Monday, 22 December 2008

Переворачивающая страницы / Tourneuse de pages, La / The Page Turner / Turning Pages (2006)

Отлично снятый, стильный психологический триллер; иллюстрация мудрости о том, что месть – это блюдо, подаваемое холодным. Или так: драма социального неравенства - знаменитая пианистка стала на пути дочери мясника.

Далее я, по обыкновению, довольно подробно опишу события фильма - поэтому если собираетесь его смотреть, остановитесь здесь.

Открывает фильм интригующая перебивка кадров: тонкогубая девочка лет десяти (Жюли Ришале/Julie Richalet) играет на пианино; её папа, мясник (Жак Бонафэ/Jacques Bonnaffé), занимается будничными делами – разделывает трупы животных.
За семейным обедом мама (Кристин Ситти/ Christine Citti) изрекает многозначительную фразу: «Я свою дочь знаю – если что-то решит сделать, то своего добьется». Девочка поджимает и без того отсутствующие губы.

Целеустремлённую Мелани ждет экзамен – она мечтает быть знаменитой пианисткой, на меньшее – преподавание, к примеру, - не согласна.

Однако в день экзамена ей не везет. Среди членов приемной комиссии – знаменитая пианистка Ариана (Катрин Фро/Catherine Frot). По какому-то капризу она сначала отказывает поклоннице в автографе (Не сейчас), - но благосклонно даёт его прямо во время экзамена.
Мелани, уверенно начавшая выступление, отвлекается и сбивается...

Заплаканная Мелани (каменное без мимики лицо – только мокрое от слёз), молча одевается, роняет крышку пианино чуть ли не на руки одной из готовящихся конкурсанток, - а дома тихо и невозмутимо закрывает пианино на ключ, прячет ноты и бюстик Бетховена.

В этот день изменилась судьба не только девочки, но и примы. Десять следующих лет Мелани вынашивает план мести (за это время у неё и губы наросли – взрослую Мелани играет Дебора Франсуа/Déborah François).

Мелани добилась того, чтобы попасть на стажировку в адвокатскую контору мужа Арианы, Жана (Паскаль Греггори/Pascal Greggory).

Выглядит паинькой – говорит тихим голоском, аккуратна, робка, исполнительна, вежлива. Начальница симпатизирует Мелани и откровенничает с ней. Вот, босс-де ищет, кто бы присмотрел за его сыном на праздники... Завозившись с документами допоздна, Мелани в тот же день предлагает боссу свои услуги. Адвокат мсье Жан надменен, холоден и осторожен. Но - как ей откажешь? Ангел!


Так Мелани оказывается в доме Арианы и её мужа, присматривая за их сыном Тристаном (Antoine Martynciow).

Жан вводит Мелани в курс семейных дел: жена - пианистка, играет в трио и готовится к очень важному концерту на радио. Два года назад она попала в аварию – кто-то врезался в её машину и скрылся с места преступления (не наша ли это малышка Мелани? Можно только гадать – застывшая мимика девушки ни о чем не говорит). И теперь Ариана страдает сильными приступами сценобоязни...

Девушка внимательно следит за всеми мелочами: изучает отношения супругов, атмосферу в семье. «Он обожает всё контролировать», - роняет Ариана о муже...

Потом сметливая девушка слушает её телефонный разговор с Жаном – Ариана суха и едва сдерживает раздражение.

Очевидно, плана действий у Мелани не было. Она просто чутко реагировала на ситуацию.

Во время репетиции Мелани появляется в кабинете Арианы. О, она читает ноты! И так замечательно переворачивает страницы!
Мелани: Я когда-то играла на фортепьяно.
Ариана: И прекратила заниматься? Как жаль.

Угу. Пока ты только так говоришь; еще будет по-настоящему жаль.

Мелани и готовить умеет – ведь «родители работают, в некотором смысле, в пищевой отрасли», - говорит она, не дрогнувшей рукой оттяпывая лапку кроличьего трупика.

Ариана растерянно косится на разделанное тельце...

Ариана: Играя ты открыт, беззащитен, а помощник – твоя опора и защита.

И, как водится, Ариана приглашает стать своей «опорой и защитой» как раз наименее подходящего для этого человека – нашу маленькую злобную мстительницу; попереворачивать страницы.

Вскоре картина отношений супругов еще больше проясняется: жена чувствует себя "на скамье подсудимых" – вот что такое муж-юрист; в ответ на его ласковые прикосновения – отдергивает руку. А Мелани смотрит, слушает...


Сын Арианы учится игре на пианино и заныривает в бассейне (дом юриста и пианистки роскошен). Тристан и его родители любят Баха – но пока ему не разрешают исполнять сложные пассажи – можно повредить руки... Ах, какая ерунда! И Мелани уговаривает мальчика: репетируй, сделаем сюрприз маме с папой!

Репетиция трио. С Арианой играют супруги – виолончелист Лоран (Ксавье Де Гийебон /Xavier De Guillebon) и скрипачка Виржини (Клотильда Молле/Clotilde Mollet, играла Джину, любительницу поговорок, похрустывавшую костяшками пальцев в «Амели»). Для Арианы грядущий концерт даже важнее, чем для них: остальные участники трио играют в оркестре, а она...
Виржини: Помощница очень мила.
Ариана: С ней спокойно.

Виржини: Заметила, как она на тебя смотрит? Крайне сосредоточенно.

Еще бы – у девушки нет права на ошибку.


Предконцертный мандраж и макияж. Мелани помогает метрессе выбрать помаду:
Я и рада бы краситься больше – но во всем ценю высший класс, а это дороговато.
Растроганная пианистка с барского плеча дарит девушке баночку какого-то крема.


Перед самым выступлением Ариана мечется по коридорам – и Мелани успокаивает ее. Что между ними произошло - нам не показали, но можно догадываться.

Выступление прошло успешно.

Ариана раздает автографы – тут уж выдержанная Мелани не выдерживает, уходит.

Следует «поцелуй Иуды».

Поступки героев превосходно психологически мотивированы. Мелани поддержала Ариану в крайне сложный и стрессовый для неё момент. Естественно, дама, холодная с мужем и подстёгнутая двойным допингом - поцелуй и успешное выступление – мотыльком понеслась на огонь.

Возбужденный успехом импрессарио трио планирует новый концерт - перед американцем-инвестором на следующей неделе.

Избитая фраза – всё идет как по нотам. За несколько дней пребывания в доме ничего не подозревающей Арианы Мелани достигла многого: Тристан выворачивает суставы, репетируя; муж снова в отъезде; шалунья Мелани устраивает возню в бассейне с Тристаном - на глазах у вожделеющей пианистки.
А еще у мальчика есть любимица - черная курица.

Мелани: Когда-то с черными курицами поступали как с ведьмами – сначала мучили, потом сжигали. Мне бабушка рассказывала. Нет, она так не делала. Она их резала. Смотри – здесь надо перерезать.
Мальчик слегка опешил, но не особо насторожился.
Потом все вместе играют в жмурки – взявшись за руки, преступницами стоят в укрытии...


Во время дальнейших репетиций трио Лоран оказывается в больнице. Он опрометчиво начал тискать милашку Мелани, пока жена беседовала с Арианой, но наследница мясника твердой рукой воткнула ловеласу в ногу шпиль виолончели...

Он в больнице, но к концерту для американца выпишется. Виржини делится с Арианой нехорошими предчувствиями насчет Мелани (о её отменном владении шпилем виолончели как оружием она, конечно, не знает) – но влюбленная старушка Ариана и слышать ничего не желает.
- У меня еще не было такой помощницы, - отрезает она.

В магазине, куда Ариана привела свою милую помощницу купить концертное платье, - юная мерзавка в примерочной не вполне закрылась, показав пылающей страстью старушке грудь.

В магазине же её окликает приятель (скорее всего, не случайно – накануне Мелани зачем-то звонила отцу) – мы впервые видим её улыбающейся, даже хохочущей. Ариана не может отвести глаз, ревнуя.


А во время ответственного концерта Мелани уходит.
Виржини: Ты первоклассная пианистка, отсутствие помощницы этого не изменит!

Но Ариана не слушает подругу и заваливает концерт.
С карьерой покончено.
Но что это? Ни слова упрека в адрес любимой! Ни одного вопроса. Великая сила любви.


Виржини хочет помочь, догадывается:
- Что с тобой? Всё из-за Мелани?

Ариана колеблется: Если Жан узнает, он выкинет меня из дома – здесь всё его, его семьи...
Расчет Мелани точен...
На прощанье (события происходят в период тех самых праздников, на которые девушка приехала понянчить Тристана) Мелани дарит мальчику бюстик Бетховена, тот самый (мальчику он вряд ли понадобится – ручки он уже вывихнул). А взамен просит автограф у Арианы – как трогательно!

Копаясь в бумагах Жана Мелани уже видела кучу всевозможных записочек от Арианы – ага, мадам любит писать!
И потерявшая голову старушка не находит ничего лучшего, как признаться Мелани в любви – письменно, в виде автографа. «Мелани, я хочу снова тебя видеть. Я тебя люблю. Ты наполнила мою жизнь смыслом». То, что надо!
Мелани подсовывает записку в почту Жана и тихо исчезает – дело сделано. А на следующий день свирепый адвокат обнаруживает записку...

Как элегантно и просто!

В общем, да - Ариана получила по заслугам – сломанная судьба за сломанную судьбу. Реализация изящная. Но то, как трудолюбиво и настойчиво юная наследница мясника подготовила своё «охлажденное блюдо», честно говоря, шокирует. И потом... Всё-таки месть в данном случае незаслуженно жестока. Да, девочка мечтала о карьере знаменитой пианистки. Но многие ли из 10-летних мечтателей становятся теми, кем мечтают? Для любого профессионала – и творческой личности в том числе - важна стрессоустойчивость. А маленькую Мелани так легко оказалось выбить из седла.
Мстит она за поруганную мечту (кстати, не слишком ли легко она отступилась от неё? Может, дивное упорство, проявленное ею в затравливании врага – лучше было бы проявить, добиваясь всё-таки карьеры пианистки?) – но разрушает реальный мир, настоящую семью.
Мне жаль Ариану – её ошибка в том, что она слишком доверилась малознакомой девушке с внешностью ангелочка и душой дьяволицы.

Многие отметили близость атмосферы фильма Дени Деркура (Denis Dercourt) с лучшими фильмами Шаброля. Параллели просматриваются: благополучную семью разрушает изнутри проникшая в неё мерзавка; как у Шаброля, здесь много многозначительных молчаний и минимум диалогов – я бы сказала, герои даже несколько отмороженны, слишком безэмоциональны; жутковато-напряженная атмосфера создается исподволь, без каких-либо "страшилок". Просто – разрубленные животные; просто диалог о курицах, которым «надо перерезать вот тут»; просто многозначительные взгляды и молчание; просто «помогла» Тристану побить рекорд заныривания – придержав голову мальчика под водой; просто всадила шпиль...

Но фильм самобытен и самодостаточен. Всё происходит как-то приглушенно, без лишних эмоций; персонажи кажутся несколько ненатуральными, отмороженными. Скрашивает впечатление музыка.
Интересно, что режиссер фильма Дени Декур – профессиональный скрипач, преподаватель Консерватории в Страсбурге. Неудивительно, что он досконально знает мир, о котором рассказывает – классическая музыка и её исполнители. Все герои фильма связаны с миром музыки, в той или иной мере. Ариана, переживающая кризис после автомобильной аварии; Лоран и Виржини; Тристан, сын Арианы – и конечно Мелани, которой в этом мире музыки было отказано (или она добровольно от него отказалась?). Все персонажи окутаны прекрасной музыкой – Шостакович, Бах... Но нам приоткрывают изнанку – стресс, отсутствие права на ошибку, конкуренция, напряженные репетиции, страх сцены, - при том, что на первом плане всё же остается интрига отношений Мелани-Арианы.

Прекрасная роль Катрин Фро – до этого я видела её в основном в комедиях и мелодрамах.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...