Tuesday, 14 July 2009

Андрей Смирнов «Осень» (1974) / Osen / Autumn

Пара немолодых любовников удрала на время отпуска в тьмутаракановую деревню, испытать счастье быть вместе день и ночь в течение десяти дней.
В самом начале фильма резанули фальшивкой чемоданы (моё давнее "больное место") – пустые, качающиеся от дуновения ветра, падающие, если поставить, ибо – невесомы. Да положите вы хоть книжку туда – актеры пуп не надорвут.
Дальше – подростковые слюнявые (с затылка видно) лобызания друг друга в такси...

Музыка Шнитке напоминает музыку из «Слова для защиты» (которое вышло на 2 года позже, так что "плагиат", если был, - обратный).

Фильм вроде задуман неплохо. Осень в деревне. Грязно, но поэтично. Красивые пейзажи. Прелестное осеннее утро, разрываемое грохотом катера, спешащего на рыбалку...
Тема - вечное разноязычие мужчин и женщин; этакая иллюстрация к ставшей позднее модной книжке «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» (не читала, но могу представить): не суждено понять друг друга, заказано. Тема вечная и всем интересная.
Но реализация, Господи! ...

Да, в советское время наверняка было революционным – показать "прелюбодеяние" матримониально заангажированных интеллигентов, инженерши и врача, их полные рефлексии беседы... Да и любовники в постели – без маек! Революция просто.
В «то время» фильм критиковали за мелкотемье (где эти слова берут?) и порнографию (ужас! где её там видели?). Я бы лишь рада была посмотреть советского периода фильм, ругаемый за «крен талантливого режиссера в глубоко частную жизнь обыкновенных мужчины и женщины, которым за тридцать».

Но на самом деле беда фильма (который весь построен на диалогах мужчины и женщины, на их муках непонимания) - в бездарных актёрах. Люди они, может, хорошие, но не смогли раскрыться на работе. Наталья Рудная (как бы Саша) играть просто не может. Из-за этого её персонаж – обладательница непростого, непокорного, такого несоветского женского нрава - выглядит капризной дебилкой.

Ребята, ну так же нельзя. Но ведь очень плохо играет. Я понимаю – жена режиссера Смирнова, мать знаменитой Дуни-злоязыкой. Но ведь актриса (здесь, во всяком случае) никакая. Фальшивы жесты, фальшива интонация (переигрывания). Диалог персонажей на рыбалке, сколько ни выкатывай они глаза - это же сплошное "Не верю"!
Прямо видишь эту камеру, на которую актеры играют. Она и этот, из сериала про Кулагина, он еще бегал в красивой рубашке с рюшами (жабо) у Кончаловского в живописном «Дворянском гнезде» - я была поражена, узнав, что он-таки Кулагин. Сериал назвали в честь актера, что ли?

В общем, выдержала 45 минут – ну сил не больше, ну такая фальшивка.
Гундарева в качестве деревенской бабы («Не то счастье, о чем во сне грезишь, а то, на чем сидишь да едешь») куда как достовернее. И Фатюшин в роли её мужа – тоже.

Просто трудно поверить, что человек (А. Смирнов) до этого снял «Белорусский вокзал».
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...