Wednesday, 1 June 2011

Фотопортрет Кшиштофа Кесьлевского. «Хотите, чтобы я выглядел старше, почти умирающим.» /Krzysztof Kieslowski's portrait: You are going to make me look older... (1994)

перевод с англ. – Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/

Фотограф Алекс Вотерхауз-Хейворд (Alex Waterhouse-Hayward) о фотосъемке Кшиштофа Кесьлевского

По-испански “retrato” значит портрет – будь то фотография, картина или даже карандашный набросок. Слово по-латыни значит «отбирать», «вытягивать» - буквально, что-то брать у человека, портрет которого делаешь.

Для меня лично, если что-то у человека отбираешь, то нужно это делать, заручившись его позволением. Портрет в моём понимании всегда был обоюдным процессом, сотрудничеством. Иногда для того, чтобы сотрудничество состоялось, приходится извести целую плёнку, или много беседовать – чтобы как следует утомить свой объект съемки (или жертву?).

Портреты, на которых люди позируют, смотрят в камеру, когда даешь указания повернуться чуть влево или вправо, наклониться, сделать серьезное лицо или улыбнуться, - такие портреты сейчас – во времена flickr’а и фотографирования мобильным телефоном, - кажутся чопорными и застывшими. Позируя, человек может спрятать свою подлинную сущность. Его не захватили врасплох. У человека есть время поднять щит, укрыться за фальшью.

Был один человек (на моей памяти очень мало таких людей), который действительно понимал, чтó я делаю – и не только не протестовал, но шел навстречу.

В октябре 1994 года я получил задание от Globe and Mail сфотографировать польского кинорежиссера Кшиштофа Кесьлевского. Он дымил как паровоз и выглядел неважно. Его позиция во время интервью (с Кристофером Дафо) казалась позицией человека, смирившегося со своей судьбой. Он умер всего два года спустя во время операции на открытом сердце.

Когда я крепил темно-зеленый фильтр на объектив фотокамеры, Кесьлевский сказал: «Мне приходилось работать в театре и я совершенно точно знаю, чтó именно вы делаете. Хотите, чтобы я выглядел старше, почти умирающим». И улыбнулся мне.
Я сделал свой снимок.

источник
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...