Friday, 3 December 2010

Михаил Богин "О любви" (1970) /O lyubvi (1966) A Ballad of Love /About Love

автор – Е. Кузьмина © При использовании моих рецензий обязательна ссылка на сайт http://cinemotions.blogspot.com/

из статьи: "Михаил Богин снял всего четыре фильма. Они остались в истории нашего кино, как образ надежды того поколения, которое пришло после смерти Сталина с надеждой на то, что закон любви и доброты возобладает и в личных отношениях, и в обществе. Собственно, все фильмы, которые Михаил Богин снял на родине, - это фильмы о любви. Дебютный короткометражный фильм «Двое», сделанный в 1964 году на Рижской студии, сразу прославил режиссера. Представьте себе, сорокаминутный фильм повезли на Каннский фестиваль, и он получил приз.


Надо сказать, что Богину посчастливилось открыть многих замечательных актеров: в частности, Лию Ахеджакову именно он привел в кино, Олег Янковский сыграл одну из первых ролей. У Михаила Богина вообще было замечательное чувство актера. Но кроме этого, он был прирожденным кинематографистом, да и является им, потому что главное в его фильмах - умение выразить мысль, идею, состояние, настроение. Не через диалоги, которые можно и по радио транслировать, а дать зрительно. Зритель сам понимает по взглядам, по деталям, по умению режиссера так поставить камеру, так создать мизансцену, такую предложить ситуацию, что мы считываем внутренний мир человека, и, как правило, это мир идеальный.


...Судьба Миши в Америке не сложилась. Он не умеет работать локтями. Он никогда не спекулировал ни на политических реалиях, ни на желании понравиться публике. Он всегда пытался пробудить в человеке человеческое, и это оставило его творчество в истории и нашего и мирового кино. Это человек, который принес свою тему, свой почерк, и главное - желание внушить людям, что мир держится на добре и любви.

Конечно, все четыре фильма - мелодрамы о любви - кажутся памятниками той неповторимой и уже давно прошедшей эпохи, но, как и всякие другие фильмы, оставшиеся в истории кино, они не утратили своего значения для нынешнего дня".

...Украшение фильма – прозрачно-переливистая, легкая мелодия Евгения Крылатова. И, конечно, Вика Фёдорова – непосредственная и прелестная; глаза в пол-лица, трогательные пухлые губы. История банальная, но рассказана неплохо. И всё же фильм вызвал противоречивые ощущения и оставил смешанный приятно-непритяный осадок.

Годы создания фильма противоречивы – русскоязычные сайты пишут 1970-71, imdb – 1966.

Галина (Виктория Фёдорова) работает скульптором-реставратором и очень любит своё дело. Подробно показаны рабочие будни в царскосельском Екатерининском дворце. Зима, неуют холодных помещений; извлечение щекастых амурчиков из груд обломков; молчаливые обеды - молоко, батон - в кругу коллег под выпуски радионовостей... Только руки скульпторши Гали явно не актрисины – у Фёдоровой длиннопалые, а в кадре – квадратная ладонь мастерового.

Галине лет под 30, живет в коммуналке или тесной однокомнатной квартире с младшим братом Петей (В. Тихонов). При первой встрече с ним мы видим его подружку – в этой крошечной роли юная Елена Соловей. Петя представляет ей сестру Галю как «прекрасного человека».

А еще Галина, о ужас, не замужем, хотя мечтает о семье и детях. Максималистка и романтик – а таким всегда нелегко. Как говорил Филатов Елене Соловей в «Вам и не снилось...» – опусти планку, всё остальное подстроится...
- По земле ходить надо. По земле, - вторит ему Вера, близкая подруга Гали.


Вера (Элеонора Шашкова) кажется благополучной дамой: замужем за импозантным инженером Николаем (Валентин Гафт), - которого, как сама признаётся, когда-то усиленно добивалась; теперь сидит дома с двумя детьми. Как водится, семейная дама утверждает, что завидует свободной, как птица, Гале – однако тем временем самодовольно косится на своих деток и мужа.

Вера решает устроить судьбу менее удачливой подружки и познакомить её с Митей, многообещающим инженером. Едва зайдя в комнату, где должно состояться знакомство, Галя замирает, - увидев Его... «Пришла пора – она влюбилась...»


Но увы, объект её внимания - это Андрей (Олег Янковский), а вовсе не тот, с кем её намерилась познакомить Вера.
Митя (Сергей Дрейден/Донцов, «Окно в Париж») некрасив, но уверен в себе, даже чуть снисходителен ко всем вокруг, воспитан, обходителен.

...Как-то раз, случайно столкнувшись с Андреем на улице, Галя перебросилась с ним парой незначительных слов:


Книга? Бенуа, о Екатерининском дворце… Я там работаю. – Прекрасная у вас работа. Я так давно там не был… - Так приезжайте к нам...


Прелестная девушка воспарила мечтой – Он приедет к ней на работу, во дворец!

...Но навестить её приехал Митя. На фоне их встречи – неслучайная речь экскурсовода: "…во время войны дворец был полностью разрушен…"

И Митя на фоне – фотодокументов с изображением кладбища.

И снова трудовые будни творцов... Скульпторы взирают на свое произведение как на новорожденного.

Правда, мне не всегда было понятно, что происходит – например, не сразу сообразила, с кем это бегает по парку (под чудесную мелодию Крылатова) Галина наперевес с бутылками молока в авоське.

Сначала решила, что это её воспоминания о детстве и брате, но потом оказалось, что Галя (в обеденный перерыв?) резвится с влюбленным в неё юным сотрудником Гошей (Геннадий Мастеров). Очевидно, эпизод призван показать детскую непосредственность и неиспорченность девушки.


...Во время лыжной прогулки Галя снова увидела Андрея – но также его блондинку-жену и сына... На фоне – символический, порожняком проходящий, поезд.


- Димочка, поцелуй меня, - просит Галя мальчика, который в сослагательной реальности мог бы быть её сыном. А может, ей хочется, чтобы к ней прикоснулись губы, которые целуют и её Андрея... И Галя остается наблюдать купающегося в проруби некрасивого Митю: ко всем своим достоинствам, он еще и приверженец здорового образа жизни.

...Эпизод: Галя с Митей беседуют в ресторане. В ходе диалога выясняется, что этот инженер-энергетик несимпатичен не только внешне, но и внутренне – честолюбивый карьерист, не заботящийся о средствах достижения цели (Кто хочет отрастить красивую бороду, поначалу кажется небритым, – приговаривает он).

Особенно коробят его пренебрежительные слова о «вторичной» работе реставраторши-«максималистки», незаметной и нечестолюбивой: ведь в итоге отреставрированные произведения получат имя первоначального создателя, а о тех, чьим трудом они возрождены, и не вспомнят. Произносит он это всё со свойственной ограниченности безапелляционностью.


После того, как нам подробно показали сложность, кропотливость, красоту работы скульпторов-реставраторов, рождение - возрождение – ими чудесных творений, бесценное чувство удовлетворения своим трудом, – высокомерные нарекания Мити по поводу безвестности просто абсурдны, это непонимающие замечания человека из другого – приземленного, прагматичного, карьеристского, - мира.
Впрочем, судя по спокойной реакции интеллигентной Гали, её это не слишком задевает.

...У Мити есть персональный автомобиль, он "строит кооператив". Правда, материальные блага не прельщают Галю (в отличие от её младшего братика Пети). Петя в восторге от Мити. Во время второй встречи зрителя с ним, младший братец Гали показывает себя с неприглядной стороны; оказывается, они с Галей такие разные. Он резко обвиняет сестру: Ты стала ханжой, живешь в выдуманном мире. Да-да.

И назидательно цитирует Митину фразу про красивую бороду, ради которой можно побыть небритым.
Галя, кажется, безотносительно к самому Мите, то собирается за него, то нет.

Поездка в Митиной машине – фоном радиопередача Агнии Барто – к сюжету фильма не относящаяся. Или это судьба Гали и Пети? Где их родители?.. Здесь сквозит мотив следующего фильма Михаила Богина - «Ищу человека», снятого по одноимённой книге Агнии Барто в 1973 году.

"Замечательное чувство актера"?... Но, признаться, неприятно было то, что некоторые исполнители невыносимо фальшивы. Например, парень в роли влюбленного Гоши и повернуться в кадре не может, чтобы это не выглядело фальшью; даже не удается списать это на юношескую угловатость его персонажа.

Или Петя – Владимир Тихонов-Мордюков. Красавец, конечно. Но играет неважно. В других фильмах я его не видела, возможно, в дуэте с матерью (в фильме «Русское поле», 1971) ему работалось лучше. А тут... Разговор с Галей у нее на работе, когда он просит «прекрасного человека» сестру Галю пристроить на работу свою – уже новую, не Соловей, - девушку. Галя отвечает отказом, - парень хватается за голову, и далее по тексту – ой, фальшивка.

А куда девается новая девушка-манекенщица продвинутого Пети, - та, которую он привел "пристроить" и которая втихаря примеряла на себя дворцовые портьеры? (снова неслучайный текст экскурсовода: В залах дворца гитлеровцы устроили казарму…)

...У Николая, мужа квази-благополучной Веры, – роман на стороне. Правда, показано это несколько туманно и скомкано. Галя оказалась в аэропорту, проводив Митю в командировку. Потом уселась там и начала что-то писать; что и зачем - осталось непроясненным. Создалось впечатление, что смысл этой сцены – показать знаменитую бергмановскую Биби Андерсон: отловили её в транзитном аэропорту, подсунули дублера-статиста, со спины должного напоминать Гафта, и велели сыграть немую встречу.


Когда ближе к финалу сцены статист «под Гафта» обнимает Биби Андерсон – уж очень заметно, что дублер.

Следом - какой-то обрубок-диалог, без внятного перехода. Потрясенная, очевидно, неверностью Николая (нам её реакцию показывают мельком), Галя мчится к Вере домой, с порога заявляя ей:
- Ты должна работать… Ты художник! И Николай тебя полюбил, когда ты творила...
– Ты мне завидуешь: у меня семья, дом. Вот ты работаешь – ну и что?

Тут же – молчаливое примирение подруг… С одной стороны, всё вроде логично, но - то ли смонтировано неловко, то ли не вполне продумано – остается впечатление обрывочности, невнятности, калейдоскопичности...

На подъеме домостройных устремлений (Вот ты работаешь – ну и что?) Галя едет навестить командировочного Митю. Он весело катает её на санках. Но Галю что-то гнетёт: невозможность пойти на компромисс с собой, ведь это - не Он? Она падает с санок и тревожно всмартивается в переплетения проводов в сером небе...

Для знакомства с Цареградским (Георгий Тейх), нужным Мите ученым, – видимо, большим ценителем дамской красоты, - грамотный Митя использует привлекательную Галю.
Ведет её в кино в Дом ученых и буквально подсовывает профессору...


Странно: я была уверена, что после этого девушка, наконец, дала противному Мите от ворот поворот. Подтверждением тому вполне красноречивый эпизод, когда Галя, увидев, что карьерист откровенно пользует её, мчит в туалет Дома ученых, где моет волосы, разрушая сложную пафосную прическу и облегченно вздыхая.

Ан нет – вот уж весна, и Галя сообщает (матери? или старшей коллеге?): «Я выхожу замуж». И только после, перед свиданием с женихом на станции метро, её, наконец, фигурально выражаясь, «стошнило».

Неспешный, как и ритм всего фильма, финал...

Почему Андрей, до этого загадочно-молчаливый, за конторским (офисным) стеклом-витриной стал вдруг столь словоохотлив? Они давно не виделись, и за это время он понял, что тоже любит её?

А она счастлива этим, но не может позволить себе разрушить семью?

Сплошные вопросы без ответов. Возможно, этот фильм следует смотреть не как историю со связным и логичным сюжетом, но как обрывочные мысли, зарисовки, настроения, этюды - о том, что такое любовь в понимании возвышенной души...
Помимо музыки и актрисы в главной роли, понравились долгие сцены в реставрационных залах...



Еще из упоминаний о фильме, которые удалось разыскать:
статья: "Три года назад, в 1971 году, Михаил Богин пригласил моего мужа Евгения Павловича Крылатова, только начинающего работать в кинематографе композитора, написать музыку к его новому фильму «О любви». Личность Михаила Богина, его улыбка, его обаяние и эрудиция произвели невероятное впечатление на моего мужа, сильное эмоциональное воздействие оказал и уже практически готовый фильм. Именно к этому фильму и была написана одна из чудеснейших мелодий композитора Евгения Крылатова, а творческое общение, продолжение в работе ещё над одним фильмом «Ищу человека», плавно перетекло в дружбу. Михаил Богин с любимым оператором Сергеем Филипповым часто бывал в нашем доме, и сейчас, спустя четверть века, я отчетливо помню ощущение собственной безъязыкости, возникавшее в общении с ним по причине моего неумения мыслить да уровне, соответствующем интеллекту такого выдающегося человека, как Михаил Богин.
Михаил Богин готовился к отъезду в Америку на постоянное местожительства и рассчитывал найти там богатых людей, которым этот сценарий о еврейских погромах в России в начале века покажется интересным, и они выделят средства на съемки фильма по этому сценарию (в России в те годы поставить фильм на такую тему было невозможно). К сожалению, его надежды не оправдались..."
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...