Monday, 3 September 2012

Олег Даль: «Я – суть абстрактный мечтатель». Отрывки из дневника/ Oleg Dal', diary

«По выражению театроведа Н. Крымовой, дневник Даля не написан, а нарисован», - пишет Н. Галаджева в книге «Олег Даль».
Отрывки из дневника артиста

Странное и страшное сосуществование двух внутренних жизней.

ХОТЕТЬ И МОЧЬ! Это есть диалектика внутренней жизни.
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ. Внутренняя жизнь – содержание, внешняя – форма. Артист – нынешний – вот грязная помойка, где можно отыскать все пороки!
Чепуха! Это есть мое состояние, а состояние – суть вещь временная. Мистика.
Долговременная!
Да! Чем дольше, тем лучше.
Процесс, каков бы он ни был – суть проживание. Или наоборот. Прожитие ежесекундное. Ощущение каждой секунды и есть сценическая жизнь. Большая редкость!

1971
МОИ МЫСЛИ – МОИМИ ГЛАЗАМИ
Мысль – суть глаза, обращенные внутрь себя. Форма. Знать самого себя – знать окружающих тебя.
Глаза – это твои чувства, -- это твое восприятие окружающего. Увидеть и осмыслить -- вот вечный –ое двигатель –жение нашей плоти.
Слово – глупость!! Слова – болото, где безвозвратно погибает мысль!
Узнать себя, узнать свои мысли – стало быть, познать окружающий мир и: или принять его, или отвергнуть!

К ТОМУ, ЧЕМ ЗАНИМАЮСЬ
Ни в коем случае не отметать посторонних замечаний и предложений, напротив, принять их в себя – как почва принимает зерно. Зерно здоровое даст ростки! Нездоровое – умрет! Конец верен!

2. День – день черный.
В грязи не вываляешься – чистым не станешь. Может быть, в этом и есть смысл, но не для меня. Не надо мне грязи искать на стороне; ее предостаточно во мне самом. На это мне самому стоит потратить все мои силы, я имею в виду искоренение собственной гнуси. Все мои отвратительные поступки – абсолютное безволие. Вот камень, который мне надо скинуть в пропасть моей будущей жизни.

3. День серый
Нахожусь в кризисе от столкновения с непролазной бесталанностью и абсолютным непрофессионализмом.
Самое ужасное в моем деле – незнание «как», «зачем», «почему». Это холостой ход, изматывающий и не дающий движения!
ДИНАМИЗМ – ГЛАВНОЕ?!
Сие есть действие.
Действие – главная движущая сила в нашем коллективном творчестве, если таковое еще осталось.
Малокультурье – суть, обязательно мещанство.
Воинствующее мещанство – непременно минифашизм – все это, вместе взятое, -- есть нынешний театр («Современник»! «Где некогда бывал и я»). Капля в море!

4. День…
Если тебе делает замечание злой или обозленный [...] -- значит, ты или увлечен чем-то и не можешь этого объяснить, или ты в этот момент такой же [...], как и тот, кто, делая тебе замечание, смеется над тобой. Уметь сдержать эмоции! Помолчать, послушать и подумать – единственное средство сберечь свои мысли, а, стало быть, себя.
Имею в виду творчество коллективное.
Сделать! Попробовать! Преступить! Пересилить себя! Задавить эмоции! Слушать! Не отвергать! Заставить себя пройти даже через глупость! Мять себя! Подминать! Унижать! Стать бездарным! Все это – ПРОЦЕСС!
Процесс не может быть не прав-ым. Он может быть неверным!

5. ДЕНЬ САМОСУДА
Жрал грязь и еще раз жрал грязь.
Сам этого хотел. Подонки, которых в обычном состоянии презираю и не принимаю, окружали меня и скалили свои отвратительные рожи. Они хохотали мне в лицо, они хотели меня сожрать. Они меня сожрут, если я, стиснув зубы и собрав все свои оставшиеся силы, не отброшу самого себя к стене, которую мне надо пробить и выскочить на ту сторону.
Стена – зеркало, в котором отражаюсь я сам, и я не могу глядеть на себя. Я себе противен до омерзения! Эмоции!

6. День Хэмингуэя
«В то время я начинал писать, и самое трудное для меня, помимо ясного сознания того, что действительно чувствуешь, а не того, что полагается чувствовать и что тебе внушено, было изображение самого факта, тех вещей и явлений, которые вызывают испытываемые чувства».
1-ая задача: выделить истинное ощущение, не спутать его с тем, что полагается чувствовать, или с тем, что тебе внушено.
2-ая задача: изобразить сам факт, который вызывает эти подлинные чувства.
3-я, и главная, задача – «проникнуть в самую суть явлений».
Я удивительно четко понимаю эту задачу. Вот где множество ответов на вопросы, каковые задает мне моя профессия. Перечитал еще раз. Бог мой, какой умница и какое подспорье для меня.

7. День опустошения
Нельзя повторять одно и то же.
Нельзя клясться и божиться об одном и том же. Станешь проституткой. Станешь пустым ведром, в которое не выбрасывают мусор. Даже!

[на фото - кадр из фильма «Человек, который сомневается» (1963)]

8. Просто день…
Заставь себя никогда не вспоминать о потерянном.
«Писатель – как священник. Он должен испытывать по отношению к своей работе такие же чувства».
И еще.
«Даже если ваш отец умирает – и вы с разбитым сердцем стоите у его постели, то и тогда вы должны запоминать каждую мелочь, как бы это ни было больно». Все это сказал Хемингуэй, и, если заменить в его словах «писатель» на «артист», все это точно отнесется к моей профессии. Все это верно и честно, и в этом нет ничего героического и тем более сверхъестественного. Да здравствует профессиональность!

11. День моря.
Малыш сказал, глядя в море: «Камень плывет.» -- «Нет, --ответила мама. – Это так кажется, потому что волна.» -- «Война», -- повторил задумчиво малыш. «Не война, а волна», -- повторила мама. «Я и говорю, война», -- сказал малыш,
Он не выговаривал букву «л».

Человек отнюдь не красит места. Впрочем, в зависимости от внутренних качеств человека.
Гурзуф – прелесть. Издали – нарисованный театральный задник. Лабиринт узких улочек, то поднимающихся, то опускающихся. Падающих друг на друга. Поднявшись вверх, кажется, что сможешь увидеть свои собственные плечи и затылок внизу.
Домики даже вблизи производят впечатление игрушечных, придуманных добрым и рассеянным стариком.
И все это омывает море; виноградники на горах и ласковое обильное солнце.
Алушта (Луста). Равнинный серый (и по цвету, и по сути) городок. Знали его греки и потом римляне и т. д., и во всем чувствуется их неприязнь к этому проходному месту. Они здесь не оставили ни одного знака любви или ненависти.
Теперь городок населяет (7 месяцев в году) отдыхающее, глупое и невоспитанное быдло. «Советский гражданин имеет право на отдых», -- написано на безвкусной арке, открывающей вид на море. Закрывающей. Качается из этого стада колоссальное количество денег. Дома отдыха построены друг на друге.
Предвижу время, когда на берегу Черного моря некуда будет ступить.
Обслуживает отдыхающее быдло другое быдло – быдло хамское.
Быдло на быдле – быдлом погоняет.
Да-а-а…

15. АБСТРАКТНАЧУЛЕНТ
Я – суть абстрактный мечтатель.
Таким родился, таким буду всегда и, видимо, таким останусь.
Отсюда мой выбор занятий.
Не конкретен вообще, но конкретен в частности.
Это та еще фигня!

16. Декабрь 1971. 31. 23 ч. 45 м.
…………………………………...
ИТОГО…………………………..
…………………………………...?

1972. Отбор. 1972. Январь.
Брать все, что представляет интерес. Но! Уметь иметь направленность на определенную конкретную вещь, дело, роль, которой занимаешься в данный момент. Все, что происходит со мной в жизни, имеет вид непрерывной цепи.
Событие – обрыв этой цепи. Стало быть, если цепь – то звенья. Обрыв? Нет. Бугор.
Главное – досконально изучить каждое звенышко!

Январь. ОПЫТ.
Но главное – каждый свой ШАГ превратить в ОПЫТ.
Что это значит?
Каждый шаг – ПОСТУПОК – ОПЫТ.
Ай-яй-яй-яй-яй!
ПОКА НЕ СДЕЛАЮ ПОСТУПКА – НИКОГДА НЕ ПОЗНАЮ ПРАВОТЫ И НЕПРАВОТЫ.
Таков мой крест. Отсюда: никакого умозрения: только практика. Ох, многократно бит буду! Опыт - действие. Да! Да
[...]
Январь. Просто так…
Право человека не подчиняться обычаям…
«Выделить истинное ощущение, не спутать его с тем, что полагается чувствовать, или с тем, что тебе внушено». Э.Х.
Полагается!
Хорошо, что есть к кому вернуться и проверить себя!

Июнь. 72.
Оуэн «НИКОГДА НЕ СПОРЬ! СТОЙ НА СВОЕМ, И ТОЧКА!»
Попробуем последовать этой прекрасной заповеди старика Оуэна.
А как быть с тупым, бездарным и беспардонным упрямством?
Ужасная профессия – быть ЗАВИСИМЫМ!

Борьба с этими сволочами предстоит УЖАСНАЯ...
Может быть, один?
Может быть.
Но себя! Хранить СЕБЯ! Это - ГЛАВНОЕ.
Не приспособиться. Не обезразличиться.
Обратиться внутрь - там моя сила, моя земля обетованная. Дело - моя крепость. Никого близко не подпускать. Я - хозяин! Я - раб!

9. Июнь. РАДОСТЬ ИДИОТА. Мечты идиота! Мечты идиота. И т. д.
А мысли мои о нынешнем состоянии совкинематографа. («Земля Санникова») [ Х ] и [ Y ] клинические НЕДОНОСКИ со скудными запасами серого вещества, засиженного помойными зелеными мухами. Здесь лечение бесполезно. Поможет полная изоляция!

10. Июнь. ТЕАТР. СЕЗОН. 72
Ничего не сделано! «Выбор» Арбузова. Кочмарики.
Никогда не лезь в авантюры!
Из г… конфетку не сделаешь!
Знаю теперь.
ОПЫТ. Прошел успешно. «Выбор» Арбузова нелепейшая стряпня!
УПАСИ Бог!
Артист не должен играть героя, если он его ненавидит или ненавидит его прообраз - эмоции могут исказить подлинную картину.

11. Июнь. Просто так…
Б. Шоу. «В конце концов наши отношения испортились до такой степени, что оставалось одно: договориться, что мы чрезвычайно уважаем друг друга».

13. ОТЧАЯНИЕ!
Можно найти признаки ума в скопище мошкары, забившей театр и кинематограф и выносящей суд тому, чего им не дано ПОНИМАТЬ?
Код – ошибка! Ха!
Год – кончен
ИТОГО?!

Год 73. Февраль. ЧЕХОВ.
Кончена (фактически) «Дуэль». Начнем отсчет времени заново. Мыслей никаких. Что меня ждет?
НЕ ЗНАЮ!
Подождем – увидим!
Терпение..!
Прочитал «Моби Дик, или Белый кит» Германа Мелвилла.
Вот где масса ответов на множество моих вопросов о том, каким должно быть искусство и АКТЕРСТВО в нем.

День 19 марта 73 г.
У Майна Рида прочитал прекрасную мысль. «Любовь к фейерверкам – своеобразный, но верный признак вырождающейся нации». Смешно и точно!
Точно и по сей день! 30. 01. 76 г.

2. Апрель 73 г. (1.IV.73 г. -- 1. IV. 75 г.)
У Диккенса. (…сделал вид, будто надевает единственную перчатку, которую обычно носил в руке ради соблюдения приличий…)
[...]
Скоро закончу изображать Печорина у Эфроса. Об этом мечтал (о Печорине), а получилось ли, сбылось ли? Пока неудовлетворение…


День 11 мая 1973 года - ЧЕРНЫЙ.
Нет Григория Михайловича Козинцева.


1. Год 75 наступил…
Год «исполнения желаний» -- так полагают японцы. А чем я не азиат?
Только переиначу немножко: год «выполнения желаний».
Избежать всяческой «ихней» рекламы и внимания!
Звонил оператор с «Мосфильма» -- заказ сделать мой слайд для журнала «Искусство кино».
У НИХ НЕТ ИСКУССТВА В КИНО, почему же моя рожа должна принадлежать ихнему журналу? Моя рожа – это моя рожа и больше ничья!

3.1.75 г.
Однако 31. XII. 74 г. закончил своего Печорина с А.В. Эфросом. Эфрос достоин подражания и как человек, и как художник!

СОЦРЕАЛИЗМ и что из этого…
Самое ненавистное для меня определение.
Соцреализм – гибель искусства.
Соцреализм – сжирание искусства хамами, бездарями, мещанами, мерзавцами, дельцами, тупицами на высоких должностях.
Соцреализм – определение, не имеющее никакого определения.
Соцреализм – ничто, нуль, пустота.
Естество не любит пустоты…
Посему столь бездонная пустота, как соцреализм, мгновенно заполнилась всяческим г… и отребьем без чести и совести. Не надо быть талантливым, чтобы сосать такую матку, как «с–р». Надо просто знать, что надо, и на книжной полке будет расти ряд сберкнижек! Соцреализм предполагает различные награды и звания!
ЗВАНИЯ…
Нар. арт. респ. Засл. арт. респ. Нар. арт. Герой Соц. Реализма для людей искусства.
Звания не заслуживаются. Они назначаются, а потом выдаются, как охранные грамоты. Выдаются по степени «правильности» существования в соцреализме.
НАКИПЕЛО!
Покой и воля…
Ах, Александр Сергеевич, сам-то ты что же?
В последнее время дохожу до физиологического состояния тошноты и блевотины.
Это уж слишком!
Куда податься?
Где чистого воздуха хлебнуть?!

5. 1. 75
И ПОШЛО, И ПОЕХАЛО…
Смотрел своего Печорина…
ХОРОШО!
Иду правильно… Заполнена каждая секунда существования в обстоятельствах. Существую правильно.
МНОГОПЛАНОВО, НАПРЯЖЕННО И НЕ ЗАИГРЫВАЯ со зрителем.
Через 15 лет встретился вновь с А.В. Эфросом.
МОЙ РЕЖИССЕР.
Радует то, что я получил уже доказательства моего правильного существования в профессии.
Этому доказательство и Печорин, и Марлоу в «Ночи ошибок» Голдсмита. Так или иначе надо двигаться дальше! Теперь «Двенадцатая ночь» с Джеймсом.

3.4.75 г.
Я и Хася. Я и театр…
О сволочах…
Мои размышления, более четко сформулированные китайцем ДЭН ТО…
«Образованность и здравомыслие, умение дорожить друзьями и бережное отношение к плодам человеческого труда – хорошо, а деспотизм и мстительность, страсть к пустословию и невыполнение собственных обещаний – плохо».

Простое утверждение мною элементарных норм морали уже выглядит демонстрацией.
АМНЕЗИЯ – они быстро забывают увиденное, не помнят сказанного ими самими и даже собственных поступков. Они часто не выполняют обещанного, не держат слова. (Ялта, Я и Хася 73 г.)
Ученый эпохи Сун:
«Надо выбирать друзей, которые сильнее тебя».
Это принесет пользу – у них можно учиться, как расти самому:
«Пренебрегать учителем и полагаться только на свои способности – значит ничему не научиться».
Учителей выбираю себе я.

Март – апрель 1975 г.
Питер Джеймс.
«Двенадцатая ночь».
Спектакль за 40 дней.
Парню 35 – 37 лет.
Удивительно профессионален. Я очарован? (Неправильно.) Работа с ним еще раз подтвердила правильность моего пути, правильность моей методы, правильность моих принципов.
В результате Эндрю Эгьючик.
Печорин… Эгьючик…
Неплохо!

ИЮНЬ – ИЮЛЬ 75 г.
Чехов. Петя Трофимов. Г. Уэллс «Павлов и Фрейд».
Совершенно замечательные мысли в этой книжке, все годящиеся к моей профессии.
Чехов – врач, Павлов – физиолог, Фрейд – психолог.
Сверх-я, теория вытеснения, сны, описки, юмор и т. д.
Физио-психология – кухня артиста.

1975
КОНЧИЛСЯ
ЧЕМ?
ПО-ВСЯКОМУ!..

1. Январь 1976 г.
ШОУ: «Гражданское воспитание – это отнюдь не воспитание слепого повиновения власти, это воспитание несогласия и свободомыслия, скептицизма, тревоги и страсти к совершенствованию…
Без критики нельзя себе представить развития цивилизации, и, дабы уберечься от застоя и разложения, цивилизация обязана даровать всем критикам общее алиби».

ЯНВАРЬ… с 2 по … ?
Я + Ефремов + Рощин + Виктюк + Волчек + Табаков = ? Интересно, что получится?
Кто-то из этой формулы выскочит. Каков будет результат?!
Выскакиваю Я! Ухожу из театр в кино. Не потерять времени! К 37-ми годам я кинорежиссер, если все образуется.

76 Конец февраля…
Созвучие моим мыслям: Люди, стремящиеся к самоутверждению и не обладающие безупречной добросовестностью, приходят к эффектным результатам и в результате приносят вред.
Способность удивляться!..
НИЛЬС БОР: «Специалист – это тот, кто знает некоторые привычные ошибки в данной области и умеет их избегать».

МАРТ. 76 г. НАЧАЛО…
Уход из театра решен окончательно и бесповоротно! Мозг утомлен безвыходностью собственных идей и мыслей. Нельзя и малое время существовать среди бесталанности, возведенной в беспардонную НАГЛОСТЬ.

2. МАРТ 9-ого 76 г.
Сегодня ушел из театра «Современник»!
И ничего в душе не отозвалось…
«Когда я умру, ты не забудь вовремя платить за квартиру».
15. III. 76 г. мама
Сколь много в этой фразе!
Что дальше?
Точки над i...

3. К ЗАНЯТИЯМ…
Крупный план. Фон. Как Джоконда. Живопись.
Рассмотреть предмет со скрупулезной точностью Ван Гога. Лицо… Руки… Глаза… Рот… и т. д. Соучастники, но отнюдь не единомышленники!..

17.10.76 г.
Курсы, будь они не ладны…
Два года сомнений…
Завтра экзамен…
Ну, ну, поглядим.
Во всяком случае, мой путь верен.
А судьи кто?..
Живопись. Кадр. Национализация кино. Вот главное в моей будущей профессии.

ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СЕЧИНОВ О СНАХ.
«Небывалые комбинации бывалых впечатлений». Это годится для моего кино.
НОЯБРЬ 76 г.
«Ленфильм» предложил снять фильм по сценарию М. Чумак. «Песня на дудке». Тема хороша. Сценарий плох. Поработал. Могу! Знаю! Умею!

Новый 1977. Январь 4.
4.I.77. 11-00 утра. Занятия. Режиссура.
Новая страница в моей профессии.
Начнем, пожалуй…
Гайдай. Ревизор. Хлестаков.
Пугает Гайдай. Что делать?! Ждать. Отказаться никогда не поздно.
Возвращение в прошлое.

17.12.76 г. Окончательно отказался от мечты сыграть Хлестакова.
Фильм Гайдая. Соображения принципиального характера. Не по пути!!!

[...]
Даже Эфрос перестал быть открытием… Театр – тяготит… Внутритеатральные и около – взаимоотношения раздражают…
Что дальше?!

26 АПРЕЛЬ 77 г.
Начало фильма «Заповедник» [повесть Андрея Битова, фильм «В четверг и больше никогда» - Е.К.]. Эфрос – режиссер.
Третья моя с ним работа.
Ну что же, еще одна попытка. Поглядим…

АВГУСТ 77.
Эфрос ясен как режиссер и как человек. Просто ларчик открывался. Как человек – неприятен… Как режиссер – терпим, но, боюсь, надоест…
Кина не видел. Опять все делал сам…
Но мне с [...] Эфросом легко работать. Он дает свободу и понимает.
Нет! Не легко! Подмять хочет.

Видел материал. Хорошо!
16. XI. 78 Это кино… Ассоциация чувств и видений.

8 ОКТЯБРЬ 77.
«Принять награду – значит заведомо согласиться на критику со стороны правительства, государства». Ш. Бодлер
Примерно…
Я согласен!
Согласиться на награду… принять право правителя или государства судить вас.
Это вернее.
Бодлер – умница.

17 Октябрь. Раздражения…
1. Театр…
В общем, все понятно. Чужой. Артисты довольно примитивны, я бы сказал, провинциальны. Раздражает даже Любшин, Петренко, не говоря о [...] Яковлевой. Раздражают даже Дуров, Козаков, Сайфулин и т. д.

2. Эфрос…
[...] наделенный ярким талантом видения.
Умением почувствовать общий внутренний ритм пьесы и сцены. [...] Как человек. Примитивен и неинтересен, а иногда просто неприятен. Женский характер.
Как режиссер – все через себя. Требует повторения. Отсюда раздражающий меня лично формализм. Решение у него найдено, и довольно легко…
Боюсь, что пользует раз и навсегда найденный прием, который в сочетании с различным драматургическим материалом дает неожиданный эффект. С одной стороны, ему нужны личности, с другой – марионетки.
Вернее так: он мечтает собрать вокруг себя личностей, которые, поступившись со своей личной свободой, действовали бы в угоду его режиссерской «гениальности», словно марионетки. Он мечтает не о содружестве, а о диктатуре. Но это его мечта, тщательно скрываемая. Он весь заведомо ложен, но не сложен… Вот в чем для меня заключен основной момент раздражения к Эфросу, к его коллективу, к его искусству.
Пока все…
Однобокий интеллект. Вся режиссура построена на мнимой сложности, на придуманности, на мистицизме. Это обманывает. Обман в нашем деле рождает куклу.
Отсюда деспотизм.
Он быстрее придумывает, чем артист находит. Следовательно, он делает артиста слепым, лишает его процесса творчества. Это убивает в артисте содержание, делает его пустотелым, приучает к ФОРМАЛИЗМУ в плохом смысле этого понятия, ремесленничеству, представлению. Театр представления – не мой театр.
Театр – есть вечный процесс формотворчества, читай – формализма.
17 октябрь 77 года

7 ноябрь
Пьеса Дворецкого «Веранда в лесу» -- слаба до придури.
Воровано у А. П. Чехова.
Настолько нынешние мелки, что и воруют-то по мелочи. Одним словом – «карманники».
Эфрос строит. «Строитель».
Поглядим – увидим.

17 январь 78 г.
«В четверг и больше никогда» «никогда больше».
Премьера. Посмотрим.
Послушаем. Выводы потом.

Выводы: у одних раздражение, граничащее с ненавистью.
Впечатления. Моё: настоящая фильма.
Такие фильмы делают талантливым мир.
Талантливый мир! Редкость.
Мнения: а на мнение нынешних мне [...]
Я сделал то, что хотел, и открыл проблему.
Еще о Фросе: боязлив, самолюбив, самообманчив, плохо со вкусом в жизни. Однако НЮХ!
Мне нужен как толкач.
Пьеса «Веранда» -- скучна.
Роль в моем внутреннем состоянии и знании – лжива! [...]

МАРТ 78. ВЫВОДЫ:
«Веранда в лесу».
Нельзя играть совдраму.
Ложь. Половинчатость.
Проституция. Лживая тенденциозность. [...]
Эфрос [...] и талант не помог. Талант-перевертыш.
Ну что ж, не пора ли идти своим путем?!
Все скучно и неинтересно.
Но надо жить?!
А как?!

78 СЕНТЯБРЬ.
Двухсерийный ТВ.
«Утиная охота». Вампилов.
Работаю с июля.
Реж. Мельников.
Не знаю… не знаю…
Все на мне! (Надоело.)
В августе – гастроли в Эдинбурге. «Прошли» -- хорошо.

78 ОКТЯБРЬ.
Кажется, дело идет к уходу из «этого» театра.
Причины. Фрося [...] человек, но режиссер очень знающий и понимающий дело.
Но [...] его «компания» -- не моя «компания».
Дуня – добрая бездарь.
Партнеры – сытые, ничего не хотящие двуногие.
[...]
Он [Эфрос] никогда не будет иметь у себя артистов-личностей (хоть сколько-нибудь), а будет иметь артистов-марионеток.
Поскольку его «метод» подхода к любому спектаклю претенциозен и даже манерен и одинаков, отсюда он однообразен.
Только пропущенный через актера-личность, метод этот мог бы обрести новое звучание.
В силу его женского характера и [...] Яковлевой все вынуждены быть подыгрывающими.
Мне эта «роль» не подходит!
10.XI. 78 г.
Да при чем тут Яковлева? Просто Эфрос – балетмейстер в своей сути. 23. XII

XI.14.78 г.
Засилье карликов. Суетность. Наглость и претенциозность.
Перевертыши. Обман. Смешение акцентов. И все это выдается за «новые взгляды». А внутри пустота, и эгоизм, и себялюбие, и шаманство, и полная неспособность к самостоятельности.
P. S. Моя ошибка заключалась в моем поиске себя через режиссера (Эфрос).
[...]
Их «искусство» заключается в умении зеркально отразить собственные недостатки и всеми силами своего изощренного ума сделать их достоинствами.
Строители собственных «я»!
Свою субъективность возводят во всемирную объективность.
Все силы тратятся не на постижение великой истины, а на подчинение этой истины своим корыстным целям.
За всем, что бы они не делали, стоит визг: «Посмотрите, какой я!»
14. XI. 78 г.

78 г. НОЯБРЬ.
Нынешний артист не живет целым.
Он живет в ожидании своей сцены, своего крупного плана.
Отсюда пренебрежение партнерством.
Поэтому сейчас нет актерского спектакля или фильмы.
Есть режиссерские фокусы и, при крепком режиссере, артисты-марионетки.

78 г. 23.XII.
Вот уж воистину: чем больше, тем меньше!
«Деятелей» искусств нынче развелось как червей в навозной куче за сараем в теплый предгрозовой летний день.
Большинство на уровне большинства.
Малое меньшинство переросло в своем развитии большее большинство.
Режиссура, в подавляющем своем большинстве, узкомыслительна, но нагла и напориста.
Отсюда конфликт между малым количеством талантливых артистов (истинно талантливых, а потому и широкомыслящих, а потому и требовательных к себе и другим) и так называемыми «руководителями»-режиссерами.
Откуда же быть сильному спектаклю?

4 АПРЕЛЬ 79.
Премьера Вампилова «Утиная охота» в переложении Мельникова «Отпуск в сентябре».
Долго и много говорить не приходится. Хорошо!
Мой Зилов – хорошо!
Ну вот так пока…

79 МАЙ
Необходим совершенно новый метод и способ игры актера. Новый театр, основанный на абсолютно четком понимании нынешней биопсихологии. Цинизм и опустошенность, вот что давлеет над психикой нового человека.
Выбить его из привычного состояния. Дать ему новые ощущения.
Система Станиславского ныне анахронизм, и в этом нет ничего страшного.
Мы живем в мире признаний и открытий в парапсихологии, гипноза и генов. Штука в том, что так оно и было всегда! Но только теперь с большими потерями мы отважились признаться себе в том, что мы гости, что мы созданы, что мы не от обезьян.
И вполне возможно, что мы созданы кем-то. То есть мы получены искусственно.
Новый виток сознания.
Химия, биология, психология.
Можно сказать, что все останется по-прежнему.
То есть «ЧТО» (Библия).
Но следует понять и кардинально изменить «КАК».
Это предполагает новый способ существования в искусстве, в творчестве.
И поиски должны вестись в области науки.
И опять же генетики, химии, психологии, биологии, математики, философии.

80 КОНЕЦ ЯНВАРЯ…
Все то же…
Терпение! Терпение!
Верю в хорошее. Жду…

80 НАЧАЛО МАЯ…
«Своеобразным» обозвали.
Вернее, обозначили…
Какая же сволочь правит искусством. Нет, неверно, искусства остается все меньше, да и править им легче, потому что в нем, внутри, такая же лживая и жадная сволочь.

[на фото - О. Даль на похоронах В. Высоцкого]

ИЮЛЬ МЕСЯЦ.
Год очень нехороший. Трагический. Много плохого, но и многое проясняется. Пора обратить все мои внешние поступки вовнутрь. Ну что ж, играть, может быть, и одному.
Бывает, и один – много.
А одиночество и ирония в искусстве – дело стоящее.
Продолжать жить.

80. СЕНТЯБРЬ
Просочилось лето.
Я вне театра.
Кино не радует. Тратить душевные силы и талант на бездарность. Хочется ДЕЛАТЬ. И мысли, и идеи, и способность – все это осталось во мне. Становлюсь даже мудрее, но неужели это умрет со мной, никому не отданное?!
Чем далее и далее от театра, тем менее туда хочется.
Искусство выхолащивается изо всех его видов, поэтому так легко посредственностям. Но…
Хватит тратиться на глупость. Я есть я, и пусть-ка с этим считаюсь не только я, но и они!
Вся и всякоразнообразная сволочь! Я их заставлю это сделать!


80. ОКТЯБРЬ.
Стал думать часто о смерти.
Удручает никчемность.
Но хочется драться. Жестоко.
Если уж уходить, то уходить в неистовой драке.
Изо всех вил стараться сказать все, о чем думал и думаю.
ГЛАВНОЕ - СДЕЛАТЬ!!!
Так, значит, театр.
Вернуться к театру в полном смысле этого понятия.
1. Условность.
2. Игра.
3. Правда чувств. Ее никто НЕ УЗНАЕТ и не обозначит, она возможна лишь на ТЕАТРЕ.
P. S. Зачем имел беседу с ЦАРЕВЫМ? (Это было в июле.)

80. НОЯБРЬ
Нет, не вписываюсь я в их «систему».
Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Чувствуют врага в искусстве.
Переходят на личности.
Правильно чувствуют.
Я, В КАЖДОЙ РОЛИ, Я.
Но забывают закон: чиновник правит, но не вечно, искусство управляет и в душу проникает, а стало быть, оно вечно. Я их презираю душой и ненавижу умом.
Они со своим учением до головы только дойти могут, а до души никогда.
Душа – всегда и во все времена!
Башка на плечах до поры до времени.
Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня?!

[на фото - О. Даль на похоронах В. Высоцкого]

80. НОЯБРЬ.
Я в Малом. Вроде бы в нелюбимый дом вернулся.
Что значит нелюбимый?
Вот стоит дом в лесу на берегу тихой речки, и родился я там, и вырос, и хорошие люди его населяют, а душе неуютно.
Брожения чувств нету...
Новых мыслей боятся, а люди хорошие, тихие.
[...]
И думаешь - а не на кладбище ли живешь?..

февраль 1981
4 марта - из Киева, 5 марта - 12 ч. театр, 15 ч. ГИК.

* * *
Помоги и спаси,
О, Господи.
Сбереги и укрой,
О, Господи.
Мягким снегом меня занеси, Господи.
И глаза свои не закрой, Господи.
Погляди на меня,
О, Господи.
Вот я весь пред тобой
О, Господи.
Я живу не клянясь,
О, Господи.
Подари мне покой,
О, Господи...
Олег Даль,
зима 1981 г.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...