Friday, 8 August 2008

Противник / Соперник / L'Adversaire / The Adversary (2002)

«...люди не интересуются друг другом, и это нормально».
Кундера, «Неведение»

Тяжелый, мрачный, страшный фильм о человеческой отчужденности. Действия происходят серой промозглой зимой, с флэшбэками в лето, и сопровождаются тягостной музыкой Анжело Бадаламенти (Angelo Badalamenti).

Каждое утро семья Форе завтракает. Потом Жан-Марк (Даниэль Отей /Daniel Auteuil), любящий муж и отец, отвозит жену Кристин (Géraldine Pailhas / Жеральдин Пеля) на работу, в аптеку, а детей – в школу. Он – успешный ученый, работающий в ВОЗ – Всемирной организации здравоохранения.

- Вот за что ты его любишь? За таинственность? – веселится Люк, друг семьи (Франсуа Клюзо / François Cluzet), над Кристин. Из дальнейших слов становится понятно, что он когда-то тоже любил её, но Кристин предпочла Жан-Марка.

Отправляясь каждое утро на работу, Жан-Марк проводит дни, шатаясь по пустым залам для совещаний, сидя в полутемных залах на конференциях или почитывая газеты в кафетериях. Или просто сидит в машине на заправках.
Он симпатичный – похохатывает, слушая развлекательные радиопередачи. Еще Жан-Марк «ездит в командировки» – вернее, делает вид, ночуя в гостинице аэропорта.
Он нигде не работает. Деньги для безбедного существования своей семьи (новый автомобиль, новый дом) ворует - у родственников и друзей – якобы выгодно инвестируя. Как на грех, тестю понадобилось 100 тысяч франков из «удачно вложенных» - и вскоре он «случайно» падает с лесов в собственном доме: внизу бродит Жан-Марк, тесть заметался, не видя его – и свернул шею, свалившись.
Время от времени примерный сын Жан-Марк навещает родителей. Его отец лесник; родители живут где-то на отшибе и сетуют, что редко видят внуков. Но в общем, нормальная семья – мама собирает куколок... Они уверены, что сын – успешный ученый, чья жизнь полна интересных поездок по миру, которые отмечают флажками на карте...

Кристин нигде не бывает, они никуда не ездят семьёй; она никогда не видит коллег мужа и не бывает на вечеринках, устраиваемых для сотрудников медицинской организации. Но ничто её не смущает – и 18 лет она живет, по сути, с незнакомым человеком!

Помимо леденящих «бытовых» сцен убийства, самое страшное – это допрос Люка ПОСЛЕ. Лучший друг Жан-Марка - со студенческих лет! - продолжает «не понимать».
Они познакомились в Лионе, на медицинском факультете. Учились на втором курсе.
Люк: Он был сдержанным, умным, немного робким, его хотелось защитить!
Жан-Марк не пришел на экзамен. Это не удивило Люка. Они учились до конца, и каждый раз Жан-Марк не являлся на экзамен, но Люк «ничего не заметил»:
Люк: Мы готовились вместе, он был лучше меня, ему верили все...
Следователь: Какой пост он якобы занимал у вас?
Люк: Ведущий кардиолог.
Следователь: И как он туда попал?
Люк: Сказал, что подал заявку через своего бывшего профессора, начальника лаборатории.
Следователь: Вы ведь сами врач, разве вам не приходило в голову заглянуть к нему в ВОЗ?!
Люк: Я предлагал ему, он говорил – да, потом уклонялся...
Следователь: И вы ни разу не усомнились? Ничего не заметили?
Люк: Наверно, я не умел его слушать.

Вот оно!

Тут же – эпизод, когда Жан-Марк пришел к Люку:
Жан-Марк: Я говорю тебе «я подыхаю», а ты – «всё в порядке».
Люк: Хочешь, я отвезу тебя в больницу?
Жан-Марк: Нет, всё наладится. У тебя есть виски?
Люк: Ты и так весь дёрганый.
Жан-Марк: Я хочу тебе что-то сказать.
Люк: Два часа ночи, Жан-Марк. Я падаю.
Жан-Марк: ...Мы были на втором курсе... Ты помнишь?
- К чему сейчас эти университетские воспоминания? – перебивает Люк, не обращая внимания на странность: молчун-флегма Жан-Марк "дёрганый", он хочет поговорить! И это – лучший друг?

Кристин ловит мужа на какой-то мелкой лжи - о, ужас! Кристально-честный муж лжет! А тут еще к ней в аптеку заглянула дама, муж которой работает в ВОЗ, но не смог найти Жан-Марка в справочнике организации. Кристин решает спросить мужа – наконец-то. Откуда такие деньги? Почему никогда не видит его коллег?..

И издерганный «бедняга» Жан-Марк убивает жену - в её постели. Потом методично убивает детей – девочку, мальчика... Затем едет к родителям – убивает папу, потом маму. Их собаку. (Он заранее купил слезоточивый газ, патроны, длинноствольный карабин и глушитель, которые попросил завернуть. В подарочную упаковку – Рождество, как-никак).

Мимоходом у Жан-Марка завязывается романчик с Марианной (Эммануэль Дево / Emmanuelle Devos), дамой широких взглядов и невесомого поведения. Её он хотел задушить, но она, кажется, не сильно испугалась - уговорила оставить её в живых, напомнив ему о детях - своих.

Вывод создателей фильма: всё, что он делал – он делал ради семьи, которую любит?

Парадоксально, но режиссер Николь Гарсия / Nicole Garcia словно пытается вызвать сочувствие к герою: он ведь так переживает необходимость лгать, периодически держится за сердце и тяжело дышит!

...История основана на реальных событиях: Жан-Клод Роман (Jean-Claude Romand), написавший в университетские годы работу под названием «Существует ли правда?», «прославился» не этим. В 1993 году, 9 января, он убил свою жену, двоих детей, а также своих мать и отца. (В 1996 году его приговорили к пожизненному заключению).
Я не знала этой истории, садясь смотреть фильм: выбрала его из-за любимого актёра, Даниэля Отея. Тем сильнее был произведенный эффект – оглушающий.
Фильм по одноименной книге Эммануэля Карре (Emmanuel Carrère); снят отлично. Но суть рассказываемого – чудовищна.

Эммануэль Каррер (писатель, режиссер, сценарист) в интервью (2001):
«Среди моих книг только две документальные. Помимо истории Жана-Клода Романа, о которой вы говорите, это биография американского писателя-фантаста Филипа Дика; был очень странный человек, жил в своем мире. Когда меня спрашивают, какого рода романы вы пишете, я могу сказать, что это не детектив, не научная фантастика. Это книги, рассказывающие о том, что появляется в голове человека, когда что-то меняется в жизни».

...Жан-Марк явно не в себе, он болен и одинок. Но как вышло, что никто из окружающих – жена, друзья, родители – не догадался, какой монстр живет рядом, не обратил внимание на его нездоровую замкнутость?
Ответ прост: никто никому не нужен. Друг его не слушал. Жена жила рядом, ничего не зная об этом человеке. Еще раньше "ничего не замечали" - родители.
Когда он начал превращаться в психопата? Или всегда был таким? Упоминается, что Кристин в студенческие годы, бывало, не хотела его видеть. Подозревала? Настораживали его молчаливость и нелюдимость? Очевидно, не очень...

...Когда в финале ошарашенный Люк видит выгружаемые из дома Форе трупы – я вспомнила выпуск новостей о дяденьке, который годами держал в подвале собственную дочь, насиловал её и прижил с ней несколько детишек. Добропорядочные бюргеры-соседи в один голос утверждали: он был такой нормальный, мы ничего не замечали.

Николь Гарсиа о Даниэле Отее: «Самую большую опасность для него представляют сценаристы и режиссеры: может выясниться, что им не хватает таланта, чтобы предложить ему достойные его роли».

Странное название должно означать, очевидно, что Форе – сам себе соперник. Глубоко.
Даниэлю Отею можно посочувствовать и поаплодировать – создать образ подобного урода, который вызывал бы симпатию и сострадание – задача сложная. Играет Отей замечательно. Но сочувствия метания его героя, одинокие сидения на безлюдном шоссе или в кафешках – не вызвали.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...