Monday, 6 April 2009

Странная женщина / A Strange Woman / Strannaya zhenshchina (1977)


33-летняя Евгения Михайловна – Женя – юрист (в этой роли – Ирина Купченко. Занятно - в молодости играла героинь старше себя, в пожилом возрасте - моложе). Она замужем за сотрудником советского торгпредства, не вылезающим, как было принято говорить, из загранкомандировок; у них есть 14-летний сын (юный Валерий Тодоровский).

В общем, дом - полная чаша. Хотя жизнь Евгении отравляет «мамаша» - живущая с ними свекровь, которая в лучших классических традициях делает всё наперекор невестке и мешает ей воспитывать сына.

Но вот Женя влюбилась в бородатого красавца-электронщика Андрианова (Василий Лановой). Влюбленность зрелых людей показывают без предисловий, в самом начале фильма (в лесу - «ой, червяк!») - тяжеловесная игривость немолодой пары.

Андрианов: Великие живописцы писали обнаженное женское тело, и никто не считал это зазорным. Отвыкли мы от эстетического отношения к обнаженной женщине.
Женя: Вам нравится не обнаженная, а раздетая женщина.


Вскоре Евгения Михайловна «забросила чепец за мельницу» - лгать она не умеет и не хочет; бросает мужа и сына и поселяется в холостяцкой квартирке любовника.

Андрианов: Ты наплевала на Париж и прискакала сюда?! Наши дамы тебя не поймут.
Женя: Ну, ваши дамы не поймут, а наши женщины поймут.


Однако счастье было недолгим – компьютерщик-электронщик оказался непробиваемым рационалистом, взирающим на женщин как на «партнеров» - в любви и постели.

Дочь Андрианова: Не очень-то доверяйте мужчинам.
Женя: Откуда у вас такой опыт?

Дочь Андрианова: А для этого не нужен опыт - достаточно простой наблюдательности.


Неувязка: умную и проницательную Женю в отсутствии наблюдательности, вроде, не обвинишь. Но влюбилась же в ненадежного Андрианова.

В общем, возвышенная и романтичная Женя, мечтающая о Великой Любви (в этом и состоит её "странность"), не вынесла цинизма любовника («Какое несчастье, что я полюбила в этот рациональный век!») – и бросив всё, уехала в родной городок Караевск, к маме и сестре (как водится, с пустым кино-чемоданом наперевес).

На вокзале она мимоходом столкнулась с молодым инженером (Олег Вавилов), с первого взгляда воспылавшим к незнакомке неземной-любовью-«как в кино».

Прошло время. Инженер разыскал предмет страсти в городской юридической консультации; стал преследовать Женю и благородно домогаться. Он буквально исходит сладостью и прекраснодушием; обаятелен, остроумен. Женя отбивается от ухаживаний («Без любви – спокойнее»), но потом понимает, что привыкла к неотвязному присутствию поклонника, ставшего для неё кем-то большим.

И несмотря на чудовищную (о боже, 7 лет!) разницу в возрасте, кажется, счастье для них возможно.

Женя вынуждена ехать с сыном в Москву: он приехал за позабытой им мамой, поскольку умерла бабушка (та самая «мамаша» отца) и некому вкусно готовить и стирать. Но вот луч надежды – в вагоне поезда, мчащего Женю со злобно-эгоистичным сынком (пагубное воспитание бабушки) в Москву, виден чистый душой поклонник Юра!

Мне проблемы, поднимаемые фильмом, не близки. Посмотрела, "купившись" на актеров. Фильм показался несколько затянутым; герои – стереотипные. Возмущенный оставленный муж-торгпровец. Самодовольный технарь Андрианов. Трафаретный влюбленный Юра. Высоконравственная и прекрасная Женя.

Но смотреть советские фильмы занятно – хотя бы из-за реалий тех лет: дружба между народами (африканцы в ресторане), диспуты о любви (под плакатом «Коммунизм – молодость мира»)... Всё и везде такое бедно-серое и убогое... Верх мечтаний – поездка за границу. Как героиня могла бросить мужа? И где – в Берлине! Отказаться от поездки в Париж! Да, зрители прочувствовали всю красоту порывов бескомпромиссной юристки...

Запомнился эпизод с посетителями юридической консультации: волнующиеся и стесняющиеся исполнители (не актеры, «простые люди»?), их «типичные проблемы»:

бросил муж;

не помогают взрослые дети – а судиться с ними стыдно;

отец завещал всё мне, а теперь передумал – новой молодой жене;

ну, для юмора – пожилая дамочка в странной шляпке, которая жалуется на соседку, «делающую ей буквально всё напротив»...


Больше всего в фильме понравилась мама Жени в исполнении чудесной Антонины Павловны Богдановой (1904-1983).
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...