Monday, 2 February 2009

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» / Spring, Summer, Autumn, Winter... and Spring (2003)

«Хотя фильм повествует об основах буддизма, я снял его, абсолютно ничего на эту тему не изучив».
(Ким Ки-дук, режиссер)

Оно и видно.

Едва начав смотреть, уже – вслед бессчетным восторженным рецензентам - стала всплёскивать руками в восхищении: ах, визуальное хайку! суми-е! ах, буддизм! ах, единение с природой! C'est magnifique! Каждый кадр – готовая фотография; буйство девственной природы; хижина на озере, эти трогательные двери без стен...
Ну да, немного театрально и искусственно, но живописно-то как.

Но вскоре после начала фильма восторг поутих. (Эпизод «Весна»): малолетний "буддист", мерзко хихикая, начал неутомимо тиранить животных – рыбку, жабку, ужика... Судорожные рыдания малыша, осознавшего свою ошибку после того, как мудрый учитель в отместку привязал на его спину булыжник. Поучительно, но человеколюбия и сострадания ко всему живому маловато.

Дальше – больше, вернее - меньше... Не выношу, когда мучают животных – и «ради искусства»; такое "искусство" для меня перестаёт существовать.

Мудрый учитель таскает на веревочке петуха, а потом привозит невесть откуда (небось, взял из ресторанчика с традиционной кухней) облезлую несчастную кошку... Измученное голодом животное всё дальнейшее действо продолжало жалобно орать, взывая - безуспешно – к милосердию монахов (или киношников)... Ким Ки-дук посоветовался с "буддистами" и решил, что раз у животных хреновая карма - пусть отдуваются? Или просто - так красивше, мифология буддизма, бла-бла?

...В общем, коловращение жизни.
Мальчик, хихикая мучивший животных, вырос (эпизод «Лето») - влюбился в красавицу, приехавшую к святому мудрецу "лечиться", стал без устали заниматься с ней сексом, где только можно.
Учитель о девушке: «В её душе воцарится мир, и её тело обретет здоровье».
Еще как обрело, с таким-то радикальным лечением! Странно, но мистически проницательный мудрец не подозревал ученика в похоти, пока не убедился в этом воочию. После чего изгнал девицу – а за ней потянулся в «мир людей» и ученик, влекомый небуддийским либидо.

Наставление учителя: «Похоть вызывает желание обладать. А это желание пробуждает намерение убивать».

Прошли годы, пришла «Осень». Бывший ученик, как и пророчил учитель, стал убийцей - любимой жены.
А сам мудрый учитель, «со смыслом» тиранивший животных (выписывал иероглифы «Сутры сердца», обмакнув в чернила хвост несчастного орущего кота, безуспешно пытающегося вырваться...), - красиво покончил с собой.

«Зима». На смену старику учителю явился некто – очевидно, отбывший наказание за убийство ученик (в роли монаха-спортсмена – сам мэтр Ким Ки-дук). А потом ему подкинули младенца – ставшего новым учеником, который («...и снова весна»), хихикая, мучит несчастную черепаху (видимо, мальчик так же далек от буддизма, как и предыдущие "просветленные" в этом фильме)...
Читала, что британская цензура вырезала кадры в финале, где милый малыш сует камни в рот рыбе, ужу, лягушке... Наверное, мне попался (Бог миловал от созерцания – еще - мучений животных) этот цензурированный вариант фильма.
Круг замкнулся: растет новый похотливец и убийца.

Если принять фильм корейского режиссера на веру, в качестве руководства по буддизму для начинающих (что, к сожалению, сделало повальное большинство зрителей), - можно решить, что у буддистов совсем плохо дело с воспитанием любви ко всему живому (кстати, режиссер называет себя христианином).

А вот отзыв, подтвердивший мои ощущения и скептицизм - и который готова полностью поддержать:

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» культивирует безмятежность, однако почти с первых до заключительных кадров меня не покидало ощущение фальши.
Буддизм – подчиненная дисциплине система умственного и духовного роста, с целью развития сострадания и основанной на доброте любви ко всем живым существам. Его практика включает ежедневные медитации, успокаивающие и очищающие сознание и позволяющие достичь более ясного понимания, кто мы такие на самом деле. Это не гарантирует, что мы никогда не совершим ошибок.
Но для меня неправдоподобно и маловероятно то, что мальчик, с рождения воспитанный в буддийской традиции, оказывается способен на жестокость в отношении животных и людей. В конце фильма я не чувствовал ни душевного подъема, ни трогательности, ни даже причастности происходящему. Если нирвана означает спокойствие и невозмутимость, то лучшее лекарство от чепухи вроде такого кино – тихий смех. В конце концов, и это пройдет. Цикличность применима ко всему - даже к плохим фильмам о духовности.
(Говард Шуманн, Ванкувер; перевод мой)
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...