Tuesday, 4 November 2008

Как говорит Шарли / По версии Шарли / Selon Charlie / Charlie Says (2006)

Режиссёр - Николь Гарсиа, автор весьма нетривиального фильма “Соперник”. Прекрасные актёры: Жан-Пьер Бакри, два Бенуа – сдержанный красавец Мажимель и забавный Пульворд, Винсан Линдон...

Из отзывов о фильме:
"Трогательное до слёз исследование мужского одиночества, верности и эскапизма".


"Это комедия о власти, статусе, охотниках-садовниках, теннисе, ископаемых, кулачных боях [?], зависимости, привязанности и верности. Фильм гораздо лучше, чем кто-либо сумел о нем сказать".

Читала и упрёки в том, что фильм не может сказать ничего нового – но настойчиво пытается всё-таки это сказать. Мне кажется, тут в равной степени важно не что сказано – но и как.

Открывают фильм интригующие кадры: зимовка в Заполярье (?), один из участников уходит, направляясь неведомо куда – его догоняют соратники...

Об этом вспоминает учёный-палеонтолог/антрополог Мэтью (Патрик Пино / Patrick Pineau) в поезде. Он едет на семинар в небольшой городок на побережье («Странное место для семинара»). Это – родной город Мэтью (опровергнувшего пословицу «Где родился, там и сгодился»), но главное – учителем в школе здесь работает Пьер (Бенуа Мажимель / Benoît Magimel), с которым Мэтью связывают непростые и давние отношения. Пьер – «научная модель исчезновения» - после неудачной экспедиции и психушки (Я начал кричать на льдины. Меня отправили домой в смирительной рубашке) - оказался в этой глуши...

Еще здесь живёт Серж (Венсан Линдон / Vincent Lindon), муж пышнотелой дамы и отец двоих детей. Старший сын – молчаливый 11-летний Шарли (отец: Не поцелуешь меня? - сын: А зачем? Я стал тебе нравиться?), которого Серж заставляет покрывать свои пылкие свидания с любовницей Норой.

Нора (Minna Haapkylä) – финка; она купает стариков в местном медицинском центре и замужем за Пьером, учителем Шарли (Я едва говорила по-французски. Мы очень плохо друг друга знали, когда поженились).

Пока папа с рыженькой финкой предаются страсти, Шарли (Фердинанд Мартин /Ferdinand Martin) ожидает в машине... А дома ему приходится выдерживать истерики матери, которая подозревает о неверности мужа, грозит самоубийством и тиранит сына (Куда вы ездите с отцом?!).
Мальчик лжёт не очень умело, - ему это (пока?) в новинку. Встретившись с учителем и его женой в школьном коридоре, - он на минуту зажмуривается.
Серж искренне любит сына, но при виде Норы забывает обо всём и становится безжалостен: снова и снова использует Шарли в качестве щита - между женой и собой.

Учёный Мэтью в сопровождении телевизионщиков посещает школу, где когда-то учился и где теперь работает Пьер, встретивший объявление директора о визите высоких гостей с явным напряжением.

В это же время Жан-Луи, мэр городка (Жан-Пьер Бакри / Jean-Pierre Bacri, «Дидье», «Посмотри на меня»), готовит приветственную речь для учёных:
Наш город расположен над обрывом, чувственный и немного сонный, скрытый от бурь. Вы полюбите наш город.

У мэра есть семья – как тройняшки-кудряшки: жена и две дочери.

Комичноватый мошенник Джосс (Бенуа Пульворд / Benoît Poelvoorde, на фото рядом с режиссёром фильма Николь Гарсиа) отпущен на поруки и выполняет всяческие принудработы (уход за одинокими пожилыми), замышляя какую-то пакость (приглянулся телевизор подшефной старушки). Кроме того, он - официант в местном баре, делящийся с коллегами "секретами мастерства" (Важна каждая мелочь. Песчинка может убить тебя).

Мэтью пересекается с Жаном-Луи, организовавшим учёным теплый приём:
- Мы с тобой должны сказать пару слов. Потом можно выпить.
- Твоя политика?
- Нет, никакой политики, никакой.
- Тогда ты на верном пути – в этом нет вреда.
- О чем он?..
Расстроенный мэр во время речи на открытии симпозиума забывает подготовленную цитату из Аполлинера (Перед нашим прошлым завтра бледнеет). Однако он быстро утешился: заприметил симпатичную цветочницу-озеленителя (Посадите цикламены, они тоже красивые) – и вот уже Жан-Луи с цветочницей Северин (Софи Каттани / Sophie Cattani) в очаровательном коттеджике на берегу, продуваемом ветрами. Рядом проходит симпозиум ученых – очень удобно отлучаться. Милый мэр привязался к Северин: снял ей квартиру, «Я строю трамвайную линию, ты будешь жить всего в шести остановках»...
- Я всё, что у тебя есть?
- Как ты сказала?...

На симпозиуме Мэтью рассказывает о найденном его группой скелете:
Мы назвали его Дёрк – что на долганском языке означает одинокий человек. Дёрк был найден на 300 км севернее его доисторического лагеря.
На самом деле, Мэтью приехал в эту глушь за Пьером (У Пьера потрясающая интуиция на артефакты) – он зовёт его с собой в новую экспедицию.

В один из вечеров пересекаются пути Джосса – он педантично репетировал «дело», облачившись в лыжную маску, - и Сержа – он в очередной раз не купил цемент для мангала (поиск цемента – один из предлогов, под которыми он скрывается на свидания с Норой). Супермаркет закрыт, цемента снова нет, жена не верит, - и он вымещает злость на автомобиле Джосса...

Пьер решается ехать с группой учёных Мэтью; а однажды застаёт жену безутешно рыдающей...
Помощник просит мэра прекратить встречи с Северин (поползли слухи, а на носу выборы).
Жизни каждого из героев фильма исполнены печали и неудовлетворённости...

Ближе к финалу этого длинного-длинного, перенасыщенного персонажами фильма, его многочисленные сюжетные линии красиво сплелись в клубок.

Шарли отваживается открыть учителю глаза на неверность его жены – заодно вернув себе отца. Дело Джосса и компании преступников срывается...

По законам, более характерным для комедии, все герои оказываются в одно время в одном месте. Судьба подмигивает: по иронии, говоря ложь во спасение (своё!) – Шарли, того не ведая, обеспечивает алиби недотёпе Джоссу (Пульворд бесподобен!). Джосс с изумлением воззрился на Сержа (NB: эпизод с побиванием им автомобиля Джосса) - и с еще большим (однако, благоразумно сдержанным) изумлением встретил благословенные показания мальчика!

И уж совсем в финале все сюжетные узелки-петельки – счастливо? – расплетаются. Нора любит Пьера, она осталась во французской глуши ради него, а изменяет с горя – муж её не замечает:
- Помнишь, на школьном пикнике. Ты спросил, хорошо ли я провела время. А меня там не было...

Композиция закольцовывается историей палеонтолога Мэтью, который, после многолетнего отсутствия, но далеко не сразу по прибытии, навещает родной дом. Старушка-мать не знает даже, есть ли у неё внуки. Становится понятно, почему судьба доисторического «отщепенца» Дёрка так интересует Мэтью: он видит в ней - свою. Впрочем, Дёрка "своим" может счесть каждый из героев этого фильма...

Однако музыка в как будто счастливом финале – печальна. Счастье одних, как это часто бывает, построено на боли других; если где-то прибавилось, - где-то наверняка отнялось.

Мэр плюнул на карьеру, бросил жену и двух дочек ради юной Северин.
А зрелище должно быть забавно-ошарашивающее: девушка, с которой ты чего только и где только не вытворял - пав ниц молится телевизору с выступающим там Папой! (Ты религиозна?)

Лишённый объятий Норы Серж решает ехать работать в Испанию – с (не вполне любимой?) семьёй. В глупом ограблении погибла старушка с телевизором. Мэтью расстался с мечтой заполучить в команду Пьера.
Не остались внакладе разве что супруги Пьер и Нора, любовь которых только расцвела, - да еще преступник Джосс, получивший благодаря Шарли второй шанс.


Сюжет киноистории невероятно перегружен: три немаловажных дня в жизни пятерых – или более – главных героев; никакой предыстории; следить утомительно; угнетает сознание, что коварная режиссер намеренно сделала историю неудобопонимаемой, - в расчете, что заинтригованные синефилы будут смотреть фильм минимум два-три раза, чтобы хоть как-то сориентироваться в перипетиях-хитросплетениях.
А ведь могло быть и хуже: «Изначальную версию фильма, показанную в конкурсной программе Каннского фестиваля, из прокатных соображений пришлось сократить на 20 минут»!

Фильм бы выиграл, - стал менее тяжеловесен и длинен, - если бы авторы отказались хотя бы от одного персонажа. Например, к чему вплетена побочная история юного звезды-теннисиста «на грани нервного срыва» после поражения в матче? Если остальные герои действительно сталкиваются и в большей или меньшей степени влияют на судьбы друг друга, - то мальчик-теннисист пересекается, причём буквально, разве что с автомобилем мэра...

Тем не менее, фильм понравился: чудесные актёры, интересный замысел, общее депрессивное настроение, красивые пейзажи. Автор (Николь Гарсия / Nicole Garcia) ничего не декларирует, оставляя зрителю делать выводы, основываясь на изображенном ею житейском водовороте крупных и мелких событий. Как говорится, имеющий рефлексирующую душу да узрит себя в героях фильма.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...