Friday, 13 March 2009

13 лет назад умер Кшиштоф Кесьлевский/ Kieslowski died 13 years ago

K. Кесьлевский: "Фильм не существует без зрителя. Зритель – самое важное. Искусство ради искусства, форма ради формы, падение под гнетом веса собственного таланта или обаяния – всё это не для меня. Я хочу рассказывать историю, которая трогает людей, трогательность близка мне. Я начал снимать художественные фильмы – думал, это гораздо легче, в плане ответственности. Что я делаю, по сути? Я нанимаю актеров, людей – для определенного вида работы. И я снимал фильмы многие годы, но вдруг увидел, что полностью забросил нормальную жизнь, в которой важно что-то еще, ведь завтрашний день зависит от этого, и отношение людей к нам тоже зависит от этого. Я всё это оставил и выбрал, по сути, очень удобное место, где всё воображаемо и большие деньги тратятся на сказочную жизнь или на мир, которого не существует. В этом мире есть сильные эмоции, но они ненастоящие. И я понял, что попал в совершенно смехотворное место, я начал жить в ненастоящей жизни. [...] что у меня вообще нет нормальной жизни.... Это не жизнь. Вместо неё – лишь фикция."

(отрывки последнего интервью Кшиштофа Кесьлевского
9 марта 1996 года, за четыре дня до смерти.
Интервьюерами были ученики гимназии в Катовице,
выпускавшие школьный журнал "Incipit")


**

"Он использовал свет и тень, чтобы исследовать истину о человеке. [...] Он из темноты изучал фундаментальный вопрос нашего мира - вопрос человечности. Тогда как некоторые художники презентовали драму польской надежды, а другие хранили память о польском страдании или рассматривали вопрос власти и хлеба - Кесьлевский пошел дальше и глубже, и показал изъян в человеке. Человек с изъяном внутри оказывается перед невероятной задачей: как жить в гармонии с собой.
[...] Художник и знаток человеческих тайн направил свет на человеческие пороки и предложил возможности примирения. Так он стал посредником встречи человека с самим собой. Когда другие художники добивались встречи людей с миром - он добился возвращения человека к себе.
[...] он показал людям, что рядом с ними существует власть, с помощью которой можно достигнуть гармонии с собой. Где-то есть Декалог, кто-то поет Гимн Любви.
Говорят, что Польша не понимала Кесьлевского. Но какая Польша? Политики не понимали его, поскольку он не был политическим деятелем. А доктринеры не понимали его, поскольку он не был одним из них. Но Польша, которая не понимает его, действительно ли это Польша? [...] "

(фрагменты проповеди профессора Йозефа Тышнера (Józef Tischner) во время траурной церемонии похорон режиссера, 20 марта 1996 года)

полный текст цитируемой статьи
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...