Sunday, 31 May 2009

Набережная Орфевр, 36 / 36 Quai des Orfevres / Department 36 (2004)

Оливье Маршаль, из интервью о фильме: "Знаете, мне трудно дать четкое определение, что есть Добро и Зло. Я ничего не изгоняю. Я читаю много детективных романов и смотрю много фильмов. Меня поражает способность человека творить зло – во всевозможных формах и проявлениях. Я перестал смотреть новости и читать газеты – меня пугает всё, происходящее сейчас повсеместно. Возможно, будучи сосредоточеными на ужасном, мои фильмы на самом деле обращены к другому, к возвышенному".

Недавно я писала про «MR 73» Оливье Маршаля, столь впечатливший; по следам - посмотрела «36».

Начну опять с названия. Набережная Орфевр, 36 для французов почти то же, что для англичан – Скотлэнд Ярд, а для любителей советских кинодетективов – Петровка, 38; в Париже по этому адресу (дословно – Набережная Ювелиров) расположено Центральное управление полиции.

Не раскрывая всех сюжетных хитросплетений, вкратце расскажу.
Начинается фильм событиями, происходящими ночью, одновременно, но в разных местах. Неизвестные крадут со здания табличку с адресом – та самая Набережная Орфевр, 36; и везут её в подарок коллеге-полицейскому: старина Эдди Валанс (Даниэль Дюваль/Daniel Duval) переходит в другой отдел.

Дружная команда оперативников во главе с Лео Вринксом (Даниэль Отей) обмывает перевод Эдди; молодой Тити Брассар (Франсис Рене/Francis Renaud) даже читает стихи собственного сочинения.

В это же время неизвестные врываются в бар, избивают и насилуют его немолодую хозяйку. Налётчиками оказываются Брюно и Рольф Винтерштейны, решившие отомстить бывшей проститутке Ману (Милен Демонжо/Mylène Demongeot) – информаторше и приятельнице Лео Вринкса.
Позже в эпизоде возникнет Кристо, друг Ману и бывший уголовник; в этой маленькой роли выступил сам Оливье Маршаль: «сыграть сцену с Даниэлем Отеем - как я мог отказаться?».


...Всё происходящее - в темных тонах, приглушенных красках, порой едва различимо... Мрачное, цвета индиго, утро. Шоссе. Ограбление банковского фургона, убийство инкассаторов.

Оперативник Лео приезжает на место преступления – там уже орудует отдел по борьбе с бандитизмом во главе с мрачным начальником Дени Клейном (вездесущий Жерар Депардье).

Эдди: Папаша Клейн не любит, когда его люди общаются с врагами.
Эва (подчиненная Клейна): А мы враги? Я думала, мы - команда.
Эдди: Только на словах.
Катрин Маршаль (Catherine Marchal), жена режиссера, играет во всех его фильмах – здесь она исполнила роль Эвы Верхаген из команды Клейна.



Раньше Лео и Клейн были друзьями. Потом их пути разошлись. Автор фильма недвусмысленно намекает, что между ними встала женщина – Камилла, жена Вринкса (Валерия Голино), когда-то была с Клейном. Понятно, что дружбе пришел конец, а разногласия профессионального характера привели к откровенному соперничеству и вражде. Кстати, у Лео и Камиллы есть дочь Лола – 17-летнюю Лолу играет настоящая дочь Отея, Аврора (Aurore Auteuil), на фото внизу.


Роберт Мансини, генеральный директор полиции (Андрэ Дюссолье), мягко говоря, недоволен своими подчиненными: Семь фургонов меньше, чем за полгода. Убито девять инкассаторов.
Власти Парижа настоятельно просят полицию «подойти к проблеме вплотную».

Мансини собирается на повышение, а на его место есть два претендента – Клейн и Вринкс, оба на равных. Сам Мансини хотел бы видеть гендиректором Вринкса:

Мансини: Клейну нужна власть, а не работа.
Лео: Но сидеть в конторе – не для меня.
Мансини: Пойми: времена изменились. Ты стал отклонением от нормы – ты, твоя команда, твои методы работы. В полиции новые правила: придерживаешься их – ты в обойме, вышел за рамки - никто тебя уже не прикроет. С этим все давно смирились...
Лео: Даже вы?

В общем, поимка банды становится делом чести – и ступенькой карьерной лестницы.

Между делом Лео со своей командой мстит Рольфо, который насиловал Ману. После «операции» Тити оставляет себе его нож: «Охотничий трофей» (сыграет роль чеховского ружья в развязке).

Тем временем на побывку отправляется некий заключенный Сильен (Рошди Зем/Roschdy Zem) – осведомитель Лео. Он звонит ему, когда Лео в баре общается с Клейном, большим любителем выпить... Пообещав дать Лео необходимую информацию о банде, громящей банковские фургоны, Сильен подставляет его. «Я знаю, когда их следующий налёт... В обмен ты меня покрываешь. Нет – сядешь вместе со мной».



Клейн через своих информаторов узнал о проступке Вринкса и не преминул воспользоваться этим в своих интересах – подло, хладнокровно, жестоко. Проступок Вринкса помог вынесению самому Клейну оправдательного приговора (видевшие фильм поймут, о чем речь) – когда его зачитывали, у меня от возмущения, бессилия и ужаса похолодели руки.
Режиссер настаивает, что Дени Клейн не должен вызывать антипатии - он просто искалеченный жизнью несчастный парень. Вот уж не знаю. На мой взгляд, Клейн - его проступок, даже преступление, его жестокость, подлость, хамство, мерзкое вожделение власти и размашистые шаги по трупам (и коллег тоже) ради карьеры - вызывает не только антипатию, но и яростное неприятие.



Режиссер, сценарист и актер Оливье Маршаль – бывший полицейский. Естественно, что в своих фильмах он использует 12-летний опыт работы в полиции и всевозможные случаи из жизни. Похоже, что Маршаль, как и многие творческие личности, создаёт одно и то же "произведение на тему", с некоторыми вариациями. Именно благодаря опыту, его фильмы столь убедительны и реалистичны – он не стремится попотчевать зрителя хэппи-эндами; у него всё - почти как в жизни (хотя, наверное, в жизни – всё еще гаже и печальнее)...


События, описанные в «Набережной Орфевр» действительно происходили в 1980-х. Фильм посвящен памяти погибших полицейских. Образ Лео Вринкса – дань памяти Жану Вриндту (Jean Vrindts), офицеру, который был убит при захвате банды, в перестрелке вроде той, что показана в фильме.
В финале фильма есть посвящение - Кристиану «Кики» Карону (Christian “Kiki” Caron), который погиб во время операции 31 августа 1989 года. «Ветеран отряда по борьбе с бандитизмом, он был другом Доминика Луазо. У Кристиана была жена и трое детей, и он решил уйти из отряда на менее опасную должность. Он погиб, когда до его перевода оставалась одна неделя», - рассказал режиссер фильма.
Со-автором сценария выступает Доминик Луазо (Dominique Loiseau), бывший оперативник, которого по сфабрикованному обвинению приговорили к 12 годам тюрьмы, - из них он отсидел 6.
Оливье Маршаль: «Я хотел, чтобы то, что происходит с Лео Вринксом было столь же убедительным, столь же чудовищным, как то, что случились с Луазо».

В свете вышесказанного смотреть фильм особенно тяжело – вопиющая несправедливость, откровеннейшая подлость и грязь, полнейшее бессилие перед непрошибаемой системой...


Как и «MR 73», этот фильм раскрывает неприглядное и жутковатое нутро правоохранительной системы: балансирование на тонкой грани закона и близость к преступной среде; использование методов по принципу «с волками жить – по волчьи выть» и услуг осведомителей; невозможность в рамках закона добиваться справедливости; грязь и гниль системы в целом – коррупция, интриги на всех уровнях; малодушие начальства...

Я, как и было сказано, не поклонница полицейских фильмов. Но у Маршаля, похоже, криминальная составляющая – не самая важная, и уж точно не единственная. Он изучает психологию людей, поставленных в жесткие профессиональные рамки. Человек способен на многое, порой даже сам не осознавая, на что именно. И в подлости, и в благородстве.

Признаться, «MR 73» мне понравился больше. «36» понравился тоже, но - с оговорками.
(Тем, кто только собирается смотреть фильм, далее лучше не читать).

Англоязычный Интернет полнится проклятьями в адрес режиссера – ах, он что-то там перепутал с марками автомобилей. Честно сказать, мне плевать на эти марки – я в них всё равно не разбираюсь. Хотя, конечно, художник, взыскующий достоверности, должен быть внимателен.

Финал мне показался неожиданно мягким и оттого каким-то скомканным. Из-за всех этих несправедливостей хотелось мести – мести со стороны Лео, а не судьбы (или её орудия - впавшего в кому Тити)...

Не вполне понятно, зачем приплетена история с Камиллой, бывшей с Клейном, ставшей с Лео. Восторженная ссылка режиссера на «Море любви» покоробила. Маршаль: «Идея возникла, когда я посмотрел «Море любви» Гарольда Бекера (Harold Becker’s ‘Sea of Love’), в котором Аль Пачино играет уставшего от жизни человека, жена которого ушла к его коллеге». Я лично люблю французское кино именно за его непохожесть на Голливуд.

Что еще из goof'ов... Виктор Драган, выпавший из окна и долженствующий лежать замертво, - всей грудью (очень заметно) дышит...

Еще – заметила пару явных провисаний в сюжете. Непонятно, каким образом проститутке-азиатке, трудившейся в автомобиле над клиентом в момент убийства оного, удалось в кромешной тьме разглядеть Лео (и разглядеть так хорошо, что спустя некоторое время она его узнала, лишь мельком взглянув!) – Лео сидел в другом автомобиле, в отдалении, спиной к происходящему!
Но опознание проституткой «падшего флика» необходимо, это двигатель сюжета. Как и второй невнятный момент: почему Лео, зубру полиции с громадным опытом работы и великолепным знанием методов своих коллег, даже в голову не пришло, что яростно разыскивающие Сильвена полицейские во главе с Клейном, не поставят домашние телефоны Лео на прослушку! А во время свидания с женой – которого он добился с таким трудом! – Лео на удивление вяло среагировал на сообщение Камиллы о визите Дени Клейна и звонке Сильвена...
Остаётся неприятный осадок: фильм основан на реальных драматических событиях, претендует на достоверность, а сюжет склеивается как-то топорно.

Кстати, ставший известным режиссер-актер-экс-полицейский (на фото) снял новый фильм с Депардье, собой и своей женой в ролях. Оригинальное название фильма Diamant 13 (2009)(страшно даже думать, как обзовут его местные прокатчики, если “MR 73” перевели как «Очень страшный детектив»...) Посмотрю при случае, но не сразу. Боюсь, если Маршаль будет и дальше приправлять правдивые и мрачные истории из жизни полицейских голливудским сиропом, - моё мнение о режиссере, основанное на впечатлении от «MR 73», может измениться. С другой стороны, "36" был снят раньше, чем столь меня потрясший «MR 73» - вполне может быть, что режиссер прогрессирует. В любом случае, фильмы Оливье Маршаля - находка.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...