Saturday, 25 April 2009

Екатерина Савинова "Приходите завтра" / Prikhodite zavtra / Come Tomorrow (1963)

Екатерина Савинова (26 декабря 1926 – 25 апреля 1970)

Деревенская девушка (из тех, что «кровь с молоком») - Фрося Бурлакова, обладательница редкого голоса, приезжает в Москву «поступать в артистки». Остановившись у едва знакомого скульптора (как раз переживающего творческий кризис) (в этой роли - Анатолий Папанов), Фрося отправляется в консерваторию. Но она опоздала - приём уже закончен. Однако девушка проявляет настойчивость и целеустремлённость; проводит в консерватории день за днем и наконец добивается, чтобы её прослушал известный профессор (Борис Бибиков)...

Роль трогательной и смешной девушки Фроси сыграла Екатерина Савинова, которой на момент съемок было 36 лет.

из интервью кинорежиссера Евгения Ташкова:
"В те годы в СССР снимали лишь восемь картин в год. Катю часто приглашали на пробы, но утверждали на роли других актрис. Катю это травмировало, она часто плакала…

У Кати был замечательный голос — три с половиной октавы. Поначалу она занималась вокалом с репетиторами, а через некоторое время после окончания ВГИКа поступила в Институт имени Гнесиных и на четвертом курсе исполняла арии из классических опер!
Когда учеба в Гнесинском институте подходила к концу, ей сделали два очень заманчивых предложения. Одно — в Большой театр, другое — на эстраду, ей давали оркестр. Но она не приняла ни того ни другого. Говорю: «Катенька, подумай!» А она: «Сегодня мы с Александрой Дмитриевной (Кильчевской) два с половиной часа занимались. Голос так хорошо звучал…» Вот так! При чем тут Большой театр? К чему оркестр? Катя получала удовольствие от самого процесса репетиций.

Бог дал ей много талантов. Куда «вписаться», не обрубив при этом ни один из них? Этот вопрос возникал и в Гнесинском институте. Какой у нее голос: контральто? Меццо-сопрано? Лирическое сопрано? Драматическое? А может, колоратурное? Ограничение ее творческих возможностей, разделение на амплуа было настоящей драмой. Это в полной мере относится и к кино, и к театру.

Катя была невероятно добрым, светлым и отзывчивым человеком. Обладала неистребимой фантазией и необычайной работоспособностью. Характер у нее был удивительный: простой, доверчивый.

[рассказывают, что на съемках фильма «Кубанские казаки» 23-летняя Савинова отвесила пощечину Ивану Пырьеву. Отпор мэтру обошелся студентке дорого: впредь ее приглашали только в эпизоды.]
Несмотря на огромный потенциал Екатерины Савиновой, театр тоже не баловал ее ролями. Защитив в 1950 году дипломный спектакль «Там, где не было затемнения» на «отлично», более 10 лет она играла лишь проходные роли.

[сценарий фильма «Приходите завтра»] писался для Кати и под Катю, в него вошло многое из ее биографии. Младшая дочь в многодетной семье колхозников из села Ельцовка Алтайского края, окончив школу, отправилась в Москву учиться на артистку. Но, опоздав на вступительные экзамены, полгода проучилась в землеустроительном институте, пока не узнала, что во ВГИКе начался зимний набор на курсы Василия Ванина. Она сдала экзамены и поступила, но после первого семестра была отчислена. Ванин сказал Кате, что она замечательная актриса для театра, однако кино не для нее.

Позднее Катя поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трех тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. И среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и… Екатерина Савинова. После выхода кинофильма «Приходите завтра» на киноэкраны страны, роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года. Кстати, мало кто знает, что в фильме Катя озвучивала и домработницу. Вот что значит три с половиной октавы!

В сентябре 1961 года обнаружилось, что Катя серьезно больна. В общей сложности Катя болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. В промежутках мы ездили на гастроли, давали концерты — надо было зарабатывать на жизнь. Первое отделение вел я, второе — она. Читала свои смешные трогательные рассказики, пела…

Весной 1970 года Катя поехала в Новосибирск навестить сестру:
- В апреле 1970-го Катя бросилась под поезд. Ей было всего 43".

*
В своей пронзительной программе "Чтобы помнили", в выпуске, посвященном Екатерине Савиновой, Леонид Филатов рассказал, что она спокойно и рассудительно подготовилась к смерти: тщательно вымыла полы, всё убрала...

Милан Кундера как-то писал: "Человек, ведомый чувством красоты, превращает случайное событие (музыку Бетховена, смерть на вокзале)
в мотив, который навсегда останется в композиции его жизни. Он возвращается к нему, повторяет его, изменяет, развивает, как композитор - тему своей сонаты. Ведь могла же Анна покончить с собой каким-то иным способом! Но мотив вокзала и смерти, этот незабвенный мотив, связанный с рождением любви, притягивал ее своей мрачной красотой и в минуты отчаяния. Сам того не ведая, человек творит свою жизнь по законам красоты даже в пору самой глубокой безысходности".


На вступительном экзамене во ВГИК Екатерина Савинова читала монолог Анны Карениной...

*
Похоронили Екатерину Фёдоровну Савинову в Новосибирске на Клещихинском кладбище. Многие годы её более чем скромная могила находилась почти в полном забвении. 5 ноября 2006 г. могилу перенесли на более престижный участок Клещихинского кладбища и установили новое надгробие.
(источник)
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...