Monday, 2 March 2009

Родилась Ия Сергеевна Саввина (1936) / Iya Sergeevna Savvina

Когда посмотрела фильм "Продлись, продлись, очарованье...", где Ия Саввина сыграла героиню - дивное и трогательное существо, - словно саму себя, - заинтересовалась, поискала интервью или статьи об актрисе.

Родилась 2 марта 1936 года в Воронеже.

В 1958 году окончила факультет журналистики МГУ.

С 1960 года — актриса академического театра им. Моссовета,
с 1977 — МХАТ им. М.Горького (с 1989 — МХАТ им А.П.Чехова).
Народная артистка СССР (1990).
Живет и работает в Москве.

Ия Саввина о своих корнях:

Все мои родственники по маме жили недалеко от Калача знаменитого, Воронежская губерния. Тетки все из церковно-приходской школы, с четырьмя классами. Маму ее дядя Ваня заставил уже взрослой пойти на рабфак. Она стеснялась. Она единственная, кто закончила первый выпуск Воронежского мединститута, была гениальным врачом. Она была одним единственным врачом во время войны в деревне. Была, потому что ее карьера как доктора закончилась, но она жива, и я хочу, чтобы она жила долго. Живет в Опалихе, ей 93 года.

О профессии и учителях:

Я закончила факультет журналистики. Диплом у меня журналистский, театрального образования нет. Был момент, могли выгнать за профнепригодность. Я в этом деле с 1946 года, если иметь в виду художественную самодеятельность и потом студенческий театр, и так далее. У меня не было театральной школы никакой, и встречались люди, которые меня учили. Общение с ними само учило.

Начиная с Игоря Константиновича Липского, о котором никто никогда не вспомнит, актера вахтанговского театра. Он был режиссером кружка художественной самодеятельности. Такая умница, такая прелесть. Жаль, мы не очень долго с ним работали. Потом пришел Быков «Такую любовь» ставить. Сказал своей жене тогда: «Все хорошо, все расходится, вот только героини нет. Ну, нет героини. Взял какую-то там беленькую девчонку маленькую». Тем не менее, у нас вроде все складывалось, а когда мы вышли на сцену, меня не было слышно в первом ряду, даже при пустом зале. Тогда Ролан Антонович, человек необыкновенного дарования, фантазии невероятной сказал: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал». Это осталось у меня на всю жизнь.

...Я получила письмо с очень хорошими словами о «Даме с собачкой» после фильма. Когда увидела подпись «Раневская», я не поверила сдвоим глазам, просто обомлела. Мы не были знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание появилось у нее написать мне о «Даме с собачкой». Вот такой это был человек.

...Богатырёв говорил: «Да не люблю я играть, не люблю репетировать». Для него это была жизнь, и он расходовал все на полную катушку. И вот сердце не выдержало, разорвалось, как разорвалось оно у Николая Дмитриевича Мордвинова.
Мой муж называл его «Ийкин гастрольный муж». Мы были дружны. Мы завтракали вместе, обедали вместе, ужинали вместе, телевизор, ничего не понимая, в той же Японии смотрели вместе. Ему доставляло наслаждение сказать людям что-нибудь хорошее. Он с раннего утра садился к телевизору и если кого-то видел, тут же звонил. Ему хотелось сказать приятное обязательно.

...Ушел Филатов, и прекратили эту передачу «Чтобы помнили». Наоборот, в память о нем нужно было бы продолжать эту передачу. Одну из первых посвятить Лёне Филатову. А кто же о нем сделает что-то, о человеке, который был так болен и при этом хотел помнить тех, кто ушел.
(из статьи)

**
В 1958-м или 1959-м она вышла замуж за Севу Шестакова – он был одним из основателей театра.
Гидрогеолог, Сева очень рано стал кандидатом наук, потом доктором, сделал немало открытий, написал монографии. Ко времени женитьбы на Ие он был уже профессором, завкафедрой на геологическом факультете. Их дом на Фрунзенской набережной всегда был полная чаша. Мы приходили сюда в полночь и за полночь, пировали, играли в карты.
Про Шестакова бытовала легенда, что между выходами на сцену в спектакле «Карьера Артуро Уи» он открыл важную научную формулу, получившую название «формула Шестакова» и включенную во все учебники.

Сергей Юрский: «Тернистый путь искусства она прошла с честью».

Евгений Киндинов: «Ия – из тех людей, кто всегда в ладу с самим собой».

(из статьи)

**
...Ия Саввина пришла и сразу сказала: «Я знаю, как Пятачка сделать. Это должна быть Белла Ахмадулина». Когда она нежно протянула: «Ты похож на медведя, который летит на воздушном шаре» — возникло беззащитное поэтическое существо.

(из статьи)

**
Федор Хитрук: «Она должна помнить Пятачка»

Наша встреча произошла случайно. Я собирался снимать «Винни-Пуха», и кто-то мне сказал, что Ия Саввина очень любит это произведение.
Я ее пригласил, потому что мне было очень интересно ее мнение. Она пришла, посмотрела эскизы, очень похвалила пробы Леонова. И я предложил ей попробовать себя в озвучании мультфильма. «Кого?! – она очень удивилась. – Да что вы, как это можно». Потом она все-таки сказала, что рискнула бы попробовать, если бы нашла прототип.
Прошло несколько дней и вдруг она мне сообщает: «Нашла!» Ее вдохновила Белла Ахмадуллина, сыгравшая в фильме Шукшина «Живет такой парень». Так неожиданно мы попали в точку. Правда, Саввину пришлось немного «ускорять», как и Леонова. Но она даже сама удивилась результату.
Самым трудным оказался не текст, а нужная интонация. Я, зная по опыту, как артисты зажимаются во время записи, записывал Ию, которая слишком тревожилась и старалась, сразу на репетиции. А теперь я могу сказать, что ее Пятачок был одной из самых крупных удач.
Мы сошлись на том, что это фильм не только для детей, но и для взрослых – как напоминание о замечательной поре детства, которое быстро проходит. У некоторых, правда, остается. Ее роль – маленькая жемчужина в нашем мультфильме. Передайте ей привет от Пятачка – меня она, может, и забыла, но Пятачка должна помнить.

(из статьи)

**
Народная артистка СССР на взлете карьеры не отказалась от своего малыша. В те годы, когда 98 процентов семей сдавали таких детей в детдома, а люди были уверены, что появление такого ребенка на свет возможно лишь в семьях алкоголиков или душевнобольных, - Саввина своего Сергея вырастила, выучила в университете, дала возможность работать переводчиком. И во время гастрольных поездок, отвечая на вопросы поклонников своего таланта, со счастливыми глазами рассказывала о нем, тем самым воодушевляя матерей и разбивая дремучие общественные стереотипы.
Недавно ее сын - 34-летний Сергей Шестаков - стал известен как художник. Его натюрморты с успехом экспонировались на персональной выставке в Москве.

(из статьи)

**
- Почему вы не делаете чтецтские программы? Вы же напичканы цитатами, они же вам мешают жить, выскакивают все время!

И. Саввина: Понимаете, чтобы мне существовать на сцене или где, мне нужен партнер. Пусть у меня будет вот такая роль, но мне нужен партнер. Мне Олег Николаевич еще на заре моего пребывания во МХАТе предлагал несколько моно-пьес. И мне это категорически противопоказано. Не могу! Я не могу без партнера существовать. И я ленивая. Вот если бы, может быть, с кем-либо на пару почитать - тогда другое дело.
Мы один раз с Женей Киндиновым случайно читали, он первое отделение, я - второе, в этом изумительном - на Невском зальчик такой белый, я забыла, прелестный. И очень симпатично получилось. Я на ходу сочиняла, что я буду, программу, просто на ходу. Но я говорю, я ленивая, устала уже, старая. И обленилась, в общем. А потом - кухня, готовка, кормежка, заготовка!

...Ну, хорошо. Я прочту вам одно стихотворения Юры Левитанского, я его очень люблю.

Как поживаешь? Ты хорошо поживаешь,
Руку при встрече дружески пожимаешь.
Мне пожимаешь, ему поживаешь,
Всем пожимаешь, недругу или другу.
Ты - не предатель, просто ты всем - приятель.
И от того, наверное, всем приятен.
Ты себя делишь, не отдавая полностью,
Поровну делишь между добром и подлостью.
Стоя меж ними, тост предлагаешь мирный,
Ах, какой милый! Ну до чего ж ты милый!
А я не желаю милым быть, не желаю!
Что я посеял, то я и пожинаю.
Как поживаю? Плохо я поживаю.
Так и живу я. Того и тебе желаю.

...Стара я уже читать-то! Кроссворды и готовка.

из интервью, 2000 год

UPD: см. также Памяти Ии Саввиной
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...