Tuesday, 1 December 2009

Эмма Томпсон: Между разумом и чувством (1998)/ Emma Thompson, about

Источник: журнал «Киносценарии», №2 1998

Сканирование и spellcheck – Е. Кузьмина
(в квадратных скобках - мои поправки и комментарии)

Ни один фильм с участием Эммы Томпсон не вызвал такого восторженного отношения, как экранизация романа английской писательницы Джейн Остин "Разум и чувства". В коллекцию наград, собранных им, входят самые престижные призы киномира: "Оскар" за лучший сценарий фильма-экранизации, "Золотой медведь" - главный приз Берлинского кинофестиваля, "Золотой глобус" за лучший сценарий и лучший фильм.

Примечательно, что сами британцы оценивают фильм столь же высоко, как и зарубежные зрители. И это при том, что экранизацию классического произведения английской литературы осуществил китайский режиссер Анг Ли. Но вряд ли кому-то придет в голову назвать "Разум и чувства" китайским фильмом. Ведь в его создании принимали участие лучшие силы английского кино, снимались многие знаменитые английские актеры. А Анг Ли фактически выступил в роли дирижера-гастролера, приглашенного управлять хорошо сыгранным оркестром и сумевшим внести в его исполнение некоторую оригинальность и новизну. Куда больше прав называться автором фильма имеет его сценаристка Эмма Томпсон, впервые выступившая в столь непривычной для себя роли. Именно ей удалось превратить старинный, написанный 200 лет назад роман в динамичное и увлекательное киноповествование.

Актриса, пишущая сценарии, большая редкость для современного кино. Однако Эмма Томпсон была готова к этой работе. За ее плечами филологический факультет Кембриджского университета и добрый десяток скетчей, написанных для собственного телевизионного шоу "Томпсон".

Эмма Томпсон родилась в 1959 году в актерской семье. Ее отец режиссер Эрик Томпсон зарекомендовал себя блестящим знатоком специфики английского юмора, поставив несколько удачных комедий в театре Алана Экборна. Кроме того, он писал сюжеты для веселого детского телесериала «Волшебная карусель».
Немалой популярностью пользовалась в свое время и мать Эммы актриса Филлида Лоу, прозванная английской Кэтрин Хепберн за явное сходство с американской кинозвездой. Стала актрисой и Софи, сестра Эммы.

Поскольку семья обладала достатком, родители настояли, чтобы дочь поступила в университет. Эмма не сопротивлялась, ибо знала, что Кембридж славится своим студенческим театром "Огни рампы", куда она не замедлила поступить, с успехом пройдя прослушивание.
Впрочем, Эмма отрицает, что уже в те годы мечтала стать актрисой. "Мне просто хотелось интересно проводить время и иногда играть в скетчах", - говорит она. Однако прошел всего год, и Эмма Талантливая, как уважительно называли ее сокурсники, была избрана вице-президентом студенческого театрального общества. Особенно ценилось ее умение не только придумать интересный сюжетный поворот, но и украсить его остроумной шуткой.

Юмор, свойственный актрисе, не имеет ничего общего с зубоскальством. Вот как она сама объясняет привычку постоянно подшучивать над собой и близкими людьми. "Мой отец очень болел. Он умер в 52 [в 53] года. Мне было шесть или семь лет, когда с ним случился первый инфаркт. И все последующие годы он проводил между театром и больницей. Кроме того, в нашем доме жил его брат, ставший инвалидом после автомобильной катастрофы. Одним словом, я выросла среди людей, которым постоянно приходилось думать о таких неприятных вещах, как болезни и смерть. Однако это были самые веселые люди на свете, готовые хихикать даже на похоронах. В этой способности постоянно подшучивать над собой я вижу проявление человечности. Смех означает победу над нашими слабостями, он помогает нам жить, даже когда жизнь кажется просто ужасной".
Воспитанная с детства привычка не только научила Эмму относиться с иронией ко всем своим победам и достижениям, но и развила в ней талант комедийной актрисы. Вот почему таким успехом пользовался в Англии ее комедийный сериал "Томпсон", в котором она выступила сразу в двух ипостасях - автора и главной исполнительницы.

Хотя Эмма изучала в Кембридже английскую литературу, британское телевидение охотно приняло ее в свои объятья. Роли в многочисленных сериалах позволили ей почувствовать себя не только клоуном, но и драматической актрисой.

Ее приверженность актерской профессии была столь самозабвенной, что однажды она даже обрилась наголо, чтобы больше соответствовать исполняемой роли.
В 1984 году она получила роль в спектакле по пьесе Джона Осборна "Оглянись во гневе", где встретилась с Кеннетом Браной, вскоре ставшим ее мужем.

Несмотря на молодость, Кен успел зарекомендовать себя не только талантливым актером, но и режиссером и играл весьма заметную роль в театральной жизни Лондона. В 1989 году он подписал контракт на экранизацию пьесы Шекспира "Генрих V" и с тех пор почти полностью переключился на кинематограф, сочетая экранизации литературной классики ("Генрих V", "Много шума из ничего", 1993) с фильмами на современном материале ("Снова мертвый", 1991, "Друзья Питера", 1992). Широкую известность принесла Бране лента "Франкенштейн". Хотя фильм нельзя причислить к бесспорным творческим удачам, прозвучал он весьма громко благодаря участию в нем Роберта Де Ниро, исполнившего роль знаменитого монстра. Последняя работа Кеннета Браны - экранизация пьесы Шекспира "Отелло", в которой он сам сыграл Яго.

(кадр из фильма "Много шума из ничего", Томпсон и Брана)

Благодаря Кеннету, Эмма смогла, наконец, попробовать свои силы в кино и нашла это занятие чрезвычайно привлекательным. "Я люблю сниматься в кино. Это похоже на рентгеноскопию. Работая на съемочной площадке, чувствуешь, как под влиянием камеры меняются даже мускулы лица", - признается актриса.

Яростная энергия, которую демонстрировал Брана, лишала его творческий стиль утонченности и психологизма, столь необходимых для раскрытия творческого дарования Томпсон. Особенно ясно это проявилось в триллере "Снова мертвый", не слишком удачном подражании фильмам Хичкока. В начале своей карьеры Эмма снималась только в фильмах мужа ("Генрих V", "Снова мертвый", "Экспромт", "Друзья Питера", "Много шума из ничего"). Становилось все очевиднее, что слишком тесная творческая связь с Кеннетом Браной может оказать негативное воздействие на судьбу Томпсон-актрисы. К счастью, этого не произошло, и Эмма вышла, наконец, из тени мужа.

Настоящим подарком судьбы стала для нее встреча с режиссером Джеймсом Айвори. Айвори родился и вырос в Америке. Образование получил в университете штата Орегон. Долгое время снимал документальные фильмы, имел репутацию крепкого профессионала. К концу 70-х годов стал обнаруживаться крен Айвори в сторону английской культуры. Он предпочитал работать с английскими актерами. У него снимались Ванесса Редгрейв, Джулия Кристи, Хью Грант, Алан Бейтс, Хелен Бонем-Картер, Дэниел Дей-Льюис, Джералдина Чаплин, Энтони Хопкинс. И чаще других американских режиссеров Айвори прибегал к услугам английских художников-постановщиков и художников по костюмам. Постепенно вокруг Айвори сформировалась группа единомышленников - продюсер Исмаил Мерчант, сценарист Рут Прайвер Джабвала, оператор Тони Пирс-Робертс, художник-постановщик Люция Арригус, художник по костюмам Дженни Биван и Джон Брайт. Настоящая слава пришла к ним в 1986 году, когда на экраны вышел фильм "Комната с видом", взволновавший своим трепетным отношением к культуре и быту прошлого столетия. Мало кому из режиссеров, в том числе и среди родившихся в Англии, удавалось с такой теплой ностальгической интонацией воссоздать на экране гармонию ушедшего века.

В 1993 [1992] году коллектив Айвори приступил к экранизации романа Форстера "Говардс энд", и то, что Айвори предложил Томпсон стать членом содружества, нужно рассматривать как акт величайшего доверия к ней, к ее интуиции и творческому потенциалу.
Фильм рассказывает о драматических, а порой и просто трагических взаимоотношениях трех семей, принадлежащих к разным слоям английского общества. На одном полюсе - семья президента Королевской каучуковой компании Генри Уилкокса, весьма высокомерного и чванливого господина. На другом - молодой клерк Ленард Баст и его жена Джейн, когда-то соблазненная и покинутая господином Уилкоксом. Обе семьи приходят в соприкосновение друг с другом из-за Хелен Шлегел. Она была помолвлена с Чарлзом Уилкоксом, но он оставил ее ради богатой наследницы. Затем происходит сближение Хелен с Ленардом Бастом, которое завершается нелепой смертью юноши от руки Чарли Уилкокса.
Эмма Томпсон играет Маргарет, старшую сестру Хелен. В отличие от Маргарет, привыкшей во всем слушаться голоса разума, Хелен живет только чувствами и не боится открыто показывать свою любовь, ярость и гнев. Она так глуха к условностям чопорной английской морали, что решает родить незаконнорожденного ребенка, отец которого - Ленард Баст, погибает по вине семейства Уилкокс.
Роль Хелен Айвори доверил актрисе Бонем-Картер, чьи молодость и наивность в значительной мере способствовали успеху "Комнаты с видом". Хелен должна была стать магнетическим центром и для ленты "Говардс энд". Однако Эмма Томпсон без особого труда переиграла партнершу и превратила остальных участников, в том числе и многоопытного Энтони Хопкинса (Генри Уилкокс), в обыкновенных фигурантов.

Говардс энд - название поместья, принадлежащего леди Уилкокс. Она завещает его Маргарет Шлегел, с которой познакомилась незадолго до смерти. Такой оборот событий возмутил семейство Уилкокс, и поскольку завещание не было оформлено нотариусом, они сочли возможным проигнорировать его. И все же Маргарет Шлегел стала хозяйкой Говардс энд, но для этого ей пришлось мобилизовать все свое обаяние, волю и ум.

Когда Маргарет роняет фразу: "Пришла моя очередь позаботиться о счастье нашей семьи", - понятно, что она готова на все, даже стать женой мистера Уилкокса, стопроцентного английского сноба, больше всего на свете любящего порассуждать о неблагодарности бедных людей. Когда Хелен узнает, что сестра выходит замуж за мистера Уилкокса, она произносит длинную обличительную тираду. Впрочем, Маргарет и без нее знает, чего стоит ее будущий муж. Однако она привыкла слушать голос разума, а не чувств. Во время первой ссоры с Генри она, по обыкновению, демонстрирует сдержанность и хладнокровие. Зато потом, скрывшись в своей спальне, дает волю чувствам. И хотя все ее тело сотрясается от конвульсивных рыданий, она и плакать старается так, чтобы не привлечь внимания окружающих. Правда, наступает момент, когда чувства берут верх над разумом. И Маргарет решает покинуть опостылевшего Генри. Но вид плачущего мужа, быть может, первый раз в жизни забывшего позаботиться о том, как он выглядит в глазах окружающих, навсегда примиряет ее с ним. Маргарет выигрывает нелегкую борьбу за наследство. Когда Генри оглашает завещание, которым утверждается ее единоличное право на Говардс энд, она переводит взгляд на незаконнорожденного сына Хелен. На ее лице появляется удовлетворенная улыбка - она спокойна за его будущее.

Фильм "Говардс энд" вызвал бурю восторгов, большая часть которых выпала на долю Эммы Томпсон. Этот фильм принес ей премию "Оскар" и широкую известность в мире кино.

В чем причина популярности Эммы Томпсон? Она создает персонаж, до мелочей совпадающий с представлением об истинно английском характере. Это продолговатое лицо со свежим румянцем. Рыжие кудри. Нос с благородной горбинкой. Мелодичный голос, чьи интонации гораздо выразительнее самих слов, доносят смысл сказанного. А манера поведения! Сдержанная и проникновенная, доверительная и холодноватая, Маргарет притягивает к себе и в то же время держит на расстоянии, не давая перешагнуть определенную грань. Особенно неотразимо смотрится она на фоне традиционного английского пейзажа - ухоженного газона и подстриженных деревьев. Она как бы вплетается в прихотливую орнаментику действия, занимая в нем свое особое место. Пожалуй, лишь Мерил Стрип обладала таким тонким чувством стиля. Однако годы берут свое, и сейчас у Эммы Томпсон нет конкурентов.

Не успели отзвучать восторги по поводу фильма "Говардс энд", а группа Айвори уже собралась в поместье Бадминтон хауз, родовом имении герцога Бифорт, для съемок фильма "Остаток дня"/"На исходе дня" (1993).
Его действие происходит накануне Второй мировой войны. В поместье Дарлингтон холл собирается международная конференция, призванная обсудить события в Европе.

Гостеприимный хозяин лорд Дарлингтон убежден, что только союз Германии и Англии может предотвратить Вторую мировую войну. В своей преданности Германии лорд зашел так далеко, что даже изгнал из замка двух служанок-евреек, чтобы не прогневить своих немецких партнеров.
Поведение лорда осуждалось в округе, и это осуждение разделялось некоторыми из слуг. Однако дворецкий Стивенс (Э. Хопкинс) привык беспрекословно выполнять волю хозяина. Но в момент проведения международной конференции два обстоятельства мешали его всегдашнему рвению - приезд престарелого отца и назойливое внимание молодой экономки мисс Кентон. Она то и дело возникала на пути дворецкого, в какую бы часть замка он ни заходил. Экономка была влюблена в Стивенса, что вряд ли являлось для окружающих большим секретом. Само ее обращение к нему звучало так волнующе и эмоционально, словно вместо банального обращения "мистер Стивенс" она говорила "милый Джим", или "мой дорогой Джимми!", или еще что-то в этом роде, ласковое и интимное.

Хотя мисс Кентон была особой привлекательной и их комнаты располагались рядом, дверь в дверь, строгий дворецкий не допускал никаких разговоров, кроме служебных. Его улыбка имела тот холодновато-рассеянный оттенок, который лишал экономку дара речи. "Да, мисс Кентон", "Нет, мисс Кентон", - обычно говорил дворецкий, глядя на нее голубыми, чуть остекленевшими глазами. При этом он постоянно прислушивался к звукам, доносящимся сверху, боясь пропустить призыв хозяина. Энтони Хопкинс создает выразительный портрет человека, целиком сконцентрированного на чужой жизни и даже забывшего о своей собственной.

В фильме "Остаток дня" очень ярко проявились все достоинства английской школы, умение актеров, говоря текст, делать главный упор на подтексте и интонации, порой значащей много больше самих слов. Этим и объясняется то колоссальное воздействие, которое производит одна из центральных сцен фильма - неудачного объяснения мисс Кентон в любви к мистеру Стивенсу.

Мисс Кентон входит в комнату и видит мистера Стивенса, дремлющего над книгой. Потрескивает камин, в комнате интимный полумрак. "Какую книгу вы читаете, мистер Стивенc?" - спрашивает экономка срывающимся от волнения голосом и протягивает руку за книгой. Пораженный столь откровенным проявлением чувств, дворецкий вскакивает с кресла и отходит к стене. Мисс Кентон продолжает преследовать его, пытаясь разжать пальцы, вцепившиеся в книгу. Мистер Стивенс поднимает руку, чтобы защититься от непрошеной гостьи. "Да вы сошли с ума", - приглушенным шепотом выдавливает он из себя. Устыдившись, мисс Кентон покидает комнату.

Хотя не произнесено ни слова о любви и герои не делают ничего другого, кроме как обмениваются короткими фразами о книге мистера Стивенса, вполне очевидно, что перед нами разыгрывается одна из самых необычных сцен объяснения в любви.
После ее съемок Эмма Томпсон записала в своем дневнике (он был опубликован в журнале "Premiere", December 1993):
"Я нахожу эту сцену очень эротичной. Когда я играла, то едва не лишилась чувств, настолько необычное впечатление она производила. Если бы все было сделано прямо, тогда бы это впечатление разрушилось. Большинство людей говорят вовсе не то, что думают. Это вообще свойственно человеческой природе. Потому так ужасно смотреть все эти американские фильмы, где герои постоянно говорят: "Я люблю тебя, папа!"

Мисс Кентон дала волю чувствам, потеряла власть над собой и этим лишь испугала дворецкого, привыкшего к благородной сдержанности своих господ и почтению со стороны подчиненных ему слуг. Желая подхлестнуть дворецкого, она объявляет, что выходит замуж за мистера Бенна. "Я очень рад", - отвечает дворецкий, глядя на экономку тусклым, ничего не выражающим взглядом. Но когда несколько минут спустя он несет бутылку вина, она выскальзывает у него из рук и разбивается о ступеньки лестницы. Мисс Кентон удалось-таки вывести дворецкого из равновесия, но это было ее единственным достижением. Став супругой мистера Бенна, она покинула замок.

Они встречаются спустя двадцать лет. Мисс Кентон превратилась в сухопарую даму с усталым лицом. Мистер Стивенc стал совсем стариком. Они неспешно прогуливаются по набережной Бата, похожие на семейную пару, прожившую вместе долгую жизнь. Мисс Кентон научилась сдерживать свои эмоциональные порывы. Она лишь коротко замечает, что год, проведенный в качестве экономки лорда Дарлингтона, был самым счастливым в ее жизни. Мистер Стивенc просит бывшую экономку вернуться. Герои расстаются, но, по-видимому, не навсегда.

В английском кино, кажется, еще не было женского образа такого эмоционального накала. Впрочем, корни этого неистового характера не являются вполне английскими. Фильм Айвори снят по роману японского писателя Катзуто Исигуро, который предложил свое видение английской женщины в типично английском интерьере. Любопытно, что сама актриса осудила героиню за слишком эмоциональный подход к жизни. В дневнике, который Эмма Томпсон вела во время съемок "Остатка дня", она записала: "Чувствую, что я не мисс Кентон. Разве можно так безрассудно распоряжаться своей жизнью и выходить замуж за первого встречного только для того, чтобы уколоть человека, которого она по-настоящему любит?!"

И тем не менее, Эмма Томпсон сделала все, чтобы представить свою героиню живым, остро чувствующим существом, а не пародией на определенный тип женщины. Фильм оставляет чувство горечи не только потому, что слишком страстный и напористый подход испортил жизнь мисс Кентон. Ведь и рассудочная холодность мистера Стивенса не принесла ему счастья. Ни тот, ни другой не смогли правильно распорядиться своими чувствами. Желание что-то изменить пришло слишком поздно.

Эмме Томпсон часто приходится играть героинь, вызывающих у нее скорее реакцию отторжения, чем симпатию. Однако она всегда прекрасно справляется со своими ролями, и в этом состоит ее коренное отличие от голливудских звезд, как правило, от фильма к фильму олицетворяющих один и тот же человеческий тип. Эмма Томпсон работает над своими ролями с полной самоотдачей. Вот почему они всегда поражают глубиной трактовки и продуманностью каждого жеста.

Фильм "Кэррингтон", получивший в 1994 году специальный приз Каннского фестиваля, лишний раз подтверждает это.

У сценария "Кэррингтон" была очень долгая и несчастливая судьба. В 1975 году сценарист Кристофер Хэмптон прочитал биографию английского поэта и эссеиста Литтона Стрейчи. Из этой книги он узнал, что более 17 лет поэт прожил бок о бок с талантливой художницей Дорой Кэррингтон. Их связь не выходила за рамки духовного общения, поскольку Литтон был гомосексуалистом. Когда Стрейчи в 1932 году скончался от рака желудка, Дора Кэррингтон покончила жизнь самоубийством.

Хэмптон закрыл книгу с твердым убеждением, что должен узнать как можно больше об этой необычной женщине. Оказалось, что существует обширная переписка Доры и Литтона, продолжавшаяся с 1915 по 1932 год, а в Оксфорде сохранился коттедж, стены которого были расписаны Кэррингтон. Сценарий был написан на одном дыхании, но понадобилось 20 лет, чтобы он стал фильмом. Продюсеры и режиссеры отказывались иметь с ним дело, поскольку сценарий имел перспективу превратиться в фильм категории NC-17, т. е. разрешенный для показа только во взрослой аудитории. А это значительно сужало возможности его проката. И тогда Хэмптон решил снимать сам. "Оскар", полученный за сценарий фильма "Опасные связи", облегчил эту задачу. Но главным орудием в получении финансирования служила Эмма Томпсон, подписавшая контракт еще в 1992 году, хотя личность Доры Кэррингтон вызывала у нее сложные чувства.

Создать запоминающийся характер актеру часто помогает выразительный внешний рисунок образа. В данном случае создателям даже не пришлось ничего придумывать. Дора Кэррингтон обладала яркой и выразительной внешностью. Всю свою одежду она моделировала и шила сама. Окружающие привыкли видеть художницу в брюках на шнуровке, пуловере с треугольным вырезом и туфлях без каблука. Но больше всего поражала ее прическа под флорентийского пажа с длинной, до бровей, челкой. Кстати, Дора ненавидела свое плебейское имя и приучила всех называть себя просто Кэррингтон. Когда на пробах к фильму Эмма появилась в гриме Кэррингтон, консультанты были потрясены обнаружившимся сходством с героиней, хотя поначалу оно казалось более чем проблематичным.

Еще до выхода "Кэррингтон" на экраны, фильм стали сравнивать со знаменитой картиной "Генри и Джун", показывающей богемный Париж начала века. В фильме "Кэррингтон" минимум информации о богеме, зато много размышлений на тему любви и о том одиночестве, в которое погружает человека несчастная любовь. Эта мысль пронизывает фильм от первого до последнего кадра. Вот только один эпизод. Ужин в коттедже, который Кэррингтон снимает вместе с Литтоном. За столом - муж Доры Ралф Пэртридж с новой любовницей и Литтон с юным другом. Все расходятся. Кэррингтон выходит на лужайку перед домом, присаживается на камень, наблюдает, как освещаются окна. Видит, как муж и его любовница устраиваются на ночь. В другом окне появляется длинная, сухощавая фигура Литтона, рядом с ним его молодой друг. Зябко кутаясь в шаль, Кэррингтон идет прочь. [остается сидеть перед окнами]

Свою любовь к Литтону она пыталась заглушить связями с другими мужчинами, но ничего не помогало. Кэррингтон была готова существовать рядом с ним в любом качестве - служанки, сиделки. Ей было важно впитывать в себя его парадоксальные суждения, едкие замечания об окружающем. Но самую большую радость она получала, когда писала портреты Литтона. Это были те редкие минуты счастья, когда он принадлежал исключительно ей. Без него ее жизнь стала совсем пустой. Этой жизни без любви Дора предпочла небытие. Она застрелилась из охотничьего ружья вскоре после смерти Литтона, не сумев преодолеть захлестнувшего ее отчаяния.

Один из современников Кэррингтон отмечал, что "она обладала редкостным даром заставлять других чувствовать себя значительно умнее, чем они были на самом деле". Вот почему в трактовке образа Кэррингтон Эммой Томпсон прежде всего поражает необыкновенная серьезность и сосредоточенность. В одном из первых эпизодов Дора пробирается в спальню Литтона с большими ножницами. Накануне Литтон в шутку пытался поцеловать ее, а она в отместку решила обрезать ему бороду. Казалось бы, комичный эпизод, а Томпсон славится умением разыгрывать скетчи. Однако все происходящее лишено даже намека на комизм. Разбуженный Литтон открывает глаза и не отрываясь смотрит в лицо Доры, как бы гипнотизирует ее. Она поспешно покидает комнату, но именно с этого момента ненависть к "паршивому старичку" - между ними существовала двадцатилетняя разница в возрасте - перерождается в страстную любовь. И сама художница вспоминала этот эпизод со священным трепетом в груди, но никак не с иронией.

Когда Эмму Томпсон попросили выразить свое отношение к личности ее героини, она ответила: "Она мне не нравится. Думаю, и я бы ей не понравилась, доведись нам встретиться. Она слишком зависела от Стрейчи, и нужно обладать дьявольским талантом, чтобы не только понять это, но и правильно передать на экране". 
Видимо, Эмма Томпсон действительно обладает дьявольским талантом и феноменальной интуицией, поскольку она не только создала необычный женский характер, но и оттеснила на задний план всех, кто снимался с ней, в том числе и Джонатана Прайса, исполнившего роль Литтона Стрейчи. И хотя фильм не делает секрета из интимной жизни поэта, это не только не вызывает нездорового любопытства (чего так боялись продюсеры), но и остается где-то на заднем плане истории. А в центре фильма - жизнь необычной женщины, не сумевшей пережить своей страсти и ушедшей из жизни в расцвете сил и таланта.

Хотя Эмма Томпсон известна как любительница острых шуток, она человек отнюдь не легкомысленный и к своей актерской карьере всегда относилась предельно серьезно. Полученная в 1993 году премия "Оскар" не только не наполнила ее благостным чувством, но даже заставила слегка поволноваться. "После получения "Оскара" нужно взять себя в руки и попытаться сделать то, чего вы никогда не делали прежде. Ведь нельзя постоянно находиться на вершине, за этим обязательно последует падение. Вот почему я согласилась попробовать себя как сценаристка. Это как раз то, что, по моему мнению, должно было помочь мне удержаться на должном уровне, и в то же время это было абсолютно новым переживанием", - сказала Эмма Томпсон журналистам во время съемок фильма "Разум и чувства". Судьба помогла ей испытать себя на новом поприще.

В 1992 году на съемках фильма "Снова мертвый" Эмма Томпсон познакомилась с продюсером Линдсей Дорен. Пятнадцать лет та искала автора, способного превратить в сценарий ранний роман Джейн Остин "Разум и чувства". Она даже провела небольшой конкурс, который, однако, не дал никакого результата. Жизнь сельских барышень, о которых обычно писала Остин, не изобиловала яркими событиями, потому, например, приезд нового соседа всегда воспринимался как явление вселенского масштаба. К тому же барышни имели обыкновение скрывать от окружающих свои чувства, хотя наедине с собой высказывали много интересных, а порой и крамольных мыслей о собственных родителях, родственниках и соседях. Так что перевод романа на язык кино представлял известную трудность. Однако Эмма Томпсон успешно преодолела ее, создав яркое повествование, в котором события следуют одно за другим с необыкновенным динамизмом и энергией.

Блестящим выражением ее подхода к первоисточнику может служить небольшой пролог к фильму. На смертном одре мистер Дэшвуд берет со своего сына Джона клятвенное обещание выплачивать сестрам по три тысячи фунтов в год. Однако Фэнни, жена Джона, находит эту сумму неоправданно завышенной. Следует цепь коротких и очень выразительных эпизодов. Ласками и угрозами Фэнни добивается от мужа согласия не платить ничего и не разрешает сестрам увезти с собой ни одной ценной вещи.

В викторианской Англии существовал суровый закон, согласно которому после смерти отца все имущество переходило к сыну. Дочери либо получали определенное содержание, либо становились бесприданницами. Джон нарушил клятву и обрек сестер на полунищенское существование. Девицы Дэшвуд покоряются этому решению без ропота и сомнений. Закон есть закон. Им и в голову не приходит возмущаться несправедливым устройством английского общества. Поражает стоицизм, с которым сестры переносят удары судьбы. Выросшие в благополучной атмосфере английского поместья, среди бесценных картин и предметов искусства, они вынуждены поселиться в скромном летнем домике дальнего родственника сэра Джона. Их брат Джон, вернее его бессердечная жена Фэнни отбирает у них все, даже фортепиано, которое по праву принадлежит музыкально одаренной Мэриэнн. Но неустроенностью быта не исчерпываются беды девиц Дэшвуд. Они превратились в бесприданниц, а значит не могут рассчитывать на хорошую партию.

Старшая Элинор готова терпеливо ждать, когда судьба улыбнется ей. Младшая Мэриэнн дает волю чувствам и заводит роман с мистером Уиллоуби, который бросает ее ради богатой наследницы. Узнав о вероломстве любимого, девушка заболевает и едва не умирает от тяжелой лихорадки. Однако молодой организм не сдается. Вместе с болезнью Мэриэнн побеждает и свою страсть к ветреному светскому щеголю и, по зрелом размышлении, соединяет свою судьбу с немолодым, но бесконечно преданным ей полковником Брендоном. Разум берет верх над чувствами. Мэриэнн находит счастье.

Совсем иначе складывается судьба старшей сестры Элинор, трудолюбивой, сдержанной и необыкновенно разумной девицы, благодаря которой сестры Дэшвуд и их мать не умерли с голоду. Она влюблена в симпатичного, но несколько робкого мистера Эдварда. Природная сдержанность не дает Элинор прямо сказать о своих чувствах. Узнав, что мистер Эдвард тайно обручен с мисс Стил, Элинор решает отказаться от личного счастья и жить только ради сестер. Однако жертва Элинор оказалась напрасной, и когда она узнала об этом, то уже не смогла сдержать напора чувств. Когда всегда сдержанная Элинор исходит потоком слез, она как бы освобождается от своей извечной скованности и благовоспитанности и буквально падает в объятья мистера Эдварда. Фильм завершается двойной свадьбой сестер-бесприданниц, сумевших найти себе добрых и любящих мужей.

Хотя романы Джейн Остин были написаны около двухсот лет назад, они представляют собой великолепную лабораторию для исследования человеческой психологии, в которой поле напряжения всегда пролегает между разумом и чувством. Эта дилемма "разум или чувство" была актуальна для английского искусства во все времена, что наглядно показывает, например, роман Форстера "Хоуардс энд", а затем снятый по нему фильм Айвори. История сестер Шлегел развивается в них в точном соответствии с планом произведений Джейн Остин. Отличия носят непринципиальный характер и в основном обусловлены некоторыми новшествами, которые принес людям прогресс.

Думается, самой Эмме Томпсон приходилось не раз размышлять над дилеммой "разум или чувство", когда она создавала образы англичанок в традиционном английском интерьере. В Маргарет Шлегел превалирует разум, и это помогает ей в конечном итоге устроить не только собственную жизнь, но и жизнь сестры и ее внебрачного сына. Поведение мисс Кентон - яростное ослепление чувством. Прояви она хоть капельку прагматизма и здравого смысла, и мистер Стивенс попался бы в ее сети. Поведение Каррингтон тоже противоречит логике и здравому смыслу, и это приводит ее к самоубийству.

Сценарий фильма "Разум и чувства" Эмма Томпсон писала совершенно бескорыстно, не предполагая, что и для нее найдется здесь роль. Однако она не отказалась сыграть старшую сестру Элинор, которую оа глаза называют старой девой. Этой старой деве в романе Остин всего 25 (!) лет. Однако 37-летняя актриса спокойно преодолела и эту трудность, еще раз продемонстрировав, что она не просто хорошая, а замечательная актриса.

Мисс Кентон была похожа на мощный сгусток энергии, пытающийся преодолеть отчуждение мистера Стивенса. Образ Элинор выдержан в пастельных тонах и словно бы написан тонкой кисточкой на шелковистой бумаге. Да, пора цветения осталась уже позади. Поблек румянец на щеках, от каждодневных забот о хлебе насущном на лбу пролегли первые морщины, и даже замечательно звонкий голос Эммы Томпсон звучит непривычно тихо, словно Элинор боится привлечь к себе внимание окружающих. Это тонкое чувство стиля присутствует в работе всего актерского ансамбля. Особенно хорош Хью Грант в роли мистера Эдварда. Всегда необыкновенно привлекательный, на этот раз он создает характер, идеально соответствующий представлению о добром человеке, способном принести счастье уже уставшей ждать его молодой женщине.

Благодаря Эмме Томпсон фильм "Разум и чувства" получился не только увлекательным, но и современным. Феминистки найдут в нем выразительные примеры закабаленного положения женщин в английском обществе. Любители мелодрам прольют немало слез, наблюдая за перипетиями судеб двух сестер, обреченных злыми родственниками на нищенское существование. Поклонники комедии не раз улыбнутся озорству, с которым изображено суетное тщеславие родовитого дворянства. А знатоки старины обязательно оценят изобретательность, с которой включены в действие лучшие ансамбли дворцово-парковой архитектуры Англии. Словом, мисс Томпсон уже в первом своем опыте продемонстрировала чутье и чувство стиля, которым могут позавидовать более опытные авторы.

Да, в жизни Эммы Томпсон произошли большие изменения, и не только приятного свойства. Интенсивная творческая деятельность помогла ей выйти из тени Кеннета Браны. Однако жизнь по разные стороны океана в конечном итоге разделила эту талантливую творческую пару. Британская пресса заподозрила неладное, когда в 1995 году актриса появилась в Канне в сопровождении актера Грега Уайза (в фильме "Разум и чувства" он исполняет роль щеголя Уиллоуби), [они вместе с 1997; в 1999 году у Томпсон и Уайза родилась дочь, а в 2003 году они поженились - автор блога], а еще раньше в прессе появились сообщения, что на съемках фильма "Франкенштейн" Брана выказывал слишком много
внимания актрисе Хелен Бонем-Картер. Попыткам британской прессы представить Эмму Томпсон и Кеннета Брану как реинкарнацию знаменитой и до сих пор почитаемой пары Лоренс Оливье - Вивьен Ли был нанесен сокрушительный удар. Английские таблоиды ударились в истерику, организовав за супругами настоящую слежку.

Эмма Томпсон пытается относиться к случившемуся спокойно. "В подобных случаях обычно говорят: "Их брак оказался неудачным". Это не совсем так. Лучше сказать: "Брак прервался или брак изменился". Причем чувство потери не должно рассматриваться только в негативном смысле, оно может подтолкнуть к важным творческим свершениям".

Недавно актриса призналась, что работает над новым сценарием, хотя его название держится в секрете. Можно предположить, что события последних лет ее жизни найдут в нем практическое применение.

Гарена Краснова

см. также: Эмма Томпсон пишет себе 16-летней;
Эмма Томпсон - цитаты и интересные факты
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...