Friday, 7 August 2009

Алиса и Мартин / Alice et Martin / Alice and Martin (1998)

Драматическая история жизни Мартина. С самого детства мальчик был странноват. В 12 лет, несмотря на протесты сына, мать отправляет его жить к отцу (никогда не виденный им раньше суровый старик), - в его семью и богатый дом.

В 20 лет Мартин (Алексис Лоре/Alexis Loret) сломя голову бежит из отцовского дома – как оказалось позже, после смерти отца. Он прячется (не вполне ясно, от кого) в заброшенных сараях, пожирает ворованные в крестьянских курятниках яйца, и в конце концов оказывается арестован. Приёмная мать оплатила фермерские убытки, юношу отпустили; он отправляется в Париж, к Бенжамену (Матье Амальрик, «Скафандр и бабочка»), одному из своих сводных братьев.

Отмывшегося пригожего Мартина прямо на улице отлавливает агентша по кастингу - и вскоре юноша становится успешной моделью (модные показы, рекламные плакаты его с физиономией - по всему городу).

Бенжамен снимает квартиру на двоих со скрипачкой Алисой (Жюльетт Бинош, специально для роли обучавшаяся игре на скрипке) - финансовые дела обоих далеко не блестящи; тут очень кстати оказался процветающий Мартин. Вопреки стереотипу, любовный треугольник не возник – Бенжамен гей, а фотомодель Мартин – нет; он влюбляется в Алису.

Сначала она сопротивляется – разница в возрасте, трудный характер, житейский опыт и т.п. Но затем отвечает взаимностью – вскоре буквально растворившись в странноватом молодом любовнике (верится с трудом – искромётной парой Бинош и Лоре не смотрятся)...


Постепенно зрителю проясняют кое-что о прошлом Мартина (Алиса: Он словно с другой планеты) – незаконнорожденный; его мать и отец были любовниками, но у отца была официальная семья и трое сыновей. С самого детства отношения с отцом (старым занудой) - крайне непростые, а сам юноша – эмоционально увечный (Бенжамен – Мартину: Вот почему мы с тобой так близки – ублюдок и педик).

В Париже Мартин без особых усилий, почти случайно, добился успеха. Однако юношу снедают муки совести и рвёт на части некий адский секрет – из-за которого он сбежал из дома, и который мешает пылким отношениям Мартина с Алис (уже беременной от него – весть о грядущем отцовстве оказалась последней каплей и подкосила парня - в итоге оказавшегося в психушке).


Приёмная семья отказывается помочь Мартину в его внутреннем разладе, не желая вытаскивать на публику грязное белье и шкафных скелетов. Да и вообще Мартин всегда был для них чужаком. Единственная, кто поддерживает и в итоге спасает Мартина – Алиса (временные рамки истории не вполне вразумительны - беременность Алисы, несмотря на смену времён года и событий, не проявляется, хотя подразумевается).

Я ожидала гораздо большего, эмоционально захватывающего... Тешине, Бинош... Однако фильм разочаровал. Протагонист Мартин выглядит невнятным персонажем - с отсутствующим характером и немотивированным поведением. Крайне неудачный выбор актера на эту роль. Смазливый, но деревянный юноша – неудивительно, что он на самом деле работает моделью, но удивительно, что судя по фильмографии, довольно активно снимается. В истории Тешине этот парень - абсолютно чужеродное тело; ни актерскими талантами не блещет, ни внешне не соответствует герою. Мартин – юнец на грани нервного срыва, в начале фильма – почти умирающий от нервного и физического истощения. На мой взгляд, Лоре - слишком благополучный и упитанный молодой человек, чтобы можно было поверить в его непреходящий душевный надлом.

Фильм, полный психологических нюансов и травм, обещал стать незабываемым. Однако, поманив замыслом – остался несбывшейся надеждой.
О чем история? О том, что плохо быть бастардом? О том, что любовь всепобеждающа?

Сюжет обрывочен и недодуман; главный герой со своим «преступлением и наказанием» неубедителен.
Расцветшая страсть к Алисе выглядит неожиданной и не вполне мотивированной – как и всё, что делает Мартин. Бинош как всегда великолепна, но фильма не спасает.
История называется «Алис и Мартин», однако о прошлом героини нам, увы, сообщают не слишком много: скрипачку терзает страх сцены и воспоминания о смерти гениальной сестры в возрасте 11 лет. А вообще Алиса важна лишь как составляющая нелегкой судьбы Мартина.

Есть живописные моменты, хорошие актеры. Однако трудно досмотреть до конца длинную, скучную и нарочито неспешно повествуемую историю жизни юноши, которому сочувствовать не получается.

Стоит смотреть разве что ради Жюльетт Бинош.

Андре Тешине, режиссер и автор сценария:
«Мое кредо было и осталось: кино является средством «заглянуть за закрытую дверь».

Оказавшись наедине с чистым листом бумаги, я ощущаю себя потерянным. Писание — это труд в одиночку, предполагающий мужество и дисциплину, которыми я не обладаю.

Начиная съемки, я совершенно не способен заглянуть вперед, понять, на что будет похожа готовая картина — да и не пытаюсь: для меня бы это означало, что она станет точной иллюстрацией сценария, а я совсем иначе смотрю на кино.

Я просто не знаю, где сказать «стоп», когда актеры играют длинную, полную эмоций сцену.

...были фильмы, которые меня разочаровывали, и я был расстроен. Так в фильме «Алиса и Мартен» мне не удалось хорошо рассказать историю. Сюжет остался непонятным. На съемке, как всегда, я был увлечен лишь теми сценами, которые я снимаю — одну за другой, — каждую, как законченный короткий фильм. Это привело к тому, что я потерял нить сюжета».
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...