Monday, 30 June 2008

Шу-Шу / Chouchou (2003)

Анонсы фильма, с которыми ознакомилась перед тем, как его скачать, показались забавными. Опять-таки – Алан Шаба и Катрин Фро... Интересно было посмотреть и на актера с не вполне благозвучным для русского языка именем Гад Эльмале (Gad Elmaleh), которого до сих пор видела в парочке приторных комедий («Дублёр» - и второй, с вездесущей Одри Тоту, «Бесценно»). Кстати, фильм основан на его скетчах, Гад - популярный во Франции комик.

"Шушу" оказался пародийно-мелодраматичной комедией из жизни гомосексуалистов, трансвеститов, эмигрантов и психоаналитиков. Во всяком случае, я решила смотреть на происходящее как на пародию фильмов про геев.

Добрый прекраснодушный Шукри, влюбленный в Леди Ди, прибыл в Париж - в пончо и забавной шапочке.

Он называет себя Шушу и объявляет чилийским беженцем (Хунта! Чили!), он готов «стирать, убирать, готовить, забивать гвозди, придумывать шутки, зажигать свечки и даже тушить их» - и находит приют в церкви, у отца Леона (Клод Брассар / Claude Brasseur).


Под волнующе-возвышенную музыку Шушу раскладывает в новом жилище свои доспехи – дамские парики и портрет Леди Ди... Сокелейником Шушу оказывается брат Жан (Рошди Зим / Roschdy Zem) – он любит всех людей, шоколад и Деву Марию, которая является к нему обнаженной (последствия греховных увлечений кокаином в те времена, когда его звали Коко).

Милосердный отец Леон находит Шушу работу – помощником и домработником психоаналитика с затейливой фамилией Миловавович (Катрин Фро/ Catherine Frot), у которой есть свой фетиш – китайская ваза. Следует пародийная история пациента с печеньем – и реакция Шушу: Что за доктор такой? Люди приходят, ложатся и говорят. И всё.

Мудрая доктор разрешает Шушу работать у неё в женском платье – и тот радостно превращается в домработницу мадмуазель Шушу. Очаровательно. Шушу ругается с портретом доктора «Фрэда» и принимает – вместо Миловавович - психически неустойчивого полицейского, жалующегося на проблемы на службе:
«Представь, что пистолет – твой же пенис. Значит, ты скрытый гей и мечтаешь поиметь комиссара!» - объясняет Шушу.

После подобных выводов следует дебильноватая пробежка - погоня полицейского за мадемуазелью...
Тут же происходит встреча Шушу с "толстушкой-Джамилёй", потом – этакая «Птичья клетка» - ночной клуб, где "подружки" встречаются с Ванессой («вылитую Милен Фармер» сыграл брат Гада Эльмале, Ари/ Arié Elmaleh).

Мимоходом Шушу подбирает на улице и дает приют бродяге Якие, спасает от кокаиновых наваждений и поёт колыбельную брату Жану – в общем, хоть на раны прикладывай.


Вскоре Шушу начинает по совместительству работать официанткой в ночном клубе, где на трогательно-неуклюжую официанточку засматривается Станислас (Ален Шаба/Alain Chabat).
- Станислас де ла Тур-Мобур.
- Шушу с площади Клиши, - церемонно знакомятся они.
После концертного номера в исполнении Шушу Станислас пленён окончательно.

Дальше – идиллия в голливудском стиле – когда в течение одного дня успевают и на лошадях покататься, и на яхте, и в гольф поиграть... Тут попроще: влюбленные гуляют по городу, идут в зоопарк и на место, которое мечтал(а) увидеть Шушу – глотая слёзы, пара возлагает цветы к месту гибели принцессы Дианы.
Романтичный Станислас знакомит Шушу с родителями.
- О, Шекспир! Ричард Третий! Я не видела первого и второго, но суть происходящего ухватила, - ведет милашка Шушу светскую беседу.

- Я хожу к психоаналитику уже 10 лет, - признаётся папа Станислава.
- А он случайно не с Цейлона?
- Нет, он местный.


К финалу фильма маразм крепчал (кажется, авторы не могли придумать, как закончить). Психопат-полицеский напал на бедняжку Шушу при исполнении – в доме и в присутствии психоаналитика. Шушу скрывается у брата-Ванессы. Пишет паточно-сладкие письма любимому Станисласу в духе «благодарю за сладостные секунды». Отец Леон и брат Жан появляются в гей-клубе, стремясь спасти друга. Конечно, всё заканчивается хорошо, даже замечательно: Шушу в свадебном наряде и праздничном красном парике оленем летит по лужайке на встречу романтичнейшему Станисласу. Жаркий поцелуй. Титры.

Политкорректный, скучный, длинный, аляповатый фильм в мыльнооперном стиле (одним из которых как раз наслаждался Шушу), где герои изъясняются слогом, упомянутым Мелвином, героем Джека Николсона в «Лучше не бывает»: «Где вы набрались этой пошлости? Якшаясь с проститутками в портовом баре?». Возможно, дело в оторванности от контекста (см. шутку про Цейлон) и моём незнании языка? Однако вряд ли знание французского сделало бы смешными эпизоды с летающим суши или придурковатым полицейским...

Friday, 27 June 2008

Сегодня 67 лет назад родился Кшиштоф Кесьлёвский

Кесьлевский был одним из последних авторов в кино, которые относились к нему не как к аттракциону или забаве, а как к моральному посланию. Он преодолел культурный барьер между Востоком и Западом, между Европой и Америкой, между кино классическим и современным. Он заставил людей конца XX века слушать себя. Вот почему он так спешил: он знал, что сегодня его еще способны услышать. Услышат ли завтра?

В "Двойной жизни Вероники" и в трилогии выстраивается целая система чисто зрительных и метафорических отражений — как в бергмановском зеркале, но со славянским, отчасти даже "тарковским" мистицизмом.

Андрей Плахов «Всего 33 звезды мировой кинорежиссуры»

отрывки из книги Аннетт Инсдорф "Двойные жизни, вторые шансы"

Tuesday, 24 June 2008

Дом со скидкой / Дом счастья / La Maison du bonheur (2006)

Шарль Булен (Дани Бун) работает в кредитной конторе и живет в роскошной квартире - с обширной террасой и видом на Париж.
У него красивая и умная жена Анна (Мишель Ларок / Michèle Laroque) и юная дочь-нимфоманка Элизабет (Гаэль Бона /Gaëlle Bona), меняющая приятелей с так стремительно, что родители не успевают запомнить их имена.
Анна: Этот уже четвертый за 3 месяца… Прежний хоть одноклассник был – хорошо, когда связь прочная…

Шарль, мягко говоря, бережлив – методично сбрасывает звонки на свой мобильный, сделанные в «час пик» по максимальному тарифу. Однажды Анна заявляет, что работа с банковскими должниками сделала Шарля жмотом:
Как только ты купишь что-нибудь дорогое – откроем бутылку шампанского. Прости – шипучки!

Шарль не может забыть обиду. А тут еще пожилой коллега умер прямо в день выхода на пенсию – надувая шарики для праздника в конторе… (Вот так ждешь свободы, а перед самым освобождением…).

Шарль задумался и под лозунгом «Однова живём!» решил сделать жене сюрприз подороже – приобрести дом за городом.
Пройдоха - агент по недвижимости (жовиальный Даниэль Прево / Daniel Prévost) умело соблазняет доверчивого клиента:
Не дом, а мечта! Большой сад вокруг дома, недавно был ремонт, 15 минут от города с учетом «пробок».

Однако у Шарля возникает соперник – коллега Жак Курц, которому он похвастался намерением приобрести дом… Шарлю, как говорится у Шварца, «попала шлея под мантию» - вопреки здравому смыслу, он не хочет отступаться. Перекупает дом у Жака - на 40 тысяч дороже, а чтобы сэкономить на ремонте (милашка-риелтор обещал, что ремонт обойдется в 50 тысяч, а оказалось – что в 400…) –


Шарль обращается к тому же риелтору. У пройдохи есть «команда-мечта» - пара строителей - мастеров на все руки: Мулуд (Зинедин Суалем / Zinedine Soualem) и Донателло (Лорен Гамелон / Laurent Gamelon).

Эти клоуны быстро превращают новоприобретенную недвижимость Шарля в руины…


Снежный ком несчастий продолжает нарастать: из-за ссоры по поводу дома, Жак Курц «стучит» на коллегу-Шарля – покупает-де дома в рабочее время, берет взятки с клиентов и т.п. – и Шарль становится безработным…

А тут еще Анна, подбодренная убеждениями мужа, что он вовсе не жмот – покупает в кредит новую машину…
За помощью Шарлю обратиться не к кому – оказывается, он всех достал своей скупостью, и даже брат отказывается занять ему денег… Квартиру придется продать…

В общем, очень скоро несчастья Шарля приобретают размах фантастический. Нежелание посвящать жену с свои неприятности приводит к печально-комичным последствиям.

Фильм снят по пьесе Дани Буна (где играет и Зинедин Суалем) – самим Дани Буном.
Гомерического смеха ситуации не вызывают – слишком «черноват» юморок. Но, в общем, приятное времяпрепровождение и забавные эпизоды – в основном с участием невозмутимых строителей Мулута и Донателло.

Донателло: У тебя сальный взгляд. Это значит, что когда ты смотришь на женщину, твои глаза становится маслеными. Ты не пропускаешь ни одной порнухи по кабельному. Это видно по твоим глазам.
Мулуд: Чёрт, он прав. У меня сальный взгляд.
Донателло: А ты прищурься. Чуть-чуть. Вот.


Элизабет: Вместо того, чтобы стучать громко и быстро, стучите сильнее и медленнее.
В устах юной красотки слова приобретают непристойный смысл – и Мулуд изо всех сил прищуривается.


До слёз посмеяться заставили закадровые отрывки съёмок фильма – появляющиеся после титров.

Friday, 20 June 2008

Вуди Аллен: цитаты, афоризмы / Woody Allen: Aphorisms and quotations

Мне бы очень хотелось сделать что-то агрессивное. Я всегда был, что называется, пассивным комиком. Всегда играл человека робкого, трусливого, над которым насмехались и которому не везло с женщинами. В общем, неудачника. А мне хотелось бы сыграть победителя. Просто так, для смеха. Возможно, эта роль у меня не получится, на меня посмотрят и скажут: Господи, что это? Он отвратителен!
Но мне хочется попробовать.

Мне нравится снимать кино, но обычно в этом нет ничего познавательного. Я уже как-то говорил, что снимать фильмы — это развлечение. Для меня это терапия. Пациенты психбольницы плетут корзины, чтобы занять себя. Я — снимаю кино. Занятые пальцы — счастливые пальцы. Я не переживаю из-за фильмов. Мне все равно, если после моей смерти их спустят в унитаз.

Если организовать свою жизнь так, чтобы тебя всё время занимали мелочи, важные проблемы куда-то отступают. Если же дать себя одолеть серьезным вопросам – станешь запуганным и бесплодным, ибо что можно поделать со старостью и смертью?

Я приучил себя не волноваться по поводу зрителей. Это парализует мою творческую энергию. Я делаю то, что мне нравится, и надеюсь, что и другим это тоже понравится. А если нет - я успокаиваю себя тем, что сделал всё, на что способен.

В Лос-Анджелесе мусор уже не выбрасывают. Его перерабатывают в телевизионные шоу.

более обширная подборка цитат Вуди Аллена - здесь

Wednesday, 18 June 2008

Кинорежиссер Искра Леонидовна Бабич (10.01.1932 - 05.08.2001)/ Iskra Babich

Окончила режиссерский факультет ВГИКа
(1956 год, мастерская Ю. Геники).

Режиссер игровых и документальных фильмов, сценарист.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1983).

Режиссер фильмов:
«Прости меня, Алеша» (1983)
«Мужики!» (1981)
«Половодье» (1962)
«Первое свидание» (1960)

Сценарист фильмов:
«Прости меня, Алеша»
«Мужики!»

* * *
отрывки из эссе «Поплевинские отшельники» Елены Сафроновой:
 
"Нигде не сказано, что она была любимой ученицей Ивана Пырьева. Представьте — даже фотографии нет…

Муж Искры Леонидовны - народный артист СССР Афанасий Иванович Кочетков (9 марта 1930 – 25 июня 2004).

Мы знаем, пожалуй, только о громком уходе (в прямом и переносном смысле – из дома и из жизни) ведущего актера МХАТа.
Летом 2004 года СМИ подробно рассказывали о кончине Афанасия Кочеткова — как он несколько дней скитался по Москве в беспамятстве, как врачи рядовой больницы, куда притащили неизвестного старика, не сразу опознали театральную знаменитость, как умер он в забытьи, лишь ненадолго придя в сознание… Сороковины Афанасия Ивановича совпали с датой смерти его жены, кинорежиссера Искры Бабич, - пятого августа.
Смерть жены и дочери народного артиста прошла мимо «публики».

Дочь режиссера - Ольга Кочеткова, рок-певица (11.07.1960 - 04.03.2004).

(из статьи): Ольга пошла по стопам родителей и закончила актерский факультет ГИТИСа. Ее дипломной работой был моно-спектакль по рассказу Ивана Бунина "Генрих", где она играла все три женские роли.

Вскоре Ольга сыграла главную роль в фильме своей матери, Искры Бабич, "Прости меня, Алеша". Тексты песен к фильму также написала Ольга Кочеткова. Песни Ольга начала писать рано - первые в школе, в студенческие годы- песни к отрывкам друзей, романтические баллады. Этот ее талант и определил будущее актрисы. В 1990 году была создана группа "Ю", лидером которой и стала Ольга. По ироничному наблюдению самих музыкантов: "Ольга Кочеткова, самая главная в нашей песочнице. Пишет стихи, музыку, поёт, играет на всяких фенечках, бон-гах, иногда на гитаре или флейте". В этом же году Ольга выпустила двойной сольный альбом "Пилач".

Афанасий Иванович Кочетков, приезжая к дочери в подмосковную Перловку, частенько заставал ее мертвецки пьяной. Пытаясь избавиться от алкогольной зависимости, Ольга стала петь в церкви и вскоре стала руководителем хора в перловском храме иконы Донской Божьей Матери. Но спохватилась поздно.

Смерть матери летом 2001 года спровоцировала резкое обострение хронической болезни. Скончалась Ольга Афанасьевна от панкреонекроза, спровоцированного хроническим алкоголизмом 4 марта 2004 года.

Искра Леонидовна и Ольга погребены в Москве на Хованском кладбище, а Афанасий Иванович — на Троекуровском.

Об Искре Бабич широкой аудитории известно до обидного мало!

(на фото - А. Кочетков в фильме "Мужики!")

Долгие годы семья прожила в рязанском селе Поплевино.
Удивительно ли, что даже в Москве о матери и дочери горевали лишь самые близкие друзья? Но вот в типичном захолустье средней полосы – в селе Поплевино Ряжского района Рязанской области - Искру Бабич, ее звездного мужа Афанасия Кочеткова и талантливую дочь Ольгу помнят, как своих. Искра Бабич имела тут дом, где провела последние годы своей жизни – вплоть до того дня, как, смертельно больная, уехала в Москву. Думала – лечиться, но не всегда можно излечить рак…

В 1990-е годы Искра Леонидовна Бабич почти не уезжала из Поплевина. Мне очень хотелось познакомиться с прекрасным режиссером, порассуждать об искусстве, о кино, о «Мужиках!», о «Мосфильме», где она многие годы работала заместителем директора картин, об Акиро Куросаве, с которым сотрудничала при постановке фильма «Дерсу Узала». Спросить, почему она предпочла административную деятельность второго режиссера творческой, хотя Иван Пырьев прочил ей «сольную» карьеру, - или уже тогда намечался переход к рыночным отношениям в кино, которые после перестройки испугали Искру Леонидовну настолько, что она выбрала поплевинское затворничество? И пишется ли ей в густой деревенской тишине?

(кадр из фильма "Мужики!")

— Мы хотели повидать тех, кто знал Искру Леонидовну.
— Ой, да кто ж ее тут не знал! Я знала и Искру, и Ольгу! Ольга-то все обедать в наше кафе ходила, на Верхи (Верхи, опять же по-местному, - часть села, примыкающая к автомобильной трассе, оазис цивилизации). Слышала, тоже умерла? И отец их помер, по телевизору видела. Вот горе-то… Люди уж больно хорошие были, интеллигентные, уважительные. А дом заколочен стоит, вот я и думала — может, вы наследники либо покупатели... Следующий он по левому порядку. Да вы бабу Аню Упатову найдите, она с ними часто общалась.

Бабу Аню мы нашли, и она показала нам длинный беленый каменный одноэтажный дом. И охотно пустилась в воспоминания:
- Люди очень хорошие. Искра-то жила здесь больше, чем Афанасий, сценарии писала. А потом раком заболела, да увезли ее в Москву, больше мы ее и не видели. Мы с ней вроде и ладили, а сильно-то не общались – она, когда писала, никого не хотела видеть.

Искра, чудная такая, цветы любила, цветники красивые держала, а огород не разбивала! Вообще травы любила. Бывало, оденет штаны, хуже твоих, - покосилась баба Аня на мои джинсы, - и идет в лес травы собирать. Все травку заваривала и пила, да, вишь, не помогло… На деревне ее уважали, хоть и нелюдимая была.

(кадр из фильма "Мужики!")

— Было время, мы гудели у Искры и Афанасия на Низах, — улыбнулась Людмила Алексеевна. – Афанасий – он же из крестьян – любил деревенскую жизнь безумно, она его оживляла. Бросался во все мужицкие дела, очертя голову. Мостки над речкой Мошей поставил, неподалеку от дома – белье стирать… А Ольга у нас то и дело ночевала, жила неделями. Она хорошая была девочка. Добрая, отзывчивая, но очень ранимая.

У Искры Леонидовны была традиция – на лето снимать дом в деревнях средней полосы. Почему-то ее, уроженку Сочи, тянуло на Оку. До Поплевина была деревня Долгиниха, тоже в рязанских краях. Чем режиссеру приглянулось ряжское село? Теперь уже на этот вопрос не может ответить даже двоюродная сестра, теснейшая подруга Искры Бабич на протяжении всей жизни - Зоя Зарицкая. Они вместе покупали дом под Ряжском. Лет 25 назад с частной собственностью было строго, но Искра Бабич так загорелась желанием иметь сельский дом, что упросила одну поплевинскую старушку составить завещание на избу. Под видом наследования дома скрывалась купля-продажа. Поначалу дом (да и само село) пугал москвичек. Ночуя первый раз в поплевинской каменной избе, Зоя Кирилловна глаз не сомкнула до рассвета, чуть не плакала, а сестра гладила ее по голове и уговаривала: мол, здесь нам будет хорошо. Так и вышло - женщины привыкли к дому, полюбили его, и он ответил семье тем же… Искра прожила в нем 17 лет.

Теперь дом словно огорчен разлукой с любимыми - это сразу бросилось в глаза. Он крепкий, с новой железной крышей и остатками навеса над крылечком, ему бы жить и жить! Но неухоженный – без хозяйской руки и глаза. Лишенный хлопотливых переделок Искры Леонидовны, он тихо разрушается - выбиты окна, выщерблено крыльцо… Кто унаследует его, неизвестно. Как и мемуары, написанные Искрой Бабич в сельском уединении. После ее смерти записи перешли к мужу, затем, якобы, к его брату Федору Ивановичу. Артист говорил своим друзьям Томпаковым, что записи жены были очень интересны, но увидят ли они свет?
И вряд ли кто-то снимет фильм по сценарию, замысел которого Искра Леонидовна вынашивала все время отшельничества.

(кадр из фильма "Мужики!")

- Искра Бабич любила экранизировать движения человеческой души на фоне сельского быта, - говорила Таня. - Его она знала очень хорошо и не терпела фальши.

С первого своего фильма, «Половодье», хотела снять собственную фамилию из титров — за то, что изображенная в нем деревня выглядела ненатурально.
Может, поэтому с 1989 года, с выхода на пенсию, почти все время проводила в Поплевине. Только иногда ездила в столицу на машине, сама за рулем.
Кстати, собака, снимавшаяся в фильме «Мужики!», жила с Искрой в Поплевине. Но пес погнался за машиной и попал под колесо".

см. также: памяти Искры Бабич

Sunday, 15 June 2008

Искра Бабич "Мужики!" (1981) / Iskra Babich, "Muzhiki!"

Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/

Автор сценария: Валентин Михайлов, Искра Бабич
Режиссёр: Искра Бабич

Без преувеличения - великий фильм. Настоящий. Хорошо бы ввести в школьную программу уроки этики. И сделать просмотр таких фильмов - обязательным. Чтобы души не отмирали.

...Больше 12 лет не был Павел Зубов (Александр Михайлов) дома. Когда-то в армию Павла провожала горячо любимая невеста, Настя. Но в письме к сыну мать оговорила девушку – написала, что Настя неверна...
После службы на флоте домой не вернулся, остался «бегать по тундрам» - работает забойщиком в городе Никель Мурманской области. «Настю не простил и не прощу».

Зная, что иначе сына в родную деревню не заманишь, Зубов-старший (Пётр Глебов) сказался больным... Павел приехал.

Оказалось, полгода назад Настя умерла. У неё осталась дочь, Полина – названа в честь матери Павла.
Перед смертью Настя призналась Матвею, отцу Павла: Полина – его внучка, дочь Павла.
Матвей Зубов: Мать сдуру наклепала, а ты поверил.
После приезда, в беседе с отцом, Павел ведет себя цинично:
Там же не одна Полина, там еще двое мальчишек. Они что, может, тоже мои?

Настя прожила короткую, горькую и нескладную жизнь...
Мать Павла (Вера Альховская) будущую невестку взревновала.
Теперь рассказывает:
- Как ты ушел в армию, она еще пуще расцвела... Художник тут крутился, хотел её рисовать. Обида меня взяла... А потом смотрю – она уж тяжелая... Осрамила я её. От позора тебя берегла – вот и написала то письмо растреклятое. Я же не знала, что у вас всё сладилось.
Грех на мне великий. Своя совесть точит. Девчонка-сирота всегда перед глазами. А отец в мою сторону не глядит – «Ты клевету пустила, тебе милости нет»...

Невероятная, пронзительная сцена – визит инспектора РОНО (Светлана Тормахова) в дом Полинки и её братьев, Павлика и Стёпки. Решается их судьба.
В домишке – вопиющая нищета. Полина (Ирина Иванова) - прелестная худенькая голенастая девочка... Она очень любит братьев, занимается с ними - Павлик уже читает, и Стёпка буквы знает - только пока молчит...

Матвею, Зубову-старшему, в опекунстве отказывают: ему больше 60 лет...
Инспектор объявляет приговор: Полину – в интернат, Павлика – в детдом, Стёпку (он молчит с рождения) – к дефективным.

Полина: Мама возила Стёпку к доктору. Он сказал, ушки у него хорошие, и сам он весь хороший. Так у маленьких бывает – молчит-молчит, а потом вдруг заговорит.


Смышленый Стёпка тут же демонстрирует, что он всё слышит - лихо пляшет под "Валенки, валенки, неподшиты, стареньки..." Лидии Руслановой...
У всех - слёзы на глазах. Но представительница Районо непреклонна:
Из-за ваших проволочек дети потеряли пенсию, у меня из-за вас неприятности... Через неделю дети должны быть на месте.

Павел увидел Полину вечером, на свадьбе сына своего друга. Увидел и обомлел – очень уж похожа девочка на Настю...


Павел идет провожать Полину – расспрашивает о жизни. Она рассказала: Павлик её сводный брат – сын Петра Леонидовича, того самого художника, что так рвался написать Настин портрет.
- ...А Стёпка брошенный - в роддоме. Мама его и Павлика кормила, так он и остался... Мы хорошо жили. Мама маляром работала, в общежитии жили. А потом у Петра Леонидовича в клубе – у него там комнатка была... Но художник спился...
А когда нас четверо стало, мы в село вернулись. Дедушка Матвей крышу починил...


Дивная девочка – тихая, внимательная, умная, воспитанная...

Отчасти под влиянием разговоров с отцом, отчасти – от пробудившихся совести и памяти (Полина – вечное напоминание о его несправедливости, жестокости к Насте) – Павел решает удочерить Полину и забрать с собой.
Но девочка отказывается.
Павел: Я думал, ты обрадуешься.
- Нельзя мне без них, - Полина не хочет разлучаться с братьями. – Здесь мы хоть видеться будем.

Павел вдруг понимает, какова была жизнь Насти... И любила она его – беззаветно. В его честь назвала сына – Павлика, в честь его матери – дочь. Не затаила зла.
Полинка рассказывает: «Мама говорила, хороший, добрый. Только гордый очень..


А тут еще этот портрет...
Павел принимает решение: усыновляет всех троих и забирает с собой.

В РОНО инспекторша безразлично ему бросает: Поздновато спохватились...

После встряски – что-то вдруг понявшая инспекторша диктует Павлу бесконечный список документов, необходимых для усыновления...

В доме Полинки - слёзы, продают любимую кормилицу-корову Чернушку...

Павел полон энергии, он оживился, даже шутит; наконец-то он может что-то сделать, загладить хоть немного свою вину, тяжесть которой догнала, придавила его - через столько лет.

- Понимаешь, Серёга, - говорит он другу, - стыдно признаться – совесть заела. Настёна у меня не выходит из ума. Столько лет молчала...
- Я же писал тебе.
- Да ты-то писал, а я вот всё через себя кидал. Раньше бы всё это, раньше...

День отъезда. Провожать пришла вся деревня. За такси увязывается пёс Рекс – верный друг Стёпки. "Гони," - тихо и жестко командует Павел. Но пёс несется - отчаянно, потом - наперерез машине...

Таксист: Вот и скажи – животное, собака. А сколько в нем верности!

В эпизоде на вокзале появляется Петр Леонидович, художник (Анатолий Солоницын): испитой, жалкий, заискивающий, потерянный человек...

Фильм уникальный, пронзительный – до слёз, до кома в горле. Каждый эпизод – целая жизнь...
- Я тебя даже не узнал сперва, - говорит он Павлику, своему сыну, которого не видел очень давно...

Проводница (бесстрастным голосом автомата): Собаку в ящик.
Павел: Какой ящик? Купе у нас отдельное, у собаки намордник, ошейник, билет на нее есть. Какой ящик?
Проводница: Не положено... Ну и табор.

Но умный Рекс сумел найти подход к бесстрастной проводнице...
Пёс, сыгравший Рекса, жил потом у режиссера фильма, Искры Бабич, в деревне. Но однажды погнался за машиной и угодил под колесо...

Немного успокоившись, уложив братьев, Полина тихонько достаёт и примеряет серёжки.
Павел: Мамкины?
Полина: Да...Только они разные - одна синяя, а другая - голубая.
Павел: Я знаю...
Всего несколько слов - и становится понятно, как многое из их прошлого сближает этих людей.

Ночью в поезде Павлу не спится, нужно выговориться. Рассказывает проводнице:
...Всех четверых - как мух. Меня под забой кинуло. Там и привалило. Дышу, а пошевелиться не могу... Лежу и думаю. Тридцать лет... А что я сделал, что узнал, что видел... Много чего думалось. Не так, как всегда, а как-то особо... ничего сказать не умею, чёрт немой.

Возвращаясь к себе в купе - Павел вдруг видит Полину: девочка не спит, ждет его в коридоре. Взглянула - словно обожгла пощечиной.
Полина: Отвезите нас домой. Пьёте вы, это нам нехорошо будет. Вот смотрю я, вы сегодня пошли.
Павел: А почему я пошел... Ты хоть можешь понять, как душа болит у человека?
Полина (тихо): Да.

Дома Павла ждал еще один удар: в крохотной квартире – пусто и грязно. Невеста, красавица Тамара бросила его, сбежала, - после того, как по телефону он сказал ей, что привезет с собою дочь. А Павел опасался, что Тамара-де расстроится, узнав, что детей - трое...
Хотя, еще в начале фильма, при взгляде на (высокохудожественный) фотопортрет сожительницы, привезенный Павлом (вместо самой Тамары) показать отцу, стало ясно - они не пара. Наверное, поэтому Зубов-старший и промолчал, ничего не сказал о сыновьей невесте...

Пока Павел ходил за покупками (теплой одеждой для ребят), чудо-Полина всё убрала, дом сразу преобразился.

В магазине - диссонансом к происходящему у Павла в доме и в душе - песни про "Малиновки заслыша голосок..." и бедовые накрашенные продавщицы...

Дома дети набрасываются на обновки - отвлекая Павла от невесёлых мыслей: продавщицы передали ему прощальное письмо так некрасиво покинувшей его Тамары.

Пришли друзья Павла.
Гриша (Афанасий Кочетков, муж режиссера Искры Бабич), он постарше, озвучил то, о чем, возможно, думал и Павел:
- Какую ношу ты на себя взвалил! Вот у меня спроси, что такое – детей поднимать, и не чужих, а своих...
- Кто знает, может, всё это больше нужно мне, чем им. Эгоист я! - говорит Павел.
Но ведь и правда – забота о детях Насти – единственное лекарство, способное хоть немного заглушить память, вину и боль.


Павла горячо поддерживают его молодые друзья, Шамрай (Алексей Михайлов) и Арслан (Дмитрий Бузылёв, цыган Илья в "Жестоком романсе" Рязанова):
- У нас на всю эту историю свой взгляд, сиротский. А примерами, Гриша, ничего нельзя доказать. И ничего нельзя опровергнуть.
У одного родители погибли в войну, другой вообще их не знал – оба росли в детском доме.
Они обязательно сделают всё, чтобы помочь Павлу в его благородном деле.

из статьи:
Когда в конце картины немой пацанёнок кричит свое первое в этой жизни слово «Мужики!», слёзы наворачивались на глаза даже у самых «железобетонных» людей. Этого маленького цыганёнка сыграл Миша, сын Дмитрия Бузылёва (в фильме - Арслан).

— Мне было всего четыре года, но многие моменты со съёмочной площадки я прекрасно помню, — рассказал 30-летний Михаил. — Например, в фильме был такой эпизод, когда мой герой залезает в конуру, а потом вместе с собакой ест пополам пирожок. Так вот, я очень боялся залезть в эту конуру.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...