Friday, 20 February 2009

2 дня в Париже / 2 Days in Paris (2007)

Вместо эпилога: «Внешность обманчива»
или
«Когда я начала рассказывать о себе у психоаналитика, она хотела сразу же вызвать полицию!» (Жюли Дельпи)

Уроженка Парижа Марион (Жюли Дельпи), живущая ныне в Нью-Йорке и зарабатывающая на жизнь фотографией, привезла своего американского бойфренда Джека (дизайнера интерьеров) на родину – его показать родителям, ему – Париж. Богема на отдыхе. Непрерывная болтовня, колоритные родители, толпа «бывших» раскомплексованной Марион, языковой барьер, вследствие которого американец с одуревшим видом непонимающе бродит среди щебечущих богемных и полубогемных французов... Не забыты и комплексы новых соотечественников – террористы (Франция - мусульманская страна! «Соотечественники!» Голосовали за Буша и приехали пялиться на Да Винчи) и одержимость спасения от инфекции (Джека легко понять: в квартирке Марион «воняет болотом», а ванная поросла плесенью – «водопроводчика во Франции нет»).


...По замыслу фильм сродни «Перед рассветом» и «Перед закатом» (где Дельпи, как и Хоук, соучаствовала в написании сценария – то есть диалогов). Здесь тоже сплошь диалоги, только у Дельпи поменьше романтики и побольше сарказма. А от её крикливо-говорливых родителей в их квартирке-клоповнике, увешанной ковриками и заставленном шмотками, просто голова кругом.

Марион: «Как подумаю, что где-то летят бомбы... Еще прочитала... мы используем больше бумаги, чем мужчины, потому что подтираемся и когда писаем...» В таких условия жизнь невозможна, она права. Впечатление, что Линклейтеровская Селин выродилась в полную идиотку.

О «Перед закатом», где родители Дельпи также возникали рядом с дочерью – в маленьких ролях соседей Селин, актриса говорила: «Нет, это ж не реалити-шоу! Они играли не моих родителей!»
То есть, теперь пришло время для реалити-шоу. Не мудрствуя лукаво, Дельпи создала такой семейный мирок: родителей Марион играют настоящие родители Дельпи — актер и режиссер-авангардист Альбер Дельпи (не ему ли принадлежат картины в фильме на выставке, с говорящими названиями: «Ангелы сношаются», «де Голь трахает в зад французов среднего сословия» и т.п?) и актриса Мари Пийе (одна из тех, кто в 1971 году подписали "Манифест 343 сучек", в защиту абортов. Среди подписанток были Симона де Бовуар, Катрин Денев, Маргерит Дюрас, Жанна Моро, Франсуаза Саган, Марина Влади, Аньес Варда). Причем мама столь же шумна и криклива «по жизни», а вот отец, по словам актрисы, в реальности поспокойнее – угу, ходит себе и тихонько царапает автомобили...

Даже кот в фильме – настоящий кот Дельпи по имени Макс; привычный к воплям вокруг, вид - невозмутимо-обкуренный.
Автобиография продолжается – актриса действительно всю жизнь в Париже жила над квартирой родителей; по её словам, это был кошмар (в фильме это заметно), а еще у нее проблемы со зрением – что-то там с восприятием трехмерности и расстояний, так что в детстве Дельпи считала себя умственно отсталой, постоянно натыкаясь на всяческие предметы.

... Да, я – в тисках стереотипов. Жюли Дельпи, видимо, из-за фильмов Кесьлевского, Шлендорфа и того же Линклейтера, ассоциировалась у меня с милым, порочноватым ангелом: этакое белокуро-эфирное создание с многообещающе чувственными губами. Но как гласит избитая истина, внешность обманчива. Белокурый ангел оказался отъявленной хипаркой (к сожалению, с возрастом бессовестно раздавшейся в нижней части тела)...


Жюли Дельпи очень любит кроликов – жалеет и кушает с большим аппетитом («Мы все, вся семья, - пожиратели кроликов. Папа часто их готовит. Я подумываю стать вегетарианкой, но пока нет».)

Она легко толстеет и ей плевать («Не забывайте, что я - не американская актриса, а французская. Никаких диет, эта жуткая диета Аткинса...»). Замечу, что вряд ли Дельпи после стольких лет жизни в Америке можно в полной мере назвать французской актрисой...

Она сама шьет себе одежду (не её ли авторства жуткая хламида, изуродовавшая располневшую фигуру?)
А еще она никогда не пользуется дезодорантами и духами, но клянется, что от нее «не пахнет»...

Она не замужем и детей у нее нет – но «в меня влюблялось огромное количество людей». И вообще все эти «бриджит-джонсовские» штучки, будто все одиночки невротики – фигня.
«Слишком многие женщины бросаются в любовные отношения, потому что больше боятся одиночества, чем компромиссов и потери себя как личности. Я этого делать не стану». Что ж, на диво революционные взгляды...

Все эти познавательные детали я почерпнула, читая об актрисе после поставившего в тупик фильма «2 дня в Париже» (такая фирменная фишечка – «два» в названии писать цифрой). Среди зрительских комментариев видела, что фильм называют карикатурой и сатирой на всевозможные клише «национального характера», - зашоренные американцы, чокнутые парижане. Ну, что вы! Какая там карикатура – разве что дружеский шарж, ведь карикатуристка – одна из них...

В фильме бывали забавные эпизоды, хотя так сразу и не вспомню... А запомнились окровавленные тельца животных, поедаемых весёлыми французами (омерзительная сцена обеда у родителей Марион - за столом у папы изо рта вываливались куски, буэ) – как-то не умею я абстрагироваться. Не смешно.

Фильм наверняка найдет своего зрителя. Но это буду не я. Я в шорах своей предубежденности – Дельпи в образе полнеющей истерички, поедающей животных и дебоширящей в такси – свыше моих сил.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...