Friday, 6 February 2009

Нодар Мгалоблишвили: Надо жить так: сегодня, и только сегодня / Nodar Mgaloblishvili interview (2005)

„Бизнес” 04.04.2005
Сканирование и spellcheck - Е. Кузьмина


Нодар Мгалоблишвили, актёр, народный артист Грузии

РОДИЛСЯ: в 1931 г. Живет в Грузии.

ОБРАЗОВАНИЕ: Тбилисский театральный институт (1954 г.).

КАРЬЕРА: после окончания института был принят в Театр им. Марджанишвили (г. Тбилиси), где ему сразу предлагали главные роли. Среди наиболее ярких театральных работ Мгалоблишвили — Актер ("На дне"), Овальд ("Привидения"), Хаки Адзба ("Хаки Адзба"), Яго ("Отелло"), Теймураз Хевистави ("Обвал"). В кино дебютировал в 1958 г. в фильме "Sabudareli chabuki” режиссера Шота Манагадзе. В 1984 г. снялся в фильме Марка Захарова "Формула любви" (граф Калиостро). В 1986-2000 гг. снимался в фильмах "Капитан "Пилигрима" Андрея Праченко, "Катала" Сергея Бодрова-старшего, "Серп и молот" Сергея Ливнева, "Мадота" Айнеке Смите (Нидерланды), "По имени Барон" Дмитрия Светозарова, "Московские красавицы", "Империя пиратов" и др. В его фильмографии 15 картин и несколько телесериалов.

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: вдовец, есть сын. Воспитывает внучку 18 лет и внука 16 лет.

ХОББИ: пение (русские, грузинские, итальянские песни).

В детстве Нодар прекрасно пел, но потерял голос. После школы поступал в Грузинский политехнический институт, но "срезался" на математике и, поддавшись на уговоры друга, решил пойти в актеры. Поначалу играл героев-любовников, потом стали предлагать характерные, чаще отрицательные роли: мошенников, авантюристов, злодеев и воров "в законе".
Нодар Мгалоблишвили — личность редкого дарования. Это не только глубокий, интеллектуальный артист классической школы, это актер с невероятно сильной харизмой, обладающий выразительной пластикой и мощной энергетикой. К сожалению, Мгалоблишвили — один из самых недооцененных актеров своего поколения, его до обидного мало снимали.

В кино Мгалоблишвили дебютировал в 1958 г., в 1980 г. сыграл в знаменитом детективе "Огарева, 6". Звездный час актера пробил в 1984 г., когда режиссер Марк Захаров увидел его в роли Яго в спектакле "Отелло" Темура Чхеидзе. Захаров сразу понял, что нашел "графа Калиостро" для своей "Формулы любви". Фильму было суждено стать культовым, а в Мгалоблишвили-Калиостро, с его обаянием "антигероя", сразу влюбилась вся страна.

Вторая звездная роль пришла к актеру, когда ему было уже 70 лет. В 2000 г. режиссер Дмитрий Светозаров пригласил его в свой масштабный проект "По имени Барон". Фильм получил премию "ТЭФИ", а "крестный отец" московской мафии Барон в исполнении Мгалоблишвили стал одним из самых значительных образов в российском телекино.

В 2001 г. Нодар Мгалоблишвили отказался от высокой правительственной награды Грузии — ордена Чести. Он заявил, что грузинские власти отняли у него достоинство, заставив бедствовать (в прославленном грузинском театре зарплата ведущего артиста, о работах которого пишут диссертации, составляет около $70). Актер не пришел на церемонию награждения, а присланный домой орден вернул. Наш петербургский корреспондент встретился с актером на съемочной площадке нового сериала Дмитрия Светозарова "Князь Фаворский". В этом авантюрно-приключенческом фильме — современной версии «Графа Монте-Кристо» мы увидим Нодара Мгалоблишвили в роли наставника и друга главного героя.

Своей ролью в "Формуле любви" вы покорили всех — зрителей, критиков. Казалось бы, предложения должны были посыпаться на вас просто как из рога изобилия. Но этого не произошло. Почему?

Двадцать лет прошло с тех пор. К нам в Грузию даже делегация какая-то приезжала — отмечать юбилей. Да, вы правы, я мало снимался. Как сказал мне один режиссер: "Твои глаза выдают тебя". С тех пор я все время прячу свои глаза. Когда один режиссер спросил другого: "Почему вы не снимаете Нодара в грузинском кино?", — тот ответил: "Его внешность не подходит". Так что, кто я такой вообще, какой я актер, не знаю до сих пор. Ни национального, ни интернационального... Вот такая проблема у меня. И поэтому меня мало снимают. Да я и сам не люблю сниматься, если честно.

Больше любите театр?

Во-первых, репетиционный период — самый интересный для актера, потому что очень близок к жизни... В театре познаешь себя и другого человека, а в кино пять минут снимаешься, а потом несколько часов сидишь. Отдыхаешь. Становится как-то неловко от такой расхлябанности... В театре с 11.00 до 15.00 репетируешь, ищешь и потом, на спектакле, продолжаешь искать — это все импровизация: сегодня так, завтра — по-другому. Поэтому в кино я соглашаюсь работать, если роль действительно интересная. Как сейчас у Дмитрия Светозарова.

У Светозарова репутация режиссера, который умеет работать с актерами как никто другой. Говорят, эту черту он унаследовал от отца — Иосифа Хейфица, которого тоже называли "актерским режиссером".

Это на площадке чувствуется. Репетирует он много, с удовольствием. Хотя специфика кино не позволяет погрузиться в репетицию надолго — приходится все быстро-быстро делать. А на меня это очень плохо действует.

"Барон" тоже давался нелегко?

Там был такой же режим работы.

Сразу согласились на эту роль?

Как только прочел сценарий. Это было так. В 1999 году Светозаров прислал мне письмо, где говорилось, что у него есть сценарий и он хочет начать работу, но у него не выходит из головы, что только я должен играть Барона. Я прочел и согласился. Вы знаете, я думаю, что это очень интересная роль. Начнем с детства. Сначала это был один человек. Потом, когда он стал взрослым, — какая-то перемена в нем происходит. Он становится жестким, но остается благородным с теми людьми, которым верит. И как-то случилось, что его сыновья, эти приемные мальчики, повели себя так, что он перестал им верить. Они предали его, и он убил их всех. Это, конечно, вендетта, но в каждом человеке сидит такое чувство, и надо как-то бороться с ним. Образ очень интересный. В Тбилиси фильм приняли хорошо, не так, как, допустим, "Формулу любви". В Грузии не так давно стали обращать внимание на меня. Снимался я мало. Несколько фильмов в Украине, в Москве.

А в Украине какие фильмы были?

"Иванко и царь Поганин", сказка, я там играл Ворона. Был еще в 1991 году фильм "Любовь на острове смерти" Андрея Малкжова. Киев люблю. Для меня после Тбилиси любимые города — Петербург и Киев. Или Киев и Петербург. Не знаю даже, какой на первом месте, — очень разные города.

Как вам последние политические события?

Каждый раз на "НТВ" русские об Украине говорили "грузинский вариант". Им очень хотелось, чтобы походило все как-то на Грузию. Как им не стыдно, мы же маленький народ, маленькая страна, почему не оставить нас в покое? Но что поделаешь, политика это (вздыхает). Когда я рос, у нас был настоящий такой итальянский двор. Это очень часто встречается в Грузии, особенно в Тбилиси: старые дворы, трехэтажные, одноэтажные дома. Мы там росли вместе с русскими, с евреями, турками... Курды, фузины и так далее. Мы вместе играли и не знали, кто из нас кто вообще. Зачем нам это было надо? А сейчас появляется такая смешная теория о людях кавказского происхождения, которых надо всех арестовывать. Мне было очень плохо, когда из Москвы мы летели в Питер. Там раздели всех, а когда меня увидели, тут же говорят: этого "молодого человека" пропустите. Какой я "молодой"? Смешно даже. Но тогда мне было не смешно, а страшно, потому что не все окружающие знали, что я актер, и посмотрели на меня как на какого-то сотрудника КГБ. Наверное, их можно понять. Всех-то раздели, а меня пропустили так

Значит, известность всё-таки помогает в жизни?

Иногда это играет какую-то роль. Был еще один случай. Я вылетал из Питера в Тбилиси. Молоденькая девочка проверяла мои документы. И так она пристально посмотрела на меня! "Вы, — спрашивает, — актер?" Я говорю: "Да". Она на минутку отбежала, привела какого-то майора. Он мне: "Молодой человек, следуйте за мной". В чем дело, думаю? Нет у меня ничего, денег немного — тысяча или полторы рублей, вещей одна сумка. А он меня ведет. Открывает дверь: проходите, пожалуйста. А там накрыт стол, шампанское, коньяк, шоколад! Они мне хором: "А это наш граф Калиостро!". Это приятно, конечно. Но, если честно, я неловко себя чувствую в такие моменты. Мне по-человечески терпеть популярность как-то очень трудно.

А хочется побыть одному?

Я знаете, как живу? У меня очень много друзей. Даже пить я могу только с друзьями. Когда мне одному быть? У меня много дел. Мне надо растить внуков. У меня одна кровать, стены, зарплата. Мне достаточно. А им не хватает. Поэтому я снимаюсь. Что мне делать? Но я люблю одиночество. Потому что тогда свободно себя чувствую. Нет, я не скован в обществе. Но все же одному мне лучше. Может, потому что я рос почти один. Мать жила своей жизнью, она даже не знала, куда я иду, когда приду. Она не знала, что я в театральном институте учусь почти год. Потому что у нее другие проблемы были: как кормить меня и так далее. Она была акушеркой и работала все время.

Вы были один раз женаты?

Конечно. Я однолюб. Как ни странно... Да?

Вы были секс-символом...

Мне вчера принесли тут кучу листов из этого... из интернета... Распечатки. Там такие вещи пишут, что мне как-то даже стыдно. Просто никогда не ожидал услышать. Я не застенчивый, между прочим, в этом отношении. Мне вообще стыдно. Когда кто-то говорит, что ты актер мирового значения... Нельзя такие вещи говорить, потому что на меня это не действует, но это действует на других. Когда актер ничего не делает, его все любят, как ни странно... Но когда актер работает и его хвалят — его ненавидят коллеги...

???

Коллеги, конечно. У меня есть хороший круг друзей. Я дружу с ними еще со школы. А с коллегами не получается.

А ваша жена была актрисой?

Нет, экономистом.

И как вы познакомились?

Ой, это очень давняя история, знаете... Это был 1955 год. Собрали тогда нас, артистов, и создали концертную бригаду. В одной деревне, возле церкви был клуб. Там-то мы и выступали. Кончилось первое отделение, и вдруг подходят ко мне какие-то две девушки. Одна, активная, сразу сказала: "Нодар, мы из Тбилиси и хотели бы познакомиться с вами". Я говорю: "Хорошо". Познакомились. А другая стоит немножечко подальше и молчит. Она была в красном платье. Я посмотрел на нее и сразу подумал, что она — моя жена. Потом мы встретились с ней в Батуми, это было летом, в июне. Из Батуми поехали на теплоходе в Сухуми. В Сухуми мы смотрели аргентинский фильм... Не помню, как назывался. Такая слезливая аргентинская мелодрама. И мы очень плакали. Оба плакали. Потом на теплоходе, на палубе стояли, разговаривали и поняли, что полюбили друг друга. Приехали в Тбилиси. Попрощались. А я даже фамилии ее не знал. Даже не знал, где она живет.
И я начал каждый день ходить на проспект Руставели. Потому что мы все тогда ходили на Руставели, вся молодежь там собиралась. Мои товарищи не знали, почему я туда ходил. А я надеялся ее увидеть. Ждал. Прошел один день, второй день, и 7 сентября в полпервого ночи я увидел, что гуртом идут какие-то молодые люди. А среди них она и ее двоюродная сестра. Ну, в общем, мы встретились, потом на второй день встретились, на третий... И в течение гола так ходили. Потом поженились. В общем, так: познакомились мы 24 июля 1955 года, 24 июля 1956 года поженились, 17 июля 1957 родился ребенок. Потом, в 1971 году, 21 июля, я купил "Жигули" — тогда я был директором театра. Вторую машину приобрел 23 июля через два года. А сам я рожден 11 июля. Июль — это мой месяц.

Любовь много значит для вас?

Надо любить обязательно. Без любви нет жизни. Без любви сразу появляется черт, сатана. Когда нет любви — нет веры.

Вы говорили, что никогда не будете играть Гамлета. Почему?

Думаю, это не человеческая роль. Ну приблизительно можно сыграть как-то... Но целиком образ — нет. Знаете, это адская работа. На вид актера посмотришь — вроде подходит. Но при этом и нутро надо иметь такое... Это невозможно. Нельзя талантливому актеру играть Гамлета. Я бы скорее сыграл черта, а не Гамлета. А Гамлет для меня — это как Бог. Я не знаю, почему.

А как вы относитесь к известной гипотезе о том, что Шекспира на самом деле не было, что это — легенда?

Вы знаете, я вообще таких вещей не признаю. Для меня Шекспир существует. У нас есть такой писатель — Чабуа Амираджеби, который "Берега" написал. Еще фильм по этой книге был. И говорят, что это не его произведение. Это, знаете, злые люди говорят. Говорят, что вместо Шекспира Марло, что ли, писал. Почему в историю не попал этот Марло? Почему Шекспира все знают? Для меня Шекспир — это конкретный человек, личность. Всё.

А кто вам интересен из драматургов, писателей, кроме Шекспира?

Достоевский. Я думаю, другого такого драматурга поискать. Другого просто нет. Его надо играть сейчас. Чаше и больше. Он для нас обязателен, такой писатель. Я много видел спектаклей по Достоевскому. Не все получается, не всегда, но все же надо пробовать. Как допустим, Верди... Не все поют арии Верди так, как надо. Актеру надо обязательно играть Шекспира и Достоевского. Думаю, еще Островского, Чехова. Молодежь надо воспитывать на таких произведениях. Плохо, что театр не сохраняется, в отличие от кино. На пленку снимать спектакль — это уже специфика кино. А книги... Есть, есть, конечно, такие, которые помогают в жизни. Для меня первый герой — Спартак, как ни странно. А почему нравится, это анализировать я не могу. Наверное, своими поступками и своей жизнью, тем, что он герой и бунтарь. Мне нравится в нем то, чего, наверное, во мне нет, и что я бы хотел взять. Мне очень понравился Спартак Керка Дугласа. Но фильм — это совершенно другое. Вообще, ни одно произведение на экране не удается. Язык другой. Большое произведение нельзя передать за полтора или два часа фильма. Надо сериал снимать. А сериал снимать — тоже неизвестно, что получится.

Вы трагикомический актер?

Я не знаю, какой я актер. Я не знаю, что я делаю на сцене, на экране. Думаю, разделить очень трудно, где комедия в человеческой жизни, где трагедия, где драма, где мелодрама... Я разобрать спектакль не могу, могу только воспринимать.

Какие спектакли вы сейчас репетируете в театре?

Сейчас у нас ремонт в театре идет. Ремонт солидный, капитальный, делает один очень известный в Грузии бизнесмен. Он тратит очень много денег. Театр будет очень хороший, современный. Душ для актеров, собственные туалеты, гримерки и так далее. Аппаратура из Италии привезена, из Германии.

А что о грузинской публике можете рассказать?

В общем, зритель хороший. Воспринимают все, что ты предлагаешь. Очень много молодежи в театр ходит.

В другие театры ходите?

Я посмотрел тут в Петербурге "Дни Турбиных". Спектакль нормальный. Но немножечко... Это знаете, везде так — когда актер чувствует, что зритель смеется, он начинает повторяться — еще раз, еще раз. Я бы не сказал, что это плохо. Но неправильно. Надо менять себя. И не только нутро, наверное. Когда актер в каждом фильме все тот же — это плохо для зрителя. И самое главное, что современный зритель хочет, чтобы побыстрее действие шло. И играть так, как, допустим, в XIX веке Чехова играли, — нельзя. Другой ритм жизни.

Из актеров мирового кино кто вам нравится?

Роберт Де Ниро — очень большой актер. Но немножечко у него появились замашки такие, знаете... С лицом. Добавляет, добавляет. А не надо добавлять. Если добавляет, значит, не доверяет он зрителю. Мэрил Стрип очень нравится. Дастин Хоффман. Николсон, по-моему, сыграл только один фильм — "Кукушку". Потом все повторяется. Странность он играет.

А как вам Голливуд?

У Голливуда есть свои темы, свое видение. Большие фильмы они хорошо снимают. Я обожаю французские фильмы и итальянские. Даниэль Отей — гениальный актер. Гениальный. В общем, есть еще актеры. Есть. Кроме меня. Да? (Смеется.) Хотя нельзя так говорить ни об одном актере — он гениальный. Отрицательные стороны у всех есть.

Вы религиозный человек?

Я внутренне религиозный, но не каждое воскресенье хожу в церковь. Как-то не получается. Но внутри у
меня есть вера. Конечно, я верующий человек. Для себя я часто читаю молитвы — это мне помогает.

Вам присуще тщеславие?

Этого у меня нет. Мне еще 25 лет было, когда одна режиссер-женщина, с которой мы в одном театре работали, в один прекрасный день, когда мы стояли возле объявления о распределении ролей в новой пьесе, сказала: "Я вот на тебя смотрю и не понимаю, ты в этом спектакле есть или нет? По тебе этого не видно. Почему?". Я говорю: "А мне все равно. Если буду я в спектакле — значит, нужен. Если нет — значит, нет". Но это неправильно. Актер, когда видит, что нет для него роли, должен заплакать. А если есть, он должен быть счастлив. У меня такого нет. И это плохо. Актер должен играть очень много. А я всегда говорю: пусть мало сыграю, зато, может быть, хорошо получится. Это, конечно, моя отрицательная сторона. Актер должен постоянно играть — только тогда что-то получается. Наверное, так. А сыграешь мало ролей, из них останется еще меньше. Я помню, как мы раньше после репетиции оставались и репетировали дополнительно. Сейчас уже так не могу. Нет желания. Даже нет желания сниматься иногда. Но надо. Без кино актеры гибнут.

У вас есть в жизни страсть?

Пение. Для себя. А вообще, будет работа, не будет работы — это ничего не значит для меня. Для меня жизнь - это игра. Сегодня ты, а завтра я. Бесшабашный, между прочим, я человек. А что будет завтра?.. Много чего будет завтра. Я не думаю, чтó будет завтра. Надо жить так: сегодня, и только сегодня. Это плохо, наверное, не думать о завтрашнем дне, но все же, думаю, это присуще людям. Проснешься утром — спасибо Богу, делай свое дело. Уважай ближнего. Люби врага. Правда, "люби врага" не доходит до меня. Пока не доходит. Уважать и не трогать — да. Но как ближнего любить... Наверное, я не дорос до этого.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...