Monday, 25 August 2008

«Наполеон» / "Napoléon" (2002)

Четыре полнометражные (100-минутные) серии.
Если смотреть подряд – порядком утомляют.
Но в целом – поэтическое историческое кино.

Психологизм характеров и отношений, на мой взгляд, несколько сглажен – подобное упрощение понятно в сериале.

Режиссёр Ив Симоно (Yves Simoneau) показал жизнь французского императора и полководца от начала карьеры до последних дней жизни на острове Святой Елены в 1821 году.


Признаться, основной причиной, по которой я остановила внимание на этом фильме, была обожаемая мной Изабелла Росселлини (Isabella Rossellini) в роли Жозефины Богарне.

Она чудесна: убедительна, эмоциональна, искренна. Её интервью о съемках в фильме.


Вторая причина: как правило, комедийный актер Кристиан Клавье (Christian Clavier) – Наполеон?! Как интересно!

И его император оказался очень впечатляющим.

Судьба Наполеона меня никогда особенно не интересовала. Убийца сотен тысяч.

Военное искусство тоже. Войны отвратительны. Поэтому благодарна создателям фильма за то, что, по сравнению с военными действиями, равное – если не большее! – внимание они уделили «миру»

(кстати, ведь и в монументальном романе «Война и мир» Толстого читатели женскаго полу традиционно пропускают «войну», интересуясь исключительно «миром»).

Авторы сценария – знаменитый французский писатель и историк Макс Галло (Max Gallo) и сценарист Дидье Декуэн (Didier Decoin).

Смотреть было познавательно. Тем более что по отзывам историческая точность сериала - поразительна.
Будучи (по фразам, растасканным в афоризмы) приблизительно знакома с высказываниями исторических персонажей, могу сказать: создается впечатление, что герои фильма дословно повторяют слова своих прототипов.

Декорации и костюмы умопомрачительны. Актёры великолепны.

Вездесущий Депардье (Gérard Depardieu) превосходен в роли Фуше.

Людивин Санье (Ludivine Sagnier) - в небольшой роли дочери Жозефины, Гортензии.

Анук Эме (Anouk Aimée) в свои 70 – прекрасна; она играет мать Наполеона, Летицию.

Очень на месте Джон Малкович (John Malkovich) в роли хитроумно-беспринципного Талейрана.

Талейран, как водится, сыплет афоризмами:

Талейран: Слова нужны человеку, чтобы скрывать свои чувства, а глаза – чтобы скрывать смысл сказанного.

Наполеон: Я боюсь глупости.
Талейран: Значит, вам приходится дрожать от страха каждый день.


Описано обсуждение и подготовка казни герцога Энгиенского. «Суд» над ним – оставшийся за кадром - был организован министром полиции Савари, предпринявшим все меры, чтобы обвиняемый никогда не смог встретиться лицом к лицу с Наполеоном. 32-летний герцог был расстрелян во рву у крепостной стены Венсена.

Жозефу Фуше приписывают фразу: «Это больше, чем преступление. Это ошибка». (C'est pire qu'un crime, c'est une faute).


Почти полотно Давида «Коронация». Картина воспроизводит события; кино воспроизводит живопись...

Картины боен (батальные сцены) перемежаются с любовными и политическими интригами в роскошных интерьерах.

Наполеон: Не Францию я хотел расширить, но её идеи.

По своей привычке подмечать ляпы (goofs) отметила странность: Талейран убеждает Жозефину не ехать в Польшу к Наполеону, поскольку увиденное там – роман императора с Валевской - огорчит её. Однако по сюжету Наполеон и Валевская тогда еще не встретились.

Из негатива: утомили последние полчаса последней серии; бесконечные беседы Наполеона с девочкой Бетси на острове Св. Елены, и медленное умирание великого полководца...

Но в общем – отличный фильм.

Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...