Sunday, 1 March 2009

Когда ты в последний раз видел своего отца? / And When Did You Last See Your Father? (2007)


Так совпало, что в последнее время посмотрела несколько байопикоподобных фильмов, при всей своей разнице объединенных чудовищной продолжительностью (все длиннее 2-х часов) и воспеванием протагонистов по неясным для меня причинам...

Этот фильм снят по книге Блейка Моррисона (Blake Morrison), успешного британского поэта и писателя, который в лучших традициях творческой личности решил избавиться от комплексов и чувства вины, излив душу в романе-признании – таким образом, книга повествует «историю из жизни» (эта приписка в начале фильма сейчас стала очень актуальной – реалистичная основа должна, очевидно, добавить душевного трепета черствой аудитории).
Знаменитый писатель и поэт Блейк у одра умирающего отца флешбеками погружается в видения прошлого. Его терзают обиды на отца с его неугомонным флиртом, скабрезными шуточками и изменами несколько мужеподобной жене и маме.

В роли папы - известный британский актер Джим Бродбент (Jim Broadbent) («Голосок» и конечно, «Бриджит Джонс», где он тоже выступил папой, – правда, тогда изменяли ему).
Роль повествователя исполнили разновозрастные актеры – Блейку в фильме и 8, и 17 лет; а взрослого печального писателя играет Колин Ферт (Colin Firth).

Бодрый папа изменяет маме, веселится, хохочет, любит попошлить и приврать – короче, всячески развлекается. Он - отличный мужик, просто слишком энергичен и всех любит. И семью свою, и окружающих.
Блейк уже в восемь лет (Брэдли Джонсон/Bradley Johnson) начал подозревать неладное и задавать маме всякие вопросы: что эта тётя Бетти так с папой веселится, всё время к нам приходит и т.д. Мама (Джулиет Стивенсон/Juliet Stevenson) – деревянно-напряженная на протяжении всего фильма, возможно, от ран, нанесенных неверностью любвеобильного мужа, – невразумительно что-то несет: У тети Бетти депрессия, а папа любит её веселить.

В подростковом возрасте (в дело вступает юный Мэтью Бирд/Matthew Beard, для вящего сходства с взрослым персонажем - в линзах коричневого цвета) негодование и обида на папу достигли, как положено, пика. Одинокий начитанный подросток, склонный к рефлексии, упивается «Братьями Карамазовыми», мечтая убить отца. За что? За неверность? За болтливость? За сальные шуточки? Ох уж эти подростки... Кстати, Блейка-Бирда на экране едва ли не в два раза больше, чем Блейка-Ферта: основной конфликт разворачивается между отцом и его сыном-подростком.

У одра умирающего Блейк тщится примириться с отцом – который, наверное, так никогда и не понял, насколько сильно сын его ненавидел. Отец и сын. Вечная тема. Драма? Трагедия? Наверное. Но таких «исключительных» реальных историй – девять на десяток...

Примечательно, что семья зажиточная, у них - большой красивый дом в живописной местности, но никто их родителей не работает – во всяком случае, о том, что папа с мамой врачи, можно догадаться только по косвенным упоминаниям, вроде размахивания стетоскопом в далекой от медицинской ситуации. А так вся жизнь – в развлечениях (у папы) и в деревянной подавленности (у мамы).

Да, у писателя есть еще сестра, жена, дети – но они никакой смысловой нагрузки не несут. Еще бросается в глаза избыточное использование в фильме зеркал и отражений. Что и зачем они должны отражать и символизировать – Бог весть; воспоминания, наверное.

Актеры отличные, но история банальная и невыносимо скучная, с невнятными попытками её искусственно усложнить. Очень длинный, приторно-сентиментальный фильм, который, однако, уверена, нашел своего благодарного зрителя в лице (многочисленных) людей с похожими жизненными историями...
Меня же больше всего восхитили здесь красиво снятые пейзажи «доброй старой Англии».
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...