Friday, 22 May 2009

MR 73 / Однажды в Марселе / The Last Deadly Mission (2008)

Сотри случайные черты,
И ты увидишь – мир прекрасен...

А. Блок

Я не жалую детективы и «полицейское кино» - то есть не смотрю их почти никогда. Но этот фильм исключение - великолепный триллер и драма. Потрясающая. Незабываемая.

Посвящение:
«Катрин, Леа, Зоэ и Нинон.

Четырем женщинам в моей жизни.

Моим родителям.
Софи, Каролине и в память их родителей...»

Фильм основан на реальных трагических событиях; это – дань уважения и памяти людям, чья жизнь и смерть подтолкнула его создателей рассказать о том, что, если стереть случайные черты, мир окажется – безобразен... Ставшая рекламной для фильмов фраза «основан на реальных событиях» здесь - скорее пугает...


Для справки:
Создатель фильма Оливье Маршаль (Olivier Marchal) родился 14 ноября 1958 года в Талансе, Франция. Актёр, режиссер, сценарист и - бывший полицейский.
За фильм «Набережная Орфевр, 36» (36 Quai des Orfevres) в 2005 году номинировался на кинопремию Сезар в трёх категориях – лучшие: режиссер, фильм и сценарий.

Еще работая в полиции Оливье Маршаль начал посещать уроки актерского мастерства. Альтернативную карьеру начинал на телевидении, появляясь во второстепенных ролях или сочиняя сценарии к детективным телесериалам.

В 1989 году, когда Ив Ренье (Yves Rénier) возродил свой телесериал «Комиссар Мулен» ("Commissaire Moulin", 1976), Маршаль стал его партнером в качестве соавтора сценария, администратора и иногда как актер.

В 2000 году Маршаль сыграл главную роль командира Пьера Ривьера (Pierre Rivière) в собственном телесериале «Полицейский округ» ("Police district", 1999), написанного Югом Паганом (Hugues Pagan), тоже бывшим офицером полиции.

Поскольку это детективная драма, пересказывать подробности сюжета не буду. Однако о фильме расскажу.

Начну с названия. У Маршаля оно – как и весь фильм – великолепно: лаконично, броско, ёмко.
Для справки: Револьвер Manurhin (MR-73) был разработан в 1973 году Французской компанией Manurhin. Штатное оружие французской жандармерии, а также специальных противотеррористических групп вроде G.I.G.N., R.A.I.D. и других.

В русскоязычном прокате фильму дали (я не могла поверить своим глазам, когда искала в Сети информацию!) пошлейшее название «Очень страшный детектив», призванное заманить на просмотр невзыскательного (мягко говоря) зрителя. ("Last Deadly Mission" немногим лучше...) Еще вариант русскоязычного проката – «Однажды в Марселе», совершенно бесцветное название, отдаёт сентиментальщиной и нимало не отражает сути.

«MR-73» - полицейская драма с распутыванием преступлений серийного убийцы (даже двух, поскольку параллельно повествуют еще одну страшную историю)... Будни офицеров полиции – это не только поиск и погоня за убийцами-маньяками, но и жестокая вражда и интриги между собой...


Меня привлекли имена исполнителей, прежде всего – Даниэля Отея в главной роли. А едва начав смотреть, была совершенно зачарована, подавлена и поглощена - мрачной, роскошной, депрессивной, неспешной и безысходной атмосферой фильма. Снято потрясающе; превалируют холодные, мрачные оттенки (оператор Дени Руден/Denis Rouden) – подчёркнутый реализм. Виды и интерьеры (тюрьма, гостиничный номер, где «кантуется» персонаж Отея, офисы в полицейском округе, палата жены Шнайдера и т.д.) продуманы и тщательно воссозданы; всё - мрачно, грустно и страшно.

...В первых кадрах видим немолодого полицейского Луи Шнайдера (Даниэль Отей) - измученный, небритый, пьяный, сникший, в ссадинах, с потухшим, мертвым взглядом. Фоном - Леонард Коэн:
Well I stepped into an avalanche,
It covered up my soul;
When I am not this hunchback that you see,

I sleep beneath the golden hill.
You who wish to conquer pain,

You must learn, learn to serve me well.

Настроение задано.

Шнайдер бредет к водителю автобуса, требуя «отвези меня домой» (подкрепляя требование - оружием)... Следует арест, «вызов на ковер», негласное расследование (Учитывая ваши заслуги и пережитую личную драму...) и наказание – карьере конец.


Вспышками в мозгу Шнайдера возникают неотвязные картины, осколки кошмара – его дочь и жена попали в автокатастрофу; девочка погибла, жена «овощем» лежит в больнице... Несчастье подкосило его; Луи нечего терять и не на что надеяться. С первых кадров ясно, что в фильме не может быть хэппи-энда, юмора, света – или хотя бы просвета; фильм слишком реалистичен.


В параллельной сюжетной линии рассказывается о насильнике-психопате по имени Шарль Сюбра (Филипп Наон/Philippe Nahon) – грабеж, покушение, изнасилование несовершеннолетней, наконец – двойное убийство. Приговорен к пожизненному заключению. Больше половины жизни он провёл в тюрьме, но теперь, кажется, уверовал в Бога, «переродился» и готов выйти на свободу...

Судьи: Вы считаете, что заслужили освобождение?
Сюбра: Мне 69 лет. Половину из них я провел в тюрьме. 38 лет, за которые я смог измениться и стал на путь истинный благодаря Господу...

Жюстин (Оливия Бонами/Olivia Bonamy) 25 лет назад стала свидетельницей издевательств и убийства её матери и отца Шарлем Сюбра. В отличие от своей младшей сестры, Жюстин до сих пор не оправилась от травмы. Она в ярости от того, что убийца родителей выходит на свободу (Этого не может быть... Он приговорен к пожизненному... Он зарезал моего отца спящим, издевался над мамой и убил её – это вы называете примерным поведением?!).
В порыве эмоций она пишет Сюбра в тюрьму, обвиняя его (Весь мир забыл о вас. Кроме меня. Чудовище выходит на свободу...).
Только нам, зрителям, известно, что, вопреки заявлениям об «осознании вины» и исправлении, Сюбра остался тем же садистом-убийцей...

Наверное, утверждая, что в фильме нет света и просвета, я всё-таки не права. Ведь в финале Жюстин рожает мальчика: «Как назовете?» - «Луи...» Но, честно сказать, параллельная история Жюстин легко забывается; она блеклая по сравнению с судьбой – и борьбой с собственными демонами – Луи, полицейского. Без особого ущерба для сюжета историю Жюстин можно опустить.


Луи Шнайдер - хотя и был в наказание отстранён от дела и переведен перекладывать бумажки в ночную смену, - расследует дело еще одного серийного маньяка, современного; извращения, изнасилования и убийства женщин...

Хочу особо отметить домашних животных, участвующих в фильме. Очень запомнилось и растрогало то, как трепетно персонаж Отея относился к найдёнышам - коту, щенку («Не обижай его – у него было трудное детство»)...

Памятуя про человеческое варварство, необузданную агрессию и патологическую кровожадность, с которыми Луи приходится сталкиваться ежедневно, вполне уместно вспомнить ставшее избитым высказывание Бернарда Шоу: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак». Бережное и уважительное общение Луи Шнайдера с животными вполне объяснимо.
Шнайдер: Ну что, кот, ты тоже теперь один?

Мать жертвы, молодой девушки: У вас есть дети, мсье Шнайдер?.. Мы рожаем детей, а потом живем в страхе их потерять. Успокаиваем себя, говорим, что беда обойдет нас стороной... А потом однажды беда приходит. Губит всё – все воспоминания, все чувства. Вырывает сердце и слезы. Поселяется в тебе и наблюдает, как ты страдаешь. Говоришь себе, что не сможешь это пережить – а потом живешь... Жизнь держит тебя, непонятно для чего...

Надо видеть лицо Шнайдера – ведь он сам только что потерял дочь...

Мать жертвы: У неё был пес, Мариус. Мы подарили его дочери на 10-летие. Они были неразлучны.
Шнайдер: Пёс сейчас у вас?
Мать жертвы: Нет. Умер от тоски.

«Почерк» преступника узнаваем; Луи в одиночку находит зацепку и разгадку, арестовывает подозреваемого, но события принимают неожиданный и трагический оборот...

Персонаж Отея – в полном одиночестве. Ему пытается помочь сотрудница Мария (в этой роли - жена режиссера, Катрин Маршаль/ Catherine Marchal), но сделать ничего нельзя, поскольку жизнь Луи рушится – изнутри и снаружи... Он – один против коррумпированной системы – и против своих кошмарных воспоминаний об утрате семьи...

К мучениям Шнайдера примешивается изрядная доля вины: предательство, пересып его с Марией происходил в то же время, когда его жена и дочь разбились в машине... «Заткнитесь!» - орёт он своим демонам...
Можно сказать, что это – фильм одного актёра; Отей играет выше всяких похвал.


Жюстин - тоже в отчаянии и одиночестве; она обращается за помощью к Луи (именно он много лет назад арестовывал Шарля Сюбра). Тем самым девушка словно подсказывает омертвевшему от горя полицейскому, как обрести покой и расставить все точки над i.


На создание фильма Оливье Маршаля вдохновили реальные события. В 1981 году новичок-полицейский (ему было тогда 23), Маршаль стал свидетелем жестокого убийства целой семьи. Он так и не смог избавиться от гнетущих воспоминаний – в итоге Маршаль из полиции уволился. Судя по кинопроизведениям, его cразили не только варварские преступления – но и всепронизывающая коррупция внутри полиции; бесконечная жестокость и цинизм – и по отношению к «своим» тоже - как неотъемлемая составляющая «будней полицейского»; институт осведомителей, ложь, шантаж со стороны вышестоящих; карьеризм... Грязь, грязь, немыслимая грязь... (Оказывается, не только страны Третьего мира могут «хвастаться» такими методами и условиями работы)... Всё это показано в фильме, создавая атмосферу безысходности. От происходящего в фильме захватывает дух и опускаются руки.

MR-73 впечатлил настолько, что решила посмотреть наконец «Набережную Орфевр, 36» этого же режиссера - фильм ждет своего часа уже давно.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...