Wednesday, 11 March 2009

В диких условиях / К природе / Into The Wild (2007)

Эпиграф в фильме:

Есть наслажденье
в бездорожных чащах,
Отрада есть на горной крутизне,
Мелодия — в прибое волн кипящих,
И голоса — в пустынной тишине.
Люблю людей — природа ближе мне.

Лорд Байрон

Кстати, дальше тоже красиво...

И то, чем был, и то, к чему иду я,
Я забываю с ней наедине.
В своей душе весь мир огромный чуя,
Ни выразить, ни скрыть то чувство не могу я.

Необыкновенная история, поведанная в фильме, произвела сильное впечатление, а собственно фильм - двойственное.

После окончания колледжа одаренный юноша Кристофер МакКэндлесс (Эмиль Хирш) ни с того, ни с сего отправляется бродить по свету – взяв себе громкий псевдоним Алекс Супербродяга и предварительно избавившись от всего, что связывало его с поганым обществом (Society! Society!): аккуратно разрезает все документы и карточки, отсылает свои сбережения (24 тысячи баксов) на благотворительность и тихо исчезает.


Родителей Крис ненавидит: они принадлежат к этому самому поганому обществу, руководимому властью денег, - которых у них немало. Да, воспитывают своих детей и дают им неплохое образование. Но подлец папа (Вильям Херт) до женитьбы на маме (Марсия Гей Харден) уже был женат - и продолжал оставаться мужем первой супруги, имея детишек от второй, матери Криса («Незаконнорожденные, ублюдки» - душераздирающе читает за кадром сестра Криса Карин). Кроме того, родители часто ссорятся, орут друг на друга и чуть не дерутся; не самые образцовые родители.

Но неужели подобные отношения в семье были столь деструктивными для личности умного, развитого мальчика? В таком случае, все леса были бы заселены детишками, решившими бежать из своих неидеальных семеек! И неужели родителей за их вину стоило так жестоко наказывать: исчез без объяснений, ни звонка, ни письма? А как насчет любимой сестры, Карин (Джена Мэлоун), которая одна понимала мятежную душу юноши? Её ведь он наказал наравне с «подонками»-родителями...

Крис: Мистер Франц, я считаю, что карьера - это изобретение 20 века; мне она не нужна.

Побродив пару лет, Супербродяга отправился на Аляску, прихватив с собой небольшой запас пищи и книжку про местную флору и фауну, и вскоре умер там, отрезанный от цивилизации непроходимой рекой и отравившись какой-то дрянью.

Это – сюжет фильма, в котором жирной чертой (даже двумя) подчеркивалось, что душевные метания и бродяжничество умного парня спровоцированы проблемами в семье. Это больше всего раздражает.

В принципе, замысел красив: умный начитанный парень бросает все блага цивилизации - ради свободной жизни, поближе к дикой природе. Здóрово! Отправься парень в дикие условия по философским и идейным соображениям – ладно. Но из-за таких банальных травм... Еще Ницше риторически вопрошал: «У какого ребёнка нет оснований плакать из-за своих родителей?»
Я к тому, что фильм слишком уж прямолинеен и всё упрощает. Наверняка в мятежной душе Криса творилось нечто невероятное – и наверняка были и другие мотивы покинуть общество и отправиться бродяжничать; недаром уже в 4 года его несло «на подвиги» - уходил из дома!

Интересные подробности (перевод мой):

- Шон Пенн, прочитав книгу о судьбе Криса, ждал 10 лет, чтобы заручиться согласием семьи МакКэндлессов до начала съемок.
- В роли Кристофера Шон Пенн видел Леонардо ди Каприо, а в роли Рона – Марлона Брандо [за время ожидания один заматерел, другой умер...].
- Для роли Эмиль Хирш (Emile Hirsch) похудел на 18 килограммов.
- Как сообщается в информации о съемках фильма на DVD, лось, которого в фильме убивает Кристофер, на самом деле был сбит автомобилем на шоссе в Аляске.


В целом фильм похож на богатый видео-клип к песне какой-нибудь альтернативной группы: великолепные, дух захватывающие пейзажи; бодрый малый Крис-Алекс (Эмиль Хирш навязчиво напоминает молодого Ди Каприо; приторный до невозможности – играет, очень играет весь фильм, вместо того, чтобы просто - быть); такой же бодрый саунд-трек... Порой возникало ощущение, что смотришь рекламный ролик какого-то гламурного дизайнера – всё и все (хиппи и прочие прохожие, встреченные Супербродягой на пути) – невероятно живописно и стереотипно...


Кино-Крис не вызвал у меня особых эмоций, - сочувствия или восторга. Незрелый эгоистичный малый, возомнивший себя невесть кем...

Думаю, недостаток эмпатии вызван не только стилем (à la МTV-шный видео-клип), неприятием мною актера, исполняющего главную роль, но и игрой «на камеру» - сразу уничтожающей достоверность происходящего, как в дебильных шоу «за стеклом», когда «они знают, что мы знаем, что они знают, что их снимают»...

На мой взгляд, люди, встреченные Супербродягой – хиппи (Кэтрин Кинер/Catherine Keener) или одинокий старик Рон (Хэл Холбрук/Hal Holbrook) – гораздо более интересные личности, чем Крис-Алекс, каким его изображает кино. Даже пожалела, что он так быстро расстался с ними...

Рон Франц: Я буду скучать по тебе, когда уедешь.
Крис: Я тоже буду по Вам скучать. Но Вы ошибаетесь, если думаете, что радость жизни - только во взаимоотношениях. Посмотрите, сколько всего дал нам Господь. Радость во всём, в любом новом опыте. Людям нужно просто взглянуть на мир иначе.
Рон: Да. Я подумаю над этим... Правда. Хочу тебе кое-что сказать... Я сложил вместе твои обрывочные рассказы о семье, о маме и папе... И я понял, что и с церковью у тебя непростые отношения... Но всё-таки мы верим в нечто большее, чем можем объяснить; мне кажется, ты сам называешь это Богом. Пойми, когда прощаешь – ты любишь. А когда ты любишь, Бог озаряет тебя светом. [из-за облака выходит солнце]
Крис: Чёрт подери!


Замысел авторов фильма - неплох и вполне понятен: воспеть свободу духа рок- и кантри-песнопениями. Но он не был осуществлен – авторы скатились к голливудски-сахарным стереотипам. Жаль.

Карин (за кадром): «В конце концов, это история Криса и это он должен бы её рассказать». Это точно...

По фильму выходит, что некий довольно бесчувственный юнец, вдоволь побродив по стране, отправился умереть на Аляску. Шон Пенн явно в восторге от своего героя – он воспевает его, а не пытается понять и объяснить мотивы Криса.

Крайне неудачный ход - перебивка бесконечными флэшбеками. Из-за этого скрадывается, снижается напряжение последнего периода жизни Криса. И с таким трудом – такой ценой! - постигнутая им вполне очевидная истина («Счастье возможно, если есть с кем его разделить») звучит пафосно и почти пародийно; вместо невероятного, удивительного паломничестве духа – невнятный разбитной юнец и не вызывающий сочувствия финал...


Еще непоследовательность в кино: юный максималист сжигает все баксы (ведь пылающие доллары так живописно смотрятся на экране!) и уничтожает свои документы. Потом спохватывается – и начинает работать где-то на элеваторе, а позже – в каком-то фаст-фуде, поскольку оказалось, что без денег, только болтая с супер-яблоками, далеко не уйдешь...

В фильме о жизни реального человека с такой необычной судьбой фактические ошибки – или намеренные отклонения от фактов во имя вящей живописности – недопустимы.

Кстати, о фактах. В документальном фильме о Крисе МакКэндлессе, - называется «Зов дикой природы» ("Call of the Wild," by Ron Lamothe), - утверждается, что он не уничтожал все свои документы и деньги, как то показано у Шона Пенна. После смерти Криса в его бумажнике нашли его удостоверение личности и 300 долларов. Вскрытие показало, что он умер не от отравления, а от голода...

...Фильм снят по книге американского журналиста, писателя и альпиниста Джона Кракауэра (Jon Krakauer), вышедшей в 1996 году. Когда я больше узнала о прототипе киногероя, выстроилась картина, вызывающая больше уважения и понимания, чем отдающие бравадой действия Криса-Алекса из фильма.

Реальные события и записи Криса отличались от кино-версии - немного, но это важно. В письме к Уэйну, которое зачитывают в самом начале фильма, настоящий Крис-Алекс просил друга вернуть отправителям прилагаемую почту. Про книжку о местной флоре и фауне он не упоминал и вполне трезво оценивал риск своего предприятия:

«Привет из Фэйрбенкса! Ты слышишь обо мне в последний раз, Уэйн. Приехал сюда два дня назад. Возле Юкона было не так просто поймать попутку. Но наконец я здесь. Пожалуйста, верни всю полученную мной почту отправителям. Возможно, на Юг я вернусь очень нескоро. Если моё приключение окажется роковым, и ты больше никогда обо мне не услышишь, я хочу, чтобы ты знал: ты классный мужик. А сейчас я ухожу в дикую природу».

Это была последняя открытка, отправленная Кристофером МакКэндлессом перед путешествием на Аляску. Оно началось 28 апреля 1992 года; Супербродяга прихватил с собой ружье, 15 фунтов риса, дневник, фотоаппарат и несколько любимых книжек.

Надпись, нацарапанная на куске дерева в «волшебном автобусе», где жил Крис:

«Два года он бродит по земле. Ни телефона, ни бассейна, ни собаки, ни сигарет. Абсолютная свобода. Экстремист. Путешественник-эстет, чей дом – дорога. Побег из Атланты. Возврата нет, потому что Запад – лучший [the West is the best]. И теперь, после двух лет скитаний пришло время для последнего, главного приключения. Переломная битва, чтобы разрушить ложную сущность и завершить победой духовное паломничество. Десять дней и ночей на товарных поездах и попутках привели его на Великий Белый Север. Бежать, чтобы не чувствовать более отравы цивилизации; одинокая прогулка по земле, чтобы затеряться в дикой природе».
- Александр Супербродяга, май 1992

О документальной книге, по которой снят фильм (перевод мой):

"Сын Уолта и Билли МакКэндлессов, Крис вырос в Аннандейле, Вирджиния, в семье высшего среднего класса. Отец – аэрокосмический инженер, среди прочего создавший современную систему радаров для космических челноков. У Криса была младшая сестра Карин, а также старшие на 6 лет сводные братья-сестры от предыдущего брака Уолта.

Из книги не возникает ощущения, что в семье МакКэндлессов происходили какие-то разногласия, когда рос Крис. Однако он был непростой личностью; его беспокойная натура, неудовлетворенный дух часто бывал не в ладах с окружающим. Отношения с отцом были сложными и болезненными. Все парни, взрослея, имеют счеты с отцами... Крис выбрал решением проблемы – бегство от неё, чем дальше, тем лучше.

... Как описывает Кракауэр, Карин была совершенно безутешна, узнав о смерти брата. Родители Криса тоже были буквально раздавлены.

Кракауэр рассказывает истории жизни и других людей с похожей судьбой. Например, об Эверетте Руэссе (Everett Ruess). О судьбе, постигшей Эверетта Руэсса, есть много предположений - некоторые правдоподобны, другие нет. [с удовольствием прочла и перевела материалы об этом юном романтике. Никаких драм с родителями – просто его влекло одиночество и красота природы].

Зато нам известно, что именно случилось с Крисом МакКэндлессом. В его случае задается вопрос не «что?», а «почему?». [именно это «почему?» в фильме звучит невнятно] Джон Кракауэр не пытается сформулировать окончательный ответ на этот вопрос; он просто перечисляет известные факты и оставляет читателям право делать собственные выводы. Писатель отмечает: «Странная история МакКэндлесса затрагивает такие глубоко личные струны, что хладнокровное, невозмутимое изложение трагедии просто невозможно. На протяжении книги я пытался – и, мне кажется, небезуспешно, - минимизировать авторское присутствие».

В конце июля 1992 года больной и ослабевший от голода Крис МакКэндлесс уже понял, что ему предстоит встретить смерть в одиночестве, среди дикой природы Аляски, под кровом брошенного автобуса Фэрбенкс, номер 142. Он залез в спальный мешок, сшитый для него матерью, и там вздохнул в последний раз: «Он умер около 18 августа, спустя 112 дней после того, как отправился в дикую природу и не дожив 19 дней до того, как шестеро жителей Аляски оказались около автобуса и обнаружили в нем тело Криса». Ему было 24 года."

...Как я вижу Криса – не после фильма, а после прочтения отрывков из книги: романтичный юноша, под влиянием книг Торо, Джека Лондона и прочих, отправился в дикую природу, чтобы вдали от цивилизации проверить себя; доказать свою силу и зрелость. Он оказался не вполне подготовленным к жизни среди дикой природы... Но сама попытка заслуживает восхищения. Хотя, честно говоря, я бы предпочла, чтобы этот парень закончил образование – ему прочили блестящее – и применил свои силы и знания для защиты, скажем, той же дикой природы или социальной справедливости (он ведь так хорошо усвоил материал об апартеиде!) – здесь, среди людей, оставшись в живых...

Плёнка с этим автопортретом была найдена в фотоаппарате Криса:
Памяти Кристофера Джонсона МакКэндлесса
12 февраля 1968 – 18 августа 1992

Тот факт, что родители, после взрыва горя и чувства вины, согласились содействовать созданию фильма о сыне, говорит в их пользу; хотя фильм утверждает, что людьми их сделало бегство и смерть Криса...

"Авторы выражают благодарность Джону Кракауэру за помощь и Уолту, Билли, Карен и всей семье МакКэндлесс за их мужественную поддержку в создании фильма".
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...