thing I can say,’ Jaoui offers, ‘is that some people, when they meet success, buy a new apartment and car, and change wife and friends too, as in the movie. I had the opposite instinct. I had to tell my friends: “I need you; if I go into this beautiful hotel without you, I won’t be happy.” It’s difficult because, okay, you pay once, twice, and your friend thinks: Stop paying for me; but you want to share with them. And sometimes people are very rude with your friends. So one solution is just to see rich and famous people, but it’s really not my solution. I have friends from the age of seven and I want to keep them, and anyway we need to be in real life to describe it. But any time you change you need adjustment to deal with it. This isn’t normal, but it’s not so hard.’
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...