Tuesday, 24 August 2010

«Ущерб»: Луи Малль и Джозефина Хэрт / Damage: Louis Malle & Josephine Hart

Е. Кузьмина http://cinemotions.blogspot.com/

Во время поездки развлекалась чтением романа Джозефин Харт (или Хэрт) «Ущерб» (Josephine Hart “Damage”), который разыскала специально, поскольку по книжке поставлен одноименный фильм Луи Малля, с Жюльетт Бинош.
Как мне почувствовалось, в фильме довольно много недосказанностей – обычное дело с лентами на литературной основе. Было любопытно, насколько роман отличается от визуального воплощения, и что там не так с Анной.

Отличается роман не очень. Чуть-чуть перетасованы персонажи «второго плана» - есть отчим Анны, есть отец Анны, большое место отдано свёкру главного героя. Сестра Мартина – не девочка-подросток, как в фильме, а вполне взрослая и самостоятельная личность; в событиях участия не принимает.
Анне 33, она старше Мартина на 5 лет, высокая и «большая» - не совсем Бинош, благодаря мерцающему обаянию которой я люблю этот фильм и готова кое-как примириться с жестокостью её героини. В книге Анна не в пример разговорчивее; много рассказывает о брате и о себе; но так же манипулятивна, жестока, эгоистична и бесчувственна – книга оправдывает её ущербность личной драмой и самосохранением; выживает, излечивается за счёт других.
Мартин – неисправимый Казанова, нашедший, наконец, мечту своей жизни – оказавшуюся роковой.

Книга написана от имени главного героя; дана его «предыстория» - сын бесстрастных родителей; оказался женат, словно без собственного участия; сухарь, зажатый тисками жизни, без шансов на страсть, импровизацию или хотя бы осмысление собственных желаний; полумёртвый душевно и вялый физически. Почти зверская, почти патологическая его страсть к подруге сына в таком контексте понятнее – накопилось; прорвалось. Играет свою роль и то, что о трагедии рассказано от лица её виновника – то есть, он и не виновен вовсе – всё оказалось под колёсами судьбы и страсти.

В общем, впечатление, как от фильма: ощущение, что наблюдаешь катастрофу, не в силах отвести глаз.
"I have sometimes looked at old photographs of the smiling faces of victims, and searched them desperately for some sign that they knew. Surely they must have known that within hours or days their life was to end in that car crash, in that aeroplane disaster, or in domestic tragedy. But I can find no sign whatever. Nothing. They look out serenely, a terrible warning to us all. 'No I didn't know. Just like you ... there were no signs.' 'I who died at thirty... I too had planned my forties.' 'I who died at twenty had dreamed, as you do, of the roses round the cottage someday. It could happen to you. Why not? Why me? Why you? Why not?'..."
(Josephine Hart “Damage”)
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...