Tuesday, 14 April 2009

Мадемуазель / Mademoiselle (2001)


"Самое ценное в стихах и в жизни – то, что сорвалось".
Марина Цветаева
Исполненная тонких нюансов, отлично сыгранная – киноистория исследует все те мириады случайностей, поворотов судьбы и событий, которые сводят вместе двух людей. Случаи и совпадения перетекают одни в другие, создавая чуть печальную атмосферу этого прелестного «маленького» фильма, поистине французского... Еще этот фильм об одиночестве, среднем возрасте, о спонтанности и импровизации, которые помогают избавить жизнь от скуки и рутинности.

Клэр (Сандрин Боннер) – милая женщина средних лет. Она замужем, имеет двух детей, работает менеджером в фармацевтической промышленности.
Фильм - один долгий флэшбэк. Увидев афишу спектакля «Ар-ман» в театре Тулузы, Клэр погружается в воспоминания...


Заметила оплошность в сюжете. В начале фильма Клэр и Пьер (Жак Гамблен, «Нежно-голубой», «Ад») сталкиваются в аптеке: она не знает, что купить – пену или гель для бритья и обращается к незнакомцу за советом... Странно, что замужняя дама, да еще фармацевт, кажется, впервые покупает такой «экзотический» товар...

Жильбер: «Знаешь, говорят, в 1955 году люди смеялись от 1 до 2 минут ежедневно. А теперь эта цифра упала до 10 секунд...»

Во время корпоративной вечеринки, где провожают на пенсию её коллегу Жильбера (в качестве подарка ему вручили немаленький макет маяка), сотрудников компании развлекает «Неожиданный театр» - группка из трёх актеров, импровизирующих на сцене и прямо в зале, среди ничего не подозревающих зрителей. Алис (Изабель Канделье), Карим (Зинедин Суалем) и Пьер.

Во время фуршета переодетые официантами актеры пугают угощающихся гостей историями про трансгенных лососей. После, на сцене – когда недоразумение и недоумение разрешилось аплодисментами, актеры - получив из зала три слова («тюрьма», цифра: «два» и цвет «зеленый») – тут же соорудили остроумную сценку.


На следующее утро проведённый на пенсию Жильбер (всё ночь выпивавший с новым знакомым – Пьером) забывает в гостинице подарочный маяк, а добросердечная Клэр отстает от автобуса... Её подбирают актеры на старинной английской машинке. По пути они заезжают на роскошную свадьбу дочери какого-то бензинового бизнесмена...
Актеры довезли Клэр до вокзала, но она забыла маяк в их машине и вернулась за ним. Пьер, проводивший её печальным взглядом на вокзале, удивлен и рад возвращению.

Клэр покоряет легкость и непринужденность, с которой маленькая труппа импровизирует. Она почти завидует – жизнь самой Клэр спокойна, респектабельна - и скучна, она едва ли способна на спонтанность...

Пьер очень сдержан, немногословен, но его редкие реплики остроумны («Слово мима»). Он оказывается актером лишь отчасти. Вообще-то он пишет пьесы.

Пьер: Я написал пьесу о маяке... Ар-ман – так она называлась. Это маяк в открытом море, а на нём - два смотрителя, которые влюблены в одну и ту же девушку. Один постоянно рассказывает о своей невесте, а второй по рассказам влюбляется в неё...
Но пьеса не закончена: «При одной мысли, что придется играть одно и то же каждый вечер, говорить одни и те же слова, а по субботам – два раза в день, утром и вечером...»
Потом на свадебном обеде Пьер вынуждает Клэр импровизировать – и она рассказывает его историю о маяке, получив в благодарность от невесты её букет.


Гостья на свадьбе: Я отдам снимок Соланж, она вам перешлет.

Свадебная же машина отвозит Пьера и Клэр в гостиницу, куда уже уехали сердитые Алис и Карим (так и не получив плату за выступление на свадьбе).

Актеры ссорятся (Нельзя запускать новичка в номер перед двумя сотнями зрителей). Поездов на Тулузу в этот день больше нет.


Пьер: Когда твой поезд?
Клэр: В 7... В 7.12.
Пьер: Не знаю, почему все расписания такие... 7-12. 18-43. Наверное, чтобы нас запутать.

А утром Пьер везёт Клэр на вокзал.
Клэр: Ты женат?
Пьер: С этой ночи – да.

Всё оказалось серьезнее, чем одноразовый пересып. Но изменить свою жизнь Клэр не может – оба понимали это с самого начала...

Странно: ничего особенного в этом фильме нет. Но посмотрев его впервые лет пять назад – не могла забыть. И рада, что теперь он в моей домашней видеотеке.

После фильма остаётся чувство тихой, спокойной - но неизбывной печали... Особенно запомнилась коротенькая бессловесная сцена, когда Клэр и Пьер едут на взятом напрокат у мальчишек мотоцикле по чужому ночному городку... Лица этих двоих незабываемы – отражая счастье находиться вот в этом дивном моменте жизни. Возможно, остроту чувствам придает сознание, что будущего у них нет...

В этой связи знаменателен момент в конце фильма, когда официант в кафе обращается к Клэр: «Мадемуазель...»
«Со мной такого давно не случалось...», - комментирует она. Эта короткая встреча, нежданный роман обновил её, вернув свежесть и радость молодости.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...