Monday, 26 January 2009

Дина Корзун: «Станьте солнцем и Вас все увидят» / Dina Korzun, interview (1998)

журнал "ОМ" // май 1998
Сканирование и spellcheck – Е. Кузьмина; фото добавлены мной


Дина Корзун - вдумчиво-говорящая, как бы проживающая каждое слово, пребывает в состоянии легкой депрессии, со мной встречается только потому, что мы знакомы с лета, когда искры славы еще не прожигали тонкую кожу актрисы. Тогда в ее жизни было раздолье Божьих искр. Дина преспокойно играла в своем обожаемом театре, съемки фильма "Страна глухих" уже были завершены и впереди было еще несколько месяцев безвестья и ожидания признания. И вот настал срок премьеры. Тодоровский, все работы которого связаны с именами актрис, ставших популярными, просто обязан был представить публике новых звезд. Их имена уже заранее знали - Чулпан Хаматова и Дина Корзун - и они моментально начали свое восхождение. Дина Корзун и Чулпан Хаматова вместе побывали на телеинтервью, на кинофестивалях, и. конечно же, прошли через все съемки. Неудивительно, что некоторые пугливые критики начали говорить о сюжете картины как об истории из жизни глухонемых лесбиянок. Странно, но в фильме этого нет. Есть талантливая актерская игра Корзун, немигающий взгляд широко раскрытых глаз-бликов Чулпан Хаматовой и много ярких разговоров на том языке, который по телевизору зовется "сурдопереводом".

Дине теперь интересно говорить преимущественно на темы, отвлеченные от кино и театра. Двадцать раз она рассказала, как учила язык глухих, раз пятнадцать - как она поступила в институт, и еще столько же о том, что в ее жизни изменилось после съемок в кино. Все. Больше невозможно. Пора нанимать строгого пресс-атташе. Не дав отменить интервью, назначенного для ОМа, я пытаюсь изобразить некое подобие психотерапевта. "Лечу" бедную Дину Корзун, чуть не расплющенную бременем бесконечных интервью. Бедняжка, это же нельзя делать серьезно, - думалось мне!

- Возможно, если запереться и не общаться с прессой, это поможет сосредоточиться на работе, но тогда, по-моему, теряется сам смысл профессии актера. Лучше ситуацию воспринимать как естественную.

Дина Корзун (с ужасом): Во всем ее объеме?

- Да, и переваривать, подчинять ее своим целям.

ДК (ободрилась): Ага, использовать ее!

- Нет, не то слово, "использовать" - жесткое слово, "подчинить" - лучше. Использовать — извлечь пользу, а подчинить — это взять под контроль. Чтобы ситуация работала сама по себе на тебя. Это — тренинг для актера. Средства массовой информации доносят до миллионов образ Дины Корзун, которая им интересна. Они должны знать, сколько у тебя собачек, мужей, детей и что за пища в твоем рационе. И когда тебя вешают на стенку в офисе, и машинистки в светских беседах приводят примеры из твоей жизни — это успех. Роль актрисы сыграна на все сто.

- ДК: Такая общественная роль.

- Да. И это ответственность определенная. Поэтому чем четче займешь свою позицию, тем лучше. Ведь "звезда" — это работа. Ты можешь так и воспринимать, что ты получила новую работу. Бывает, что человеку не нравится его новая работа. Он начинает филонить, и его просто могут уволить.

ДК: То есть, я могу работать себе тихо, но понимать, что я уже не звезда. Погасшая звезда.

- Есть масса людей, которые были гораздо талантливее других, но не захотели работать на такой "работе", создавая паблисити-образ. И — где они? Но можно и поиграть со своим имиджем. Вот Алла Пугачева (грубый пример, но хороший), говорят, на самом деле довольно кроткая, милая женщина, милая такая? А вот взяла и создала образ скандалистки. И этот образ в народе живет до сих пор. Конечно, еще работает то, что она делает на сцене. А какая она на самом деле — это никого не волнует.

ДК: Я думаю, что мы не можем знать, какая Пугачева на самом зеле. Но как все это тяжко. Создается ли образ сам или его нужно лепить - я совершенно не собиралась об этом думать. И в результате последней недели, когда было так много сложного, живого общения с журналистами, я вдруг открыла для себя, что не хочу во всем этом участвовать. Я не боюсь, что буду кому-то неинтересна, если не создам яркого общественного образа. Я отказываюсь от участия во всей этой мишуре - мои любимые фирмы, туфли, собаки и мужья пусть останутся при мне. Когда мне будет нечего делать, может, я найду время говорить и об этом, но сейчас я очень много работаю, и мне еще надо слишком много сделать. Поэтому я выбираю другую дорогу. Я, конечно, хочу быть интересна моим зрителям как актриса и как человек, но говорить о себе не хочу. Но сейчас все интересуются лишь той стороной моей жизни, которая связана со "Страной глухих". Недавно нас с Чулпан пригласили Петя и Настя в свою программу "Те кто". Разговор тоже шел о том, какой путь, какой стиль поведения, строительства образа нам более близок: Деми Мур или Мерил Стрип. Деми Мур, которая просчитывает образ с целью максимального эффекта и Мерил Стрип, которая от всех закрылась, живет своей жизнью. Мы обе сказали, да, конечно...

- "Да, конечно..." Мерил Стрип?

ДК: Мерил Стрип... Вот такие наши новые звезды. Они над нами точно так же, как ты сейчас, смеялись. Ну почему?! Мерил Стрип - это гоже образ, только другой знак, другие цели. Если я отказываюсь от такой общественной роли и не хочу играть звезду, это - позиция. В которой не меньшая ответственность за свой талант, свою жизнь. Но я же буду продолжать работать! Я уверена, слава Богу, что буду нужна. Отказ от "пресс-поддержки" (она уже как пресс, большой каменный пресс) - тоже общественный образ, который, может быть, будет более скандален, неуместен. По сути звезда, изнутри - это нечто другое. Это более весомое. Для меня звезда - это то, что светится. "Станьте солнцем и Вас все увидят". Светит, светло - уже в самих понятиях заложена чистота, энергия и сила, которая принадлежит всем, но только носитель этой энергии находится все время во внутреннем движении температур. Работа души такого уровня - вот это, наверное, для меня звезда, хотя это болезненно обжигает. Не внешняя шумиха, которую может создать для себя любой, у кого есть для этого желание и деньги.
Вот такой звездой я бы не хотела быть. А звездой по сути я себя ощущала, когда я была никто и нигде. Я сама по себе уже звезда, гений и чудо природы, не только потому, что я не боюсь себя так называть. Это самоощущение, которое дано от Бога. Это нисколько не внешнее... Я бы хотела, чтобы это постарались прочитать не по буквам, а представили себе внутренний образ этого понятия - "звезда, гений, чудо"... Печатное слово приобретает другой смысл. Я знаю, чего мне это будет стоить, скольких сил, душевных и физических.

- Но так может себя ощущать достаточное количество людей.

ДК: Замечательно, могут, должны, но не все и не всегда так себя ощущают... Это ведь планка - чем выше ты поднимаешь планку, выше прыгаешь. Прыжок, само движение важнее результата. Я понимаю, это щекотливая тема, многие могут меня понять неправильно, да я этого и не боюсь. В этом свобода и сила. Я хочу быть понятой, но не боюсь быть непонятой.
Я себя провоцирую на поиск, на движение мысли, чувства. И я бы не стала заниматься специально строительством этого самого паблисити. Оно само собой построится, я уверена, и может быть примет грандиозный облик. Так большие артисты чувствовали культуру, менталитет общества и времени, что в них это переплавлялось и воплощалось в художественном образе. Чарли Чаплин делал свои гениальные фильмы, но он не думал о паблисити, я уверена, оно складывалось параллельно. Потому что есть вторичное, а есть главное.

- Тем не менее, именно сейчас ты определяешь, чтó обсуждать в многочисленных интервью, а что нет... Когда решишь, тебе должно стать легче. Потому что решение, которое диктуется изнутри — это самое главное решение. И если тема "Звезды и судьбы" слишком общая, то твоя актерская судьба — что-то очень конкретное. Ведь статус звезды надо все время подкреплять, оправдывать. Все это — работа, но и дар божий. Твоя судьба витки набирает, обороты, которые ты еще сама не знаешь, куда приведут... Тем не менее, счастлив тот, кто умеет абстрагироваться от происходящего, и принимать решения. Тебя не напрягает пресса, ты можешь из всего извлекать позитив, а можешь и зациклиться. И ты сделала много рывков в жизни... Что ты предпочитаешь?

ДК: Да мне, наверное, и то и другое свойственно. И это, наверное, прекрасно. Я иногда зацикливаюсь на чем-то, что того заслуживает. Я дойду до самого дна, чтобы в этом отчаяться, сделать шаг и встать на новый путь. И потом "извлекать позитив", как ты говоришь.

- Нужно испить эту чашу до дна, чтобы потом пить и пить, как воду.

ДК: Это потом превращается в опыт, человеческий, актерский. Творческий опыт - он сын ошибок трудных и чем труднее ошибка, тем сын его прекраснее. ... Гений парадоксов друг... Я знаю, что кого-то отпугну своими заявлениями и, возможно, разделю своих поклонников на два лагеря. И пусть. Те, кому я не придусь по вкусу, только избавят меня от тягостных, навязываемых мне образов и общений.

- Как ты думаешь, действительно ли по законам "американской истории взлета" в Голливуде можно сделать звезду из любого материала?

ДК: Да, конечно можно. Просто о каких звездах мы говорим? Мы говорили о том, что есть такие звезды, которые блестят мишурным блеском, отраженным, искусственным. Но все происходит немного не так празднично, как на елке. Ты знаешь ведь, как вспыхивают звезды. Судьбою случайно человеку дается шанс, благодаря обаянию и внешности, так в основном бывает с молодыми девушками в кино, которые оказываются в моем положении. Обычно это бывает, когда есть обаяние и внешность. Но вряд ли меня можно назвать красавицей. Дело не в этом. По сценарию Я-я - очень сексуальна и эффектна, благодаря чему Алеша легко соблазняется. Но, как мне кажется, я в этом фильме оказалась благодаря моему профессиональному опыту. Три года моей работы в театре, во МХАТе, дали очень многoe. Мои роли мне очень помогли в поднятии этого материала.

- Это здорово, что ты действительно одновременно говоришь на двух языках в кадре. Это не только смешно для "нормальных" людей, но еще очень важно для аудитории глухих людей, обделенных кино. Это уже гуманитарная функция фильма, нет?

ДК: Это не так, фильм не о глухих, и они не все понимают в фильме. Глухонемые актеры, мои партнеры по некоторым сценам, говорили мне после премьеры, что не смогли бы понять, в чем суть, потому что все обрезано, все мои руки, которые я учила. Они видят только отдельные кадры. И никакой сенсации тут нет. Это довольно грустно...

- А я-то сижу и думаю: вот здорово. Но эффект был все равно сильный. Еще забавным показалось, что твоя героиня — это такое воплощение, пародия, образ Ренаты Литвиновой — автора идеи фильма.

ДК: Ты уже четвертый человек, который мне об этом говорит. Но я об этом ничего не знала. С Ренатой познакомилась только после премьеры. Я хотела, чтобы моя героиня была кокетливая и вертлявая, как Лайза Минелли, манерная и демоническая, как Марлен Дитрих. Получился микс, похожий на Литвинову.

- Твой режим изменился, разрушился, как ты живешь теперь?

ДК: Невероятно трудно. Режим работы театральной актрисы и так очень тяжелый. В театре одновременно я репетирую две роли, снимаюсь в кино, и никак не могу прочесть четыре киносценария, которые лежат у меня, и дать ответ режиссерам. Ответственно заявляю, без ложной скромности, что я такого врагу не пожелаю. Все течет без остановки, и я плыву в этом потоке, даже руками не успеваю грести.

- А ты можешь себе представить, что не было бы этого фильма, а есть Дина Корзун — актриса Московского Художественного Театра, и как выглядят по отношению к тебе художественные процессы в искусстве?

ДК: Мне кажется, они безответственные, эти процессы. Многое происходит спонтанно, и наверное это неплохо. Но я ощущаю себя на своем месте. Очень просто и конкретно. Играть роли, которые мне доверяют, достойно и честно здесь и сейчас.

- Дина, ты можешь декларативно заявить, что для тебя "ДА" и "НЕТ", что любишь, а что — нет.

ДК: Я напишу на бумажке. Только ничего не говори.

ЛЮБЛЮ:
Любить. Жить. Дарить, смеяться, смешить, удивляться. Летать. ПРОЩАТЬ, рисовать, танцевать. Маму. Сына. ЧЕСТНОСТЬ. ОТКРЫТОСТЬ. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ. ИНТЕЛЛЕКТ. Талант в любом воплощении. Говорить о Любви. Философствовать. Смеяться Над Собой.
Лорка, Шекспир, Пушкин Экзюпери,
Врубель, Гоген, Пикассо, Климт.
Историю Древних Времен. Египет. Смотреть в небо. Ветер. Книги. Свечи. Цветы. Воду, как море. И как реки, озера тоже... ПУТЕШЕСТВОВАТЬ! ВЕНЕЦИЮ!

НЕ ЛЮБЛЮ:
- Сознательной жестокости, когда ошибочно полагают: "Пусть потерпит, это даже во благо", делая при этом больно или поступая по-хамски. "Ничего, будет опыт!" Это не Опыт Жизни, это Опыт общения с Пошлостью и Хамством.

- Не люблю, не принимаю всего, что умаляет Человека в Человеке. Когда оскорбляется, разрушается Человеком Личность Другого.

- Всегда говорю себе: "Я талантлива! - Буду работать!
Я милосердна! - Буду прощать".

- Люблю себя, когда так говорю, но удается поступать так не всегда.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...