Friday, 21 August 2009

80 лет сегодня исполнилось бы артистке Вие Артмане (Vija Artmane, 21 августа 1929 —11 октября 2008)

Вия Артмане родилась 21 августа 1929 года.
Росла без отца – он погиб за четыре месяца до ее рождения.
В 1949 г. окончила драматическую студию при Художественном академическом театре им. Я. Райниса и была принята в труппу этого театра, где проработала 55 лет.
В 1969 г. ей было присвоено звание Народной артистки СССР.
В 1970-х годах Артмане была одной из самых популярных актрис советского кино. Этапными для актрисы стали роли Сони в фильме "Родная кровь" и Оны в картине "Никто не хотел умирать".

В 1978 году режиссер Янис Стрейч поставил телевизионный фильм "Театр" по роману Сомерсета Моэма. Главную роль примы театра Джулии Ламберт мастерски исполнила Вия Артмане.

Она возглавляла Союз театральных деятелей Латвии, была членом Советского комитета защиты мира.

За год до интервью, которое она дала радиостанции «Эхо Москвы», Артмане по собственной воле ушла из театра: у нее начались проблемы со здоровьем, а кроме того, ей не давали крупных ролей.
После распада СССР, в 1993 году в результате неонационализации актриса лишилась квартиры. Дом, в котором она прожила более 40 лет, передали потомку бывшего владельца. За последние несколько лет она перенесла два инсульта и инфаркт. Какое-то время она жила в своем родном театре "Дайлес", в буквальном смысле за сценой. Потом, оставшись без работы, переехала в дачный домик, построенный в советское время на приусадебном участке.
Вия Артмане скончалась в субботу, 11 октября 2008 года на 80-ом году жизни.

Вия Артмане, из интервью:

«...я все-таки всю жизнь привыкла чувствовать, что я представляю Латвию и всегда везде во всех республиках все равно на каком языке они меня слушают, они всегда просили: «Прочтите что-нибудь на своем родном языке» и они знали, что я представляю Латвию. Вот этого представительства Латвии у меня, к сожалению, сейчас не получается.

Знаете, я так далека от Джулии как человек. Между прочим, я есть властная над собой, я беспощадная в этом отношении. Но это потому, что меня научили быть самостоятельной, думать и работать много, чтобы выдержать.

Я не очень хороший и уютный человек. Я во всех отношениях требовательная и к себе. Но иногда я теряю и критическое отношение к себе, тогда у меня, слава Богу, всю жизнь был рядом человек, мой коллега, мой муж, который был прекрасным актером. Его уже нет у нас 13 лет, но он был моим критиком и он всегда мне говорил: «Ты это...». Я с ним не спорила и сопротивлялась изо всех сил, что он не прав. Но на самом деле, должна откровенно вам признаться, он был прав (смеется).

Я почувствовала, что Художественному театру, каким он образовался сегодня, я ему не нужна. У меня больше не осталось необходимого места. И так как у меня было еще желание что-нибудь еще сыграть, я думаю, что пару лет поиграю, а потом сяду на позиции смотреть спектакли, и иногда себе позволить какое-то словечко.

Что касается мемуаров, надо очень обдумывать, иначе эта литература получается такая, немножко сомнительная (смеется). Так вот. Над этим тоже надо как следует поработать. Книжки, которые были у меня, они меня не все удовлетворяют. И я с удовольствием хотела бы, чтобы их не было, чтобы обо мне никто ничего не знал».

источники: 1, 2, 3
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...