Sunday, 14 February 2010

Не оглядывайся /Ne te retourne pas /Don't Look Back (2009)

автор – Е. Кузьмина © При использовании моих рецензий обязательна ссылка на сайт http://cinemotions.blogspot.com/

Читая анонсы этого фильма, думала: вот это – нечто, обязательно надо смотреть.

Психологическая драма, погружение во всегда темные глубины прошлого в исполнении Софи Марсо и Моники Белуччи – как интересно!
А посмотрев – пожимаю плечами и жалею о потраченном времени.

В начале фильма Жанна (неувядающая Софи Марсо/ Sophie Marceau), автор биографий и прочей документалистики, решает написать роман – автобиографический. Она закапывается в подробности давнего прошлого, пытаясь воссоздать собственное детство. Произошла автокатастрофа, и Жанна помнит себя только после 8-летнего возраста. Издатель возвращает рукопись и корит её за излишнюю склонность к деталям и скуку повествования – отечески призывая вернуться к биографиям и историческим справочникам.

После этого – то ли расстроилась из-за отзыва о романе, то ли погружение в описания детства дало толчок - Жанну начинает «плющить». (Прошу прощения за слог, но я не умею сочувствовать персонажам вот так, с ходу, ничего о них не зная; вообще, не люблю, когда тщательно накрашенные и отлично одетые дамы играют депрессию. А о Жанне изначально нам известно только, что она – Софи Марсо с отличной фигурой... ). У неё всё хорошо: безбедная жизнь, любящий муж, двое детишек, успешная работа, уютная квартира... Но вот же – хочется докопаться до своего раннего детства.

Тревожно-дребезжащая музыка, Жанна мечется, прислушиваясь к слышному только ей, приходит белочка в виде девочки в зеленом платьице... Мы видим мир глазами Жанны и тоже теряемся в состоянии тревожно-истерическом. Почему-то ей кажется, что мебель постоянно передвигают, а родные и близкие за её спиной якобы обмениваются странными таинственными знаками.

Вскоре с близкими начинаются прикольные метаморфозы – у кареглазого мужа один глаз поголубел и нос стал картошкой; у сына родинка скачет по разным сторонам шеи, да и глазки стали разноцветными; дочка тоже сама не своя... Жанна мечется, спешит за советом к маме. Та занята пасьянсом, но смотрит со снисходительным выражением «а я что-то знаю» - приученный к голливудскому трэшу с его выразительными средствами, зритель догадывается, что мама что-то утаивает...


Дальше – больше: члены семьи становятся вовсе неузнаваемыми; в квартиру входишь каждый раз в новую; да и у самой Жанны с лицом неладное (про шишковатые ноги-руки и говорить нечего - я так и не поняла, какова смысловая нагрузка всех этих наростов на конечностях актрис)... Психиатр не помог, и девушке приходится бороться с (трюизм, ага) демонами прошлого в гордом одиночестве.

В итоге... (Осторожно – спойлеры!) Много лет назад в итальянском городке у супругов-владельцев небольшого ресторанчика родилась Роза-Мария – очевидно, плод адюльтера матери. Девочка подружилась с Жанной – ровесницей-француженкой из богатой семьи, родители которой гостили в Италии. В автокатастрофе гибнут все члены семьи французов, кроме матери – и Розы-Марии, бывшей с ними в машине. Выжившая француженка, потерявшая всю семью, оставляет Розу-Марию у себя – так девочка становится Жанной, поскольку память у нее отшибло, а к француженке она привязалась. Родная - или, как принято сейчас говорить, "биологическая" - мать, судя по всему, была не против избавиться от постоянного напоминания о собственной неверности.

Нам показывают как бы драму раздвоения личности, поиск Жанной Розы-Марии – или наоборот. Поначалу наблюдать гримерно-компьютерные превращения двух красавиц (выросшая Роза-Мария - Моника Белуччи/Monica Bellucci) друг в друга забавно, но вскоре начинает утомлять...

По ходу фильма я строила разные догадки: может, Жанна была палачом - убила своих отца и брата (они упоминаются как погибшие); или жертвой - может, её в детстве кто-то изнасиловал (с чего бы ей так яростно, с криками «Подонок!», отпихивать от себя собственного мужа, хоть и с поголубевшими глазами)... Живет не свою жизнь? Но к чему вся эта канитель - почему бы матери сразу не рассказать, как всё было, когда увидела, как начало плющить её приемную дочь?.. Ведь в аварии никто не виноват, а всё остальное устроилось полюбовно.

Роза-Мария жила, видя мир глазами погибшей Жанны (интересно, что воображаемый муж имел облик взрослого брата Розы-Марии, которого она не видела с 8 лет).

Пугающе-сюрреалистичная атмосфера, умело нагнетаемая тревога, необычное использование грима – замысел интересный; начало фильма многообещающее. Но в итоге история становится утомительно скучной, затянутой и мелодраматичной.

Как я поняла, фильм снят ради компьютерно-гримерных метафорфоз - и во имя последнего кадра, конечно - когда голова к голове две красивые актрисы усердно печатают свои мемуары. Не оглядывайся, не оглядывайся – а вот оглянулась и нашла себе воображаемую подружку...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...