Saturday, 3 October 2009

Времена года / Климаты / Iklimler / Climates (2006)

«Когда у вас есть болезненные воспоминания, обычно вам хочется сделать из них фильм, если вы режиссер».
(Нури Бильге Джейлан)

Еще одна история любви и отчуждения; превращения близких людей в незнакомцев. Напоминает любимую мною «Ночь» Антониони.
Снято потрясающе. Погружаешься в картинку, сопереживаешь, присутствуешь душой.
Это кино не для всех. Длинные статичные кадры; минимум диалогов; простая и вечная история, не рассказанная, а показанная.
Персонажи очень настоящие и узнаваемые; их так легко понять. Мне кажется, от режиссера фильма потребовалась определенная смелость – чтобы рассказать такую драматичную историю - с помощью и участием самых близких своих людей.

Нури Бильге Джейлан: «Когда я готовлюсь к съемкам, сценарий у меня очень приблизительный. Я записываю всё, просто чтобы чувствовать себя безопаснее, но на площадке я многое изменяю. Поскольку я работаю с маленькой группой, у меня есть свобода и время делать это. Большинство идей возникло во время съемок. Например, поедание орехов в конце сексуальной сцены или сцена, где муха садится Бахар на голову. Муха не поддается режиссуре».



Фильм эмоционально очень честный. Многое лишь подразумевается. Следовательно, возможно разное восприятие. Всё как в жизни: мы всегда видим лишь сегмент, осколок, проблеск – чего-то большего. Кажется, что мы знаем – но на самом деле можем лишь догадываться. И героям фильма не нужно наше осуждение или сочувствие. Они просто живут – а мы просто наблюдаем, видим их жизни, узнавая самих себя...



Очень удачное название фильма (на мой взгляд, точнее было бы назвать «Климаты», хотя по-русски это звучит неуклюже), придает ему глубину и фон. Времена года, сезоны, периоды – и в природе, и в отношениях между людьми.
Прекрасная работа оператора Гохана Тирьяки (Gokhan Tiryaki).



Режиссер – еще и фотограф, и говорит, что стремится сделать свои фильмы максимально похожими на фотографии. Это ему удается.



Нури Бильге Джейлан известен тем, что в своих фильмах снимает членов своей семьи. Во «Временах года» Иса (в этой роли сам режиссер) и его молодая жена Бахар (Эбру Джейлан / Ebru Ceylan, его жена и в «настоящей» жизни) переживают кризис отношений. Иса – профессор университета; его жена занимается телесериалами. В фильме также появляются мать (Fatma Ceylan) и отец (Emin Ceylan) режиссера – в ролях родителей его киноперсонажа (мать сетует: "Подумал бы лучше о детях," - "Я не люблю детей," - отбивается Иса от привычных упреков).



Во время поездки в Кас на юге Турции пара переживает пик отчуждения. Изнурительный зной подчеркивает адскую тяжесть, напряженность их отношений. Муж предлагает расстаться...



Проходит время, и он, жалея о своем поступке и всё еще любя жену, разыскивает её. Она - в экспедиции, участвует в съемках телесериала в холодно-снежном Агри (так называется Арарат в Турции) на востоке страны, с впечатляющим дворцом Исхак Паши (Ishak Pahsa Palace)...



Нури Бильге Джейлан: «Если вы поглощены своими внутренними переживаниям, то почти не замечаете всего остального, и для вас все места выглядят одинаково. Поэтому я не хотел показывать зрителям, что восточная Турция бедна, и включил в фильм только одного персонажа из этого региона — таксиста, которого я использовал в качестве контраста к Исе».

Изменился климат – а с ним изменился характер отношений супругов...



Нури Бильге Джейлан: «Думаю, такова природа двух человеческих существ. Мы не знаем цены вещей, пока их не потеряем. Потеряв, мы вынуждены думать о них, и способны их лучше оценить. Мужчина, особенно в определенном возрасте, задается вопросами о самом себе. Он хочет знать себя лучше, он недоволен и поэтому намеренно вступает в столкновение с обстоятельствами и людьми, чтобы в этом столкновении понять, кто он такой. Порой у него возникает много вопросов о самом себе. И если у него есть женщина, он видит в ней помеху лучшему пониманию самого себя. Он видит жизнь, полную потенциала, возможностей, он хочет избавиться от женщины. Но, посмотрев в лицо реальности после расставания с ней, он понимает, что мир предлагает ему не так уж много возможностей. Затем, как в моем фильме, ему начинает не хватать невинности, которую воплощает женщина».

Фильм препарирует взаимоотношения людей. Поразительно то, что эмоции и души героев ясны и вполне раскрыты - при минимуме диалогов. Как рассказано – важнее, чем что рассказано. Вернее, что становится важным и ярким, благодаря как.
Невероятно красивый, неспешный, зачаровывающий с первых кадров - печальный и правдивый фильм.

Нури Бильге Джейлан: «Я могу изменить фильм на каждом шагу — во время съемок, во время монтажа. Самое сложное для меня — быть в чем-то уверенным во время съемок. Если я что-то снимаю, я также снимаю и нечто противоположное. Если женщина плачет, я также снимаю, как она смеется. Только при монтаже я могу понять, что лучше подходит для определенного места. Я просто пытаюсь быть реалистом. В конечном счете у меня только один проводник — моя душа — и ничего больше».

Работы Нури Бильге Джейлана сравнивают с Тарковским, Бергманом, Озу. Но наиболее оправдано, на мой взгляд, сравнение с Антониони. Не только стилистическая – но и тематическая близость. Пара, переживающая кризис отношений. Они любят, но уже не чувствуют, не понимают друг друга. Извечный парадокс...
Также как и с фильмами Антониони, каждый кадр композиционно виртуозен – каждый – готовая фотография. Нас заставляют задуматься над тем, чего иначе мы бы даже не заметили... Размышлять, читать между строк, восхищаясь визуальным совершенством...



Нури Бильге Джейлан: «Статичные кадры мне очень нравятся, и они всегда присутствуют в моих фильмах, потому что я ощущаю отчужденность от реальности. В жизни люди одиноки, и в отношениях мужчины и женщины это ощущается еще острее. Эта грусть — самая трагическая сторона жизни. Ничто другое не выглядит достаточно достойным того, чтобы снимать о нем фильм. Возможно, таким образом мне удастся излечиться и восстановить связь с жизнью. А может быть, всё станет еще хуже».



Это – первый фильм турецкого режиссера (а также актера и сценариста), увиденный мною.
Нури Бильге Джейлан (Nuri Bilge Ceylan) родился 26 января 1959 года в Стамбуле.

Подробности (перевод мой):

- Известный фотограф.

(Нури Бильге Джейлан: «Мне и сейчас нравится заниматься фотографией, она в каком-то смысле намного чище. Ты просто занимаешься искусством самым чистым и невинным образом — словно ребенок. Никто ничего от тебя не ожидает, поэтому я счастлив, занимаясь фотографией. Я стараюсь сделать так, чтобы мои фильмы выглядели предельно похожими на фотографии — стиль изображения, а не конечный результат. Мне не нравится когда вокруг слишком много людей: во время съемок надо стараться быть максимально одиноким. Тогда думается лучше, это чище, естественнее. Во время съемок этой картины со мной работало 12-14 человек, и я играл одну из ролей, это было слишком много. В следующий раз я сделаю съемочную группу еще меньше»).

- Учился в Босфорском университете в Стамбуле (Boğaziçi University) на инженера по электронике.

- Очень любит снег и неизменно показывает его в своих фильмах. (Нури Бильге Джейлан: «При снеге лучше ощущается тишина, звук тишины»).

- Получая награду за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 2008 года, сказал: «Я посвящаю этот приз своей одинокой и прекрасной стране, которую пылко люблю».

Нури Бильге Джейлан: «Мне было гораздо труднее снимать "Времена года", чем предыдущие свои фильмы: съемки длились два года, съемочная группа более многочисленна; к тому же на фильм возлагались большие надежды, что создавало напряжение. При этом приходилось ждать смены времен года.

Чтобы снять фильм в Турции, достаточно этого захотеть: это стоит недорого.

Я снимал цифровой камерой
высокого разрешения, что давало возможность снимать больше вещей, однако это влекло за собой трудности при монтаже: большое количество отснятого материала и огромная работа по коррекции цвета.


Я стремлюсь к чертежной лаконичности и выбросил много сцен. При монтаже я иногда пытаюсь ускорить ритм фильма, но я не могу идти против своего внутреннего равновесия.

Да, у меня есть чувство юмора
, но поставить комедию я не способен.


Живопись для меня является огромным источником вдохновения. Когда я снимал "Времена года", я много думал о картине К. Д. Фридриха, где мужчина, показанный со спины, созерцает пейзаж. Сам я продолжаю заниматься фотографией, которая когда-то была моей профессией. В данный момент я делаю панорамные снимки турецких пейзажей.

В фильме супруги
хотят вновь начать совместную жизнь с нуля, но немедленно скатываются на отношения ante (прежние): как и все люди, я пережил это.


Я снимаю только близких мне актеров, друзей или членов своей семьи, в данном случае это моя жена и мои родители. Тот факт, что я знал их характеры и как они себя проявляют в жизни, очень помогал мне при написании сценария и во время съемок, обогащая фильм.

Я не смогу играть
в фильмах других режиссеров: я люблю сам держать всё под контролем.

Как и мой персонаж в фильме, я люблю развалины. Мой отец очень любил места археологических раскопок и часто водил меня их посмотреть. Глядя на руины, я представляю себе, как жили люди в те времена, и задумываюсь о своей жизни: мне это дает желание избавиться от многих вещей, достигать главного».
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...