Friday, 22 August 2008

Суета сует (1979) / Suyeta suyet (1978) / Fuss of the Fusses

Сценарист Эмиль Брагинский:
Постановщик картины Алла Сурикова окончила Высшие режиссерские курсы, где занималась в мастерской Георгия Данелия, и ее интерес к комедии, по-видимому, не случаен. Уже на подготовительной стадии у нас возникло то, что принято называть вежливым словом "взаимопонимание". Мы договорились о главном: фильм "Суета сует" должен быть добрым, чуть смешным, порой печальным и, что особенно важно, правдивым.
Замысел картины сложился в типичных житейских обстоятельствах. Однажды мне пришлось присутствовать на свадебной церемонии в одном из столичных загсов. В то время, как заведующая поздравляла новобрачных, они имели неосторожность ступить на нарядный ковер машинной работы, занимавший бóльшую часть зала. "Сойдите с ковра", - изменившимся голосом, без паузы сказала заведующая и сразу же вернулась к поздравлениям...

Я подумал: а что, если рассказать о женщине, которая тысячи раз в году произносит одни и те же фразы: "Дорогие молодожены! Сегодня у вас самый счастливый день..."
Героиня сценария "Суета сует" Марина Петровна, годами великолепно справлявшаяся с такой ролью, вдруг оказалась в ситуации, к которой она не была подготовлена. Однажды в разгар рабочего дня, когда она находилась, что называется, "при исполнении", вошел ее собственный муж и, с трудом подбирая слова, объявил, что пришел просить развода...


Марина: Это не трогай. Это ты мне подарил.
Борис: Я не трогаю, я поправляю. Ведь она совсем упала!


Дома у Марины (Мариночки Петровны, как называют её почти все персонажи) – чистота и порядок. У творческой натуры, пианистки Лизы (прелестная работа Анны Варпаховской, актрисы в основном театральной) – кучи живописного хлама и сопровождающий каждое движение звон колокольцев (Это модно...). Засушенные цветы, колоски, аквариум, кошка... Завтрак в постель (фу, Борюся даже не умылся!).


Наташа здесь смахивает на «Девочку с персиками» Серова.


Лиза: Я тебя полюбила за красоту. За красоту снаружи... А профиль? У тебя же гордый профиль!
Борис: Ну, в профиль я себя не вижу. А может, он гордый?


Борис: Я кругом виноват...
Марина: Развода я тебе не дам!

Борис: Марина, это непорядочно!



Лиза: Ну, не хочет ребенок есть – не надо. Не надо его пичкать, Борюся.


Лиза: Вероятно, любой бы на вашем месте меня бы немножечко ненавидел.
Наташа: Ненависть сильное чувство. По отношению к вам я испытываю отрицательные эмоции, не более того.

Лиза: А, угу, понятно... С одной стороны, Наташенька, вы конечно, немножко правы. С другой стороны, вы тоже когда-нибудь влюбитесь и тогда совсем пропадёте... Ну, а пропадая, вы же не станете спрашивать у предмета вашего обожания, женат он, разведен или [кивок в сторону Борюси] вообще неизвестно кто...



Бойкая Наташа учится в театрально-художественном на гримёра.
Вася: Если я не ошибаюсь, вы здесь и садились.
Наташа: У вас плохой глазомер. Я садилась на 10 шагов дальше.


Не без труда удалось выяснить, что роль сексапилки-Наташи сыграла Светлана Петросьянц. Список её киноролей жидковат; информации в Сети - никакой; недавно видела её в эпизоде «Нежданно-негаданно»...

Жаль – такая красавица, в духе Кабо, пожалуй, даже краше. Нашла мерзковатую историю в изложении новгородских журналистов:
...в новгородских эпизодах никакого актера Иванова не было и в помине! Всю его работу от начала и до конца выполнил обыкновенный шофер нашего таксопарка Олег Бобков.

...Особенно он сблизился с главной героиней Наташей, роль которой играла никому не известная Светлана Петросьянц. Она училась в Щукинском училище, и это была ее первая роль в кино. Едва в процессе работы выпадала малейшая пауза, девушка забиралась в машину к Олегу, и они вели долгие разговоры "по душам". За всем этим ревниво наблюдал очень немолодой мужчина, входивший в состав администрации киногруппы. Пару раз он даже вмешивался в их уединение и всеми силами старался держать 19-летнюю Светлану подальше от такого же молодого Олега. Бобков долго не понимал причин такой странной ревности и однажды набрался храбрости прямо спросить девушку об этом:
- Наверное, это твой дедушка?

Света рассмеялась и поведала дублеру историю, которую он слово в слово помнит до сих пор, настолько его восхитила целеустремленность такой молодой девчушки:

- Понимаешь, - сказала Петросьянц, - вообще-то сначала эту роль предложили моей подруге по курсу. Этот, как ты говоришь, «старик» увез ее на выходные к себе на дачу, а потом вернул со словами, что она не подошла. Потом он таким же образом «попробовал» еще одну девушку... И только тогда заметил меня. Сейчас я живу с ним в одном гостиничном номере (и это в пуританские 70-е годы!) и вынуждена его слушаться. Но ты не думай, такое не навсегда. Мне очень важно удачно сыграть в этом фильме. Если все сложится как надо, то меня вскоре пригласят на другие съемки. Там я познакомлюсь еще с каким-нибудь нужным человеком. А потом... Потом у меня появятся большие деньги, и я смогу сама выбирать себе режиссеров!
Программа-минимум Светланы Петросьянц, несмотря на целеустремленность начинающей актрисы, так и не осуществилась. Она была замечена в нескольких проходных ролях, а потом и вовсе исчезла с кино- и телеэкранов. Что стало с ней и чем занимается она сегодня - неизвестно. В общем, главная роль - роль "звезды" - ей явно не удалась. А жаль, красивая была девушка... (отсюда)


Марина: Ты была там! Ведь это предательство по отношению ко мне. Это нарушение всех нравственных норм!
Наташа: Мам, да прекрати, ты же не на собрании! Мне было интересно посмотреть, на что он польстился... Дома у нее кавардак, вещи как попало разбросаны – прямо неприлично!
Марина: Так! Значит он ушел к ней, потому что она неряха!
Наташа: Не совсем. Вот ты, например, суп не готовишь – покупаешь полуфабрикат [в начале диалога Мариночка Петровна сжимает в руках охапку сарделек]. А она вроде чокнутая – прекрасно готовит.

Марина: Значит, он к ней ушел из-за супа.


Наташа: Мама! Знаешь, как она его называет? «Борюся»!
Марина: Фу, кошачьей кличкой! Достукался.


Лиза: Кулебяки хочешь, Борюсик?
Борис: Нет, Марина. Ой, Лизок. Я ужасно сыт.

Лиза: Когда мужчины не хотят есть, это так противоестественно. Мне даже кажется, что они больны.


Борис: Мне предлагают повышение. Как ты думаешь, пойти или нет?
Лиза: А? Иди на повышение.

Борис: Но там ответственность, заботы.... А?

Лиза: А? Не иди на повышение.
Борис: Но всё-таки заместитель, я об этом давно думал...

Лиза: А? Не иди на повышение. То есть, иди на повышение. Ну да – иди на повышение. Мужчины вообще должны делать всё так, как они хотят, как им взбредет в голову. И ни о чем не думать.

Странно, что у дамы со столь патриархальными взглядами проблемы со спутником жизни.


Наташа: Вася едет в Новгород – он там живет. И по дороге нас забросит.
Вася: Да. Я еду в Новгород и по дороге вас заброшу.

Непонятно только, каким образом, живя в Новгороде, Вася (Сергей Иванов) умудряется каждый день отвозить Наташу в училище. Ведь по сюжету он только потом перевелся в Москву!

Случайный собеседник: У меня пятеро детей. Шестой вот-вот. Я прихожу сюда, смотрю на пароходики – отвлекаюсь...
Интересно, а что в это время делает беременная жена, соавтор "шумной оравы" - как она отвлекается?


Борис: Мы же всё-таки не чужие люди...
Марина: ...И здрасьте, мы не чужие. Ты меня еще в гости пригласи!

Борис: Мы же с Лизой об этом думали. Это было бы великолепно, это было бы замечательно, если бы вы могли подружить...
Марина: Борис, уйди.



Алла Сурикова: К тому времени, как начались съемки "Суеты сует", я была совершеннейшим новичком в кино. Что сняла до этого? Пару короткометражек, какие-то детские программы. Этому же фильму предстояло ввести меня в большой кинематограф. И я рада, что такое важное событие произошло в Новгороде, который я до сих пор считаю своей "альма-матер".

В фильме "Суета сует" улица, где живут родители таксиста Васи, называется Зелёной. На самом деле это улица Красилова. А дом, "засветившийся" на всю страну, стоит под номером 36.
Я узнал его сразу. Нарядные наличники и игривая резьба по всему фронтону. Не дом, а терем-теремок.
Рассказывает один из нынешних хозяев дома:

- В 1978 году меня в Новгороде не было. А когда приехал, то нашего дома не узнал. Он был весь украшен узорными финтифлюшками, свежевыкрашен. Мать рассказала, что это сделали киношники. Нам украшение дома понравилось, и мы решили ничего не снимать.
(отсюда)


Вася: Ты приехала сюда выходить за меня замуж.
Наташа: Ну вот еще. Делать мне больше нечего.

Вася: А чего тебе еще делать?


Неясно, как в конце концов Борис нашел адрес «просто Васи».
Борис: Лицо у него... глаза, нос. Хорошее лицо.



Борис: Она хочет менять отчество...
Лиза: Ой, какие пустяки! Она не только отчество, скоро и фамилию поменяет. Вообще, Борюся, она скоро замуж выйдет.

Борис: Я прошу, не называй меня этим дурацким именем – Боруся.

Лиза: Не буду, Борюся... Ой... А я тебе птицу прекрасную запекла, с черносливом и изюмом – посмотри, пожалуйста. Все облизывают все пальцы.
Борис: Я не хочу облизывать пальцы, изюм и чернослива! Я хочу простую человеческую котлету за 12 копеек.


Марина: А вы всегда такой? Громогласный?
Володя (Леонид Куравлёв): Нет, только в командировке. А дома, как увижу жену, так сразу тише воды, ниже всяческой травы.



Отличный эпизод сыграла Наталья Крачковская: Варвара любит тебя... Да ты садись! (Володя усаживает Марину, на втором плане в кресло послушно плюхается и Варвара).

Володя: Ты вспомни, что ты женщина. Женщина. И притом во! классная!
Марина: Что вы выдумываете?


Наташа: Мам, что это за акселерат?


Лиза: А, у нее есть Володя? Это большая удача для всех нас.


Наташа: Новая жена бывшего мужа.
Марина: Кого?!
Лиза: Бывшего мужа жена новая...
Манерностью тона и гипертрофированной женственностью Лизок напоминает "богиню" Ренату Муратовну.


Лиза: Видите ли, мой Борюся...
Марина: Ваш Борюся!

Лиза: Что вы говорите?

Марина: Ваш Борюся!

Лиза: А, ну да. Наш Борюся...


Лизок автоматически разулыбалась опешившему Володе. Потрясающая порода дамочек, всегда готовых плющом обвиться вокруг подвернувшегося «господина»!
Лиза: Мужчины такая редкость. Мужчин надо беречь.


Марина: Ты Володю не трогай! Он высокий, симпатичный...
Борис: Он низкий!


Свёкры: Мы надолго, недели на две.
Марина: Недели на две...


Какая трогательная архаика:
Марина: Пока они не расписаны, Вася не может жить у нас – я не могу этого допустить.

Рискну не согласиться с классиком ("Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему"). По-моему, как раз наоборот. Ситуация из этого фильма вполне может быть проиллюстрирована словами Надюхи из "Любовь и голуби": Ну и пусть, что она была, разлучница. Зато всё нам показала - как я тебя люблю, как ты меня любишь... Хотя герои фильмов "из разных социальных слоёв", говоря словами Раисы Захаровны.
Супруги отдохнули друг от друга, посмотрели на себя со стороны, доказали – себе и другим – что еще вполне могут нравиться. И вернули всё, как было: Хорошо там, где мы есть.

(отрывки отсюда, отредактировано мной)
- Фрунзик Мкртчян - вроде такой ярко выраженный лицо кавказской национальности. Как он попал в фильм "Суета сует", который абсолютно о России, об этой действительности? Там Галина Польских... Я думаю, что по этой картине можно понять, как мы жили в те времена
...
А. Сурикова: ...когда не было вопроса, какой национальности твой муж или твоя жена.
- Всегда были эти вопросы.

А. Сурикова: Нет, они не стояли. Они были, но не стояли.
- По крайней мере, в прессе не обсуждались.

- В прессе намекалось всегда.

А. Сурикова: На улице не останавливали.

- Всё равно это был поступок. Пригласить Вы могли бы Будрайтиса, например, а пригласили Мкртчяна. Почему?

А. Сурикова: Первая фраза в сценарии замечательного драматурга Эмиля Вениаминовича Брагинского, (ныне покойного, к огромному сожалению), моего «первоисточника» - я его так называла, потому что "Суета сует" была моя первая картина.
Первая фраза в сценарии была такая. Муж приходит к жене в ЗАГС и говорит: "Марина, я пропал. Я, можно сказать, погиб, мне понравилась посторонняя женщина". И я мысленно перебирала мужчину, для которого эти слова были бы естественными. Любой человек русский должен был бы встать на цыпочки, чтобы произнести, или как бы комиковать. А для Фрунзика, который приходил, всовывал свой нос в дверь и говорил, что он пропал, что ему понравилась посторонняя женщина, - было искренним. И я его вычисляла и вычислила. Там пробовались замечательные артисты. Это была моя первая картина, и там было достаточно сложно с утверждением актеров. Перед этим он снялся, по-моему, это было перед "Мимино". Он снимался и у Ролана Быкова в картине "Айболит". То есть знала, кого я приглашаю. Он действительно замечательный комедийный актер. Очень талантливый, умный, очень требовательный и очень знающий. И это внешне казалось, он такой раблезианец, поесть и выпить.

- Но глаза грустные.
А. Сурикова: Да, во-первых, грустные глаза. Во-вторых, это человек, который ставил в Армении "На дне" Горького, как режиссер. То есть в нем была та глубина, то знание жизни и та требовательность к себе, которая давала право ему играть кого угодно, в любой стране. К сожалению, его слишком любили. И поэтому он рано умер, он не мог отказать. У него больная печень, хотя он не был алкоголиком.

- А как складывался ансамбль с Польских?

А. Сурикова: Замечательно. Они очень нежно относились друг к другу. Когда в финальной сцене Фрунзик возвращается к ней, и она ему пришивает пуговицу, у него слезы текли из глаз, потому что он насколько искренне и трогательно к ней относился, и проиграл эту ситуацию. По-моему, он был готов в финальной сцене на ней жениться, забыв горы Армении и навсегда переехав в Москву.


Эмиль сначала был против Фрунзика. Он не мог произнести его фамилию, пять согласных подряд, «мкртч». Но когда он его увидел, он его полюбил, и специально для него, понимая, что у него такой яркий армянский акцент, написал такую фразу (этого не было в сценарии): Галя Польских говорит: «Сколько лет живешь в Москве, а не научился правильно говорить по-русски». На что он говорит: «Русский язык такой богатый, а я человек бедный». Вопрос об акценте был снят.

Благодаря игре Фрунзика я и написала так много о фильме, который в остальном не представляет собой ничего особенного. Ну, разве еще незабываемый образ, созданный Анной Варпаховской.
Скачать (в неважном качестве)
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...