Tuesday, 23 September 2008

«Старший сын» / Starshiy syn / Elder Son (1975)

Как ни странно, я только недавно - впервые - посмотрела этот фильм. Известно, всему своё время и место под солнцем; в возрасте гораздо более нежном эту историю я просто не понимала; фильм казался мне скучным и похожим на театральную постановку. Зато теперь посмотрела (скачав здесь - качество оставляет желать лучшего; потом – по телевизору) – и - потрясена.

По одноимённой пьесе Вампилова, задумывавшейся как комедия, - сделан дивный фильм, удивительно тонкая психологическая трагикомедия – самый популярный, наверное, жанр - и в жизни тоже...

из интервью режиссера, В. Мельникова:
«- Знаете, Виталий Вячеславович, после вашего фильма «Старший сын», где замечательно сыграли Леонов, Караченцов, Боярский, Крючкова, невольно сравниваешь его с театральными постановками и приходишь к выводу, что ваша картина - лучше!..

В. Мельников: Тогда впервые на телевизионном экране появилась вампиловская драматургия. Была возможность следить за актером вблизи, подробно, не торопясь, рассматривать не просто сюжет, события, а следить за тем, как у актера рождаются мысль, чувства. В этом, я думаю, секрет долгой жизни обеих картин по Вампилову. Хорошая драматургия определяет и привлекает хороших артистов. У нас был просто замечательный коллектив».

...Старший Сарафанов – кларнетист; он играет в провинциальном оркестрике и подрабатывает – на похоронах, в кинотеатре... Чуткие дети делают вид, что не знают об этом... Запоминается фильм и удачной музыкой тоже - соль-минорной прелюдией Рахманинова op.23 №5.

...Васенька (Владимир Изотов) в своей беззаветно-безответной преданности выглядит немного жалким – но это просто юная угловатость и трогательность. Он отчаянно и безнадёжно ухаживает за Натальей (Светлана Крючкова), но она строга и непреклонна, к тому же имеет место профессиональная деформация: девушка работает секретарем в суде и, насмотревшись бракоразводных процессов, пропиталась житейским цинизмом.

...Во дворе обшарпанного двухэтажного домика крутится на карусельке пара охламонов: увязались за случайными знакомками, опоздали на электричку, мерзнут. Только теперь они знакомятся друг с другом: студент Владимир Бусыгин (Николай Караченцов/–цев?) и Семён по кличке Сильва (Михаил Боярский).
И тут они замечают ссору в окне – это Сарафановы; а потом наблюдают семенящего к домику Наташи немолодого дяденьку...

Потрясающая натура съемок: всё – улицы, дворик; до мелочей выстроенная обстановка квартир Сарафановых и Наташи - узнаваемое и настоящее, по-советски хмурое, нищее и унылое. В фильме о фильме, кстати, об этом упоминается особо:

«Мельникову хотелось достоверности в бытовом окружении героев фильма. Поэтому к выбору натуры и интерьеров подошли крайне серьезно, отказавшись от съемок в павильоне.
Мельников: На окраине Питера, в заброшенном доме. Арендовали половину этого дома, обставили, как нам нужно, и таким образом квартира Сарафановых была настоящей. И история, вроде бы сказочная, вдруг ожила как нечто совершенно реальное и вполне возможное, правдивое.

Решив добиться достоверности и как бы сиюминутности происходящего, Мельников стал придумывать специфические приемы. И драматургический материал был для этого как нельзя более подходящим.
Мельников: Вампиловская драматургия словно создана для кино, а именно для возможности появления героя на крупном плане... Мы репетировали буквально сутками. Чтобы всё было естественно и правдиво».


Когда смотрела фильм по ТВ - в прекрасном качестве - заметны «ляпы»: например, во время ночного диалога Сарафановых на кухне в темном окне отражается съемочная группа... Или: во время ужина цветов на подоконнике не было; а под утро, когда герои смотрят альбом фотографий – появились... Но это, конечно, мелочи.

...Мозг Володи работает быстро, а кроме того, он ведь «иногда посещает лекции – физиология, психоанализ». Жены у Сарафанова Андрея Григорьевича явно нет, можно навестить его сына. Погреться.

«У людей толстая кожа и пробить её не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Человека надо запугать или разжалобить», – поучает он недоумевающего Сильву.

Хулиганистым парням открывает отсутствующий Васенька – он погружен в душевные переживания. У них есть время осмотреться. Владимир представляется сыном Сарафанова – к превеликому изумлению Сильвы (впоследствии он окажется не только туповат, но и подловат).

Идея пришла закономерно: «Я вырос без отца. Почему бы этому слегка не пострадать за того?» То есть Володя считает себя моралистом и борцом за справедливость.

Подслушав разговор Сарафанова с Васенькой и узнав необходимые детали, Володя без труда убеждает его, что он – сын. Сарафанов-старший не только ни в чем не усомнился, но воспринял новость... как большую радость! Этот человек точно блаженный; вряд ли подобные люди встречаются в реальности... Великолепный выбор на роль – Евгений Леонов; чудо.

Евгений Леонов, из письма сыну:

«Ленинград 30.09.74
Здравствуй Андрей!

Так работали на съемочной площадке, так мудрили и веселились, даже захотелось, чтобы ты был здесь и сам это увидел. Ты пьесу-то «Старший сын» дочитал? Давно я не испытывал такого восторга от пьесы и от сценария. Какой писатель этот сибирский парнишка Вампилов! Могучий талант.


Его Сарафанов, теперь называю «мой Сарафанов», герой нашего фильма, - потрясающая сила. Стоит мне сказать себе: «Я Сарафанов», как ко мне приходит абсолютная ясность, как будто все предстает передо мной в своем истинном виде – люди, поступки, факты. И как будто все вокруг понимают: хитрить и скрываться не следует. Не могу тебе передать, какое чувство внушает мне этот человек. Иногда думаю: да ведь это какое-то ископаемое, теперь таких нет; другой раз думаю: это личность из будущего, совершенно лишенная скверны мещанства.

Бусыгин, прохвост, назвавшийся его старшим сыном, говорит: «Папаша этот - святой человек». Похоже, ты знаешь, похоже, что святой. Жена оставила его с двумя маленькими детьми, а он старается объяснить ее поступок: «Ей казалось, что вечерами я слишком долго играю на кларнете, а тут как раз подвернулся один инженер – серьезный человек...» Никогда он не умел за себя постоять, все удары судьбы принимал смиренно, не теряя достоинства. Он оказался наивным – так легко разыграли мальчишки историю со старшим сыном: явились с улицы, в полночь, опоздав на последнюю электричку, в дом и подшутили: я ваш сын, я ваш брат и т. п. В такую наглую чепуху кто же поверит? Первое, что все видят и утверждают, - наивный человек Сарафанов. А мне, ты понимаешь, кажется, не в наивности дело. Чистота его представлений не допускает возможности шутить над отцовством, любовью. Я ведь тоже так считаю.

Поэтому, когда возникают такие категории, он безоружен, мелочи для него неразличимы. И понимаешь, моя задача сделать так, чтобы и другие «воспарили», духом воспарили над собой, то есть поняли бы Сарафанова, и он бы не казался больше им жалким, а напротив – могучим в своем умении всех любить.

Режиссер Виталий Мельников – кажется, я тебя с ним познакомил в Москве, такой маленького роста, с острыми, живыми глазами – очень умный и, мне кажется, влюблен в Сарафанова, как я. Мы добьемся, чтобы нас поняли все – и на съемочной площадке все-все, и в зрительном зале – все. Надо Чехова почитать, он поможет. Ты возьми, Андрей, зелененький томик, а приеду – вместе почитаем».

Володя: Разыскать тебя я поклялся еще пионером.
Сарафанов (не слыша иронии): Бедный мальчик, ты должен меня ненавидеть.


Володя (о Васеньке): Тонкая душевная организация всегда выходит боком.

В документальном фильме «Я знаю, я старым не буду...» об Александре Вампилове показан вырезанный из законченной киноверсии диалог при встрече:
Из пьесы:
САРАФАНОВ. Кто бы мог подумать... Я рад, рад!
БУСЫГИН. Я тоже.
НИНА. Да... Очень трогательно...
СИЛЬВА. Ура! Предлагаю выпить.
САРАФАНОВ (Бусыгину). Есть предложение выпить. Как, сынок?
БУСЫГИН. Выпить? Это просто необходимо.
НИНА. Выпить? Вот теперь я вижу: вы похожи.


То-то мне казался резким, оборванным переход от бурного веселья в кухне (Сынок! Обними его! Никаких сомнений!) к ночной тишине, нарушаемой похрапыванием Сильвы.
UPD: Ленфильм на Ютьюбе поделился полной версией фильма, без купюр и в хорошем качестве.

Володя: Этот папаша – святой человек. Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову.

Сарафанов - в гармонии со своими взглядами на мир – годами сочиняет кантату «Все люди братья»...

Новообретённый отец так невероятно трогателен и искренен, что Володя утрачивает апломб мстителя-борца за нравственность. И даже сам начинает верить, что он тоже Сарафанов.

- Вы с отцом похожи, - говорит ему «сестра» (Наталья Егорова), в которую он начинает влюбляться...

Кудимов: А почему ты говоришь мне «Вы»?
Сильва: А почему Вы говорите мне «ты»? Нас это шокирует.

Сарафанов: Жизнь справедлива. Даже тех, кто ничего не сделал, она утешает.

Оказывается, самозванный сын - с его проницательностью, знанием людей и проснувшейся совестью – возник как раз вовремя, чтобы спасти семью Сарафановых: дочь от замужества с ничтожеством; отца - от грозившего ему одиночества.

Человек-надежда, как сказал о нём режиссер Виталий Мельников.

В финале счастливые Сарафановы хохочут, освободившись от лжи и обретя друг друга.

- Странные вы люди, - смеется вместе со всеми Наташа...

Интересна судьба Владимира Изотова, так достоверно сыгравшего Васеньку: работал в театре Маяковского, а потом... исчез: «Все попытки его разыскать не увенчались успехом», - рассказывают в фильме о фильме.

UPD, 2012 год:
Владимир Викторович Изотов, родился 10 сентября 1955 года
Еще будучи студентом театрального института он удачно снялся в фильме Владимира Мельникова «Старший сын», сыграв Васеньку Сарафанова. Казалось бы, после столь впечатляющего дебюта молодого артиста должны были засыпать предложениями, так как сразу было понятно, что его творческий потенциал очень высок. Но, увы, этого не случилось. Дальше последовали 14 лет работы в Московском театре на Малой Бронной, а затем уход из профессии в никуда. (статья полностью)

из статьи:
По воспоминаниям бывших коллег и однокурсников Владимира Изотова, человек он закрытый и малообщительный, в жизни создавал впечатление очень ранимого и незащищенного. Видимо, эта закрытость и мешает актеру обратиться за помощью к людям, а незащищенность – выбраться из тех обстоятельств, в которые он попал...

Фильм о фильме: «Старший сын. Почти как в жизни»
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...