Saturday, 21 March 2009

Прочисти мозги! / Свободный Райнер, твой телевизор врёт! /Free Rainer - Dein Fernseher lügt/ Reclaim Your Brain (2007)

Польстилась, увидев, что комедия, что Блайбтрой, которого, наверное, единственного помню из немецких актеров, ну и тема глобально-актуальная – тупое телевидение развращает массы!

Начало динамичное и многообещающее (ложная тревога), хоть и клишированное; в духе Уэльбека и «99 франков». Успешный телепродюсер Райнер (Мориц Бляйбтрой/Moritz Bleibtreu) — автор дебильных шоу, похабных конкурсов («Чей сперматозоид самый проворный?») и прочих помоев.

В незанятное их производством время Райнер гоняет на супертачке, попутно нюхая кокс да попивая водочку. Но минут через 15 после начала фильма в его авто врезается загадочная красавица (Эльза Софи Гамбар/Elsa Sophie Schulz Gambard): стройная сексапилка живет в палатке в лесу, питается колбасой и плавает в реке – оказалось, она сиротка, мстящая за гибель дедушки; бедняга повесился, не пережив обвинений, вывалившихся на него в одной из Райнеровский программ.

Побывавшего на грани умирания Райнера посетили чудовищные видения:
«Из-за тебя все зрители – умственно отсталые», - пугает грудастая телеведущая.

Повеселила студия в кошмаре продюсера – прямо зрители программ «Кривое зеркало», «Поле чудес», «95 квартал» или как там всех этих КВН-щиков...

Тут же у циничного наркомана пробуждается совесть (Ты не можешь ненавидеть меня больше, чем я сам); он пытается делать умные передачи – не вышло. Тогда он бросает пакостную работу и сколачивает некую подпольную группу по борьбе с телерейтингами. Всё зло – в них; а зрители – хорошие, умные и интеллигентные; их просто подсадили на телепомои!

И дальше сюжет гуманистической сказки вырождается в нечто невероятно тупое – настолько невероятно, что продолжаешь смотреть, не в силах поверить: это и всё?! Революционное открытие: оказывается, если смотреть «ящик» - отупеешь! И не будет времени гулять, читать, общаться с природой, друзьями и членами семьи.

Прозревший Райнер (среди прочего цитирующий «Майн кампф»!) и его приторная подруга (читавшая «Бравый новый мир»!) набирают «группу поддержки» – сплошь стереотипные неудачники: алкаши, хакеры-социопаты, этнические меньшинства - но все очень добрые и красивые душой.. И вот вся эта dream-team умудряется, невинно манипулируя телерейтингами, вернуть немецкую нацию к вечным ценностям. «Если долго кормить зрителей говном, они привыкают», — откровенничает главный герой. Следовательно, если долго кормить зрителей хорошим - тоже привыкнут.

И вот – сработало. Немцы поголовно выбрасывают телеящики на свалку; гуляют семьями, запойно читают, радуются жизни, – а уж если и смотрят ТВ, то исключительно образовательные документалки про древний Египет да фильмы кино-классиков.


Пространная, примитивная до тошноты (до неё же назидательная) история. Для комедии – не смешно; для сатиры – не едко; романтическая линия – пластмассовая. Страшновато от мысли, что режиссер всё это – всерьез. Тогда он сам недалеко ушел от мыльных опер из телепомойки...

Из рецензии немецкой журналистки:

«В одном интервью режиссер [Ганс Вайнгартнер/Hans Weingartner] сказал: "Я верю в разумность масс". Но эта вера, как, впрочем, его политические взгляды и утопические представления, довольно наивна. Поэтому многое в фильме слишком натянуто, чтобы не сказать — невероятно. Например, трудно поверить в радикальную метаморфозу Райнера, когда успешный продюсер (законченный циник и будущий наркоман) вдруг испытывает нравственное просветление и становится страстным борцом против общества потребления, типичным представителем которого он был. Очевидно, режиссер и сам ощущает, что это — натяжка, поскольку он постарался как можно быстрее оставить позади тему столь неубедительного поворота Райнера к нравственному самосознанию. Невероятно и смешно, когда мы видим, что из группы социальных изгоев и бомжей Райнер создает сплоченный коллектив борцов за этическое, эстетическое и духовное воспитание масс. А массы воспряли от духовного сна столь резво и с такой готовностью, что на это просто нельзя смотреть без улыбки.
Крупный недостаток фильма — схематичность и прямолинейность. Почти все персонажи напоминают карикатуры, характерам не хватает жизненной полноты, объемности, словно они живут в одном-единственном измерении. Быть может, для рейтинга этого и достаточно, но для духовной революции — слишком мало».
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...