Thursday, 7 August 2008

«Дневной поезд» (1976) / Dnevnoy Poezd / Daylight Train


(Качество найденного в Сети фильма препаршивое, но и по ТВ показывали не лучше. Скриншоты получились гаденькие. Нет в жизни гармонии: раньше случались хорошие фильмы - не было качественной киноплёнки; теперь - наоборот. Кстати, скачать фильм можно здесь).

Слякотный предвесенний Ленинград, музыка Алексея Рыбникова (основная тема - репетиция мелодий к «Вам и не снилось») - как всегда, музыка этого композитора приподнимает историю, делает фильм прекраснее и пронзительнее.

Главная героиня - Вера (Маргарита Терехова), она красива и умна. Ей лет 35 ("Наступает возраст, когда надо выбирать – или лицо, или фигура", - поучает её мама, не ведающая о будущем буме пластической хирургии). Вера работает в патентном бюро (остроумная сотрудница не устает напоминать Вере, что "работа не исчерпывает всей жизни женщины"). Она живет с мамой, делает зарядку при открытой форточке и увлекается Ахмадуллиной. Классическая картина: завышенные мерки в жизни, отсюда – одиночество, ибо никто не в силах дотянуться до идеала.


Маме (Римма Быкова, на одних сайтах пишут, родилась в 1921, на других - в 1926 году; умерла 11 апреля 2008) скоро 63 года. Она неустанно стучит на машинке, печатая тексты неблагодарным графоманам.
"Скрипела земная ось..." Что-то фантастическое? - язвит Вера, просмотрев напечатанное.
- Если человек дурак, ему непременно нужно об этом объявить? 
- Да, мамочка, а почему нет?
- Да потому что он пришел к тебе, может быть, вовсе не за этим, а чтобы чаю выпить. 
Старушка-мама любит дочь и балует её подарками (кремплен, югославские туфли с прекрасной колодкой). А еще трогательная мама ходит на лекции в домоуправление - из жалости к лектору (нужна ведь аудитория!).

Маму беспокоит одиночество дочери и она пытается пристроить её замуж. Начинается фильм сообщением о предстоящем визите Игоря – сына давней маминой подруги из Москвы. Игорю (импозантный Валентин Гафт) уже 42 года, он завлабораторией водоочистки и бывший волейболист; закоренелый холостяк со множеством романов - в прошлом.


У Веры есть две старинные подруги: красавица-лыжница (и писательница? Об этом как-то невнятно говорит Игорь, упоминая «рассказ о горном курорте») Лида (Татьяна Лаврова) и рассудительная доктор Тамара (Светлана Немоляева).
Лида: Принципиальная критика со всех сторон – уже травля.

Третья подруга – Полина – в ближайшую пятницу выходит замуж за парня с двумя детьми.

Герои фильма – сплошь начитанная интеллигенция, ни слова в простоте (особенно витиевата речь Игоря, немудрено - он ведь привычно хочет нравиться). Множество фраз с претензией на крылатость – про индусов, делающих всё по системе разрешений, а не запретов; про Прометея, избавившего смертных от предвиденья; титан мысли – кипятильник идей; за Аристотелем по подписке очередь как за воблой – все хотят быть умными; хотите быть умной – читайте письма Тургенева; на бездетной женщине глаз отдыхает; мужчина ведет себя так, как ему позволяет женщина; тяжелее всего нам бывает не от плохих, а от хороших поступков ближних...


Что ж – понятно. Это сейчас, в век повальной Интернет-графомании, можно легко найти любую фразу, афоризм или цитату – а тогда нужно было читать много настоящих книг целиком и общаться с живыми людьми...


Мама Веры в прошлом актриса. Они навещают её подругу Зину – чрезвычайно жовиальную даму - в Доме ветеранов сцены. Подкупают ностальгические мелочи – у меня, например, до сих пор сохранились отдельные детали сервиза, из которого пьют чай Вера с мамой в гостях у «принцессы Зины» - такой зелено-белый...


Игорь прибыл. Это быстрый на язык и начитанный мужчина – Вера начинает посматривать на него с интересом.

После парадного обеда (Вера с мамой по праздникам обедают под классическую музыку) герои развлекаются разгадыванием своих характеров по тесту в журнале – составляя автопортрет из геометрических фигур, где кружочки означают доброту, треугольники - секс и квадраты - интеллект.

Причем трогательная мама – это «человек, состоящий из одних треугольников». А еще они играют "в слова": у Игоря попроще, зато побольше, у Веры – меньше, но сложнее.

Фильм невероятно симпатичен деталями того времени: на стене в конторе Веры – портрет Тихонова из «Доживем до понедельника», мечта всех интеллектуалок... Для Игоря самый большой праздник – почему-то Первое мая...

На свадьбу подруги Полины Вера, по совету мамы, берет «жениха». Лида тут же кладет на него глаз.


Жених Поли тоже интеллигент; его сын - развитой мальчик, который знает, что такое каланы (морские выдры).


Пока гости едят, у подруг происходит серьезный разговор: Лида – самая красивая и успешная из них - признаётся, что у неё не может быть детей и вообще её никто не любил по-настоящему. Подруги жалеют и поддерживают Лиду.

...Гости на свадьбе танцуют под мелодию Рыбникова, бывшую темой «Большого космического путешествия» (1974): «Позвал, позвал в дорогу далекий Млечный Путь...».

Игорь предлагает Вере сбежать. «Ночь, улица, два человека, фонарь горит – а где аптека?» Они разговаривают, шутят и им хорошо вместе.

Дома они пьют чай на ночной кухне. И снова разговаривают и даже танцуют. "Танцы на кухне ночью"... Гармония?

- Бросьте вашу старомодную привычку сочинять сложные слова, - Игорь советует Вере следовать примеру её разбитной подруги Лиды.


На следующий день вместо визита в Эрмитаж Игорь и Вера едут в гости к Гоше-Эдисону, с которым играли вместе в волейбол.
Вера: Ваш друг?
Игорь: Ну что вы! В моём возрасте приличные люди уже не имеют друзей.

Гошу играет Виктор Борцов – тот самый Савва Игнатьич в «Покровских воротах»; недавно умер... У Гоши жена Инга и трое детей.


Игорь рассказывает ему, что прислан свататься – и «невеста» оказалась «не худшим вариантом: хозяйственна, скромна, даже красива.» Приятное впечатление от импозантного мужчины начинает портиться.
В гостях - кульминация: Игорь недоволен жизнью; он что-то изобретал в студенчестве, а потом... мечты и замыслы не осуществлены, он втайне от самого себя завидует Гоше, - гению, изобретения которого не внедряют, к чему он относится вполне добродушно. Подшучивания становятся злы, Игорь циничен...
Вера проницательна - и разочарована в нем.


Они с Игорем у Исаакия – гид очень кстати рассказывает, что в жизни «гораздо больше людей сдавшихся, чем побежденных»... Между героями происходит размолвка - и Игорь едет менять билет, чтобы уехать раньше, дневным поездом...

Расстроенная мама устраивает Вере сцену: Потом я пожалею, но скажу: ты уродина! Чего ты ищешь?.. Ведь глядя на твоё лицо хочется спать!


То ли мамины слова возымели действие, то ли Вера что-то поняла в Игоре. Неожиданно для него она вызвалась его проводить... Вопреки грустно-самокритичным словам Игоря, что "рано постарел" – проводница окликает его: «Молодой человек!..»


Герои простились на вокзале: До свиданья. Вера теплеет – и ясно, что это свидание будет.

* * *
из дневника, 18-02-2010 (чт)
«Дневной поезд». Фильмы 70-х – просто до слез. Детство. Мебель, посуда – салатного цвета сервиз, красные в белый горошек емкости для сыпучих продуктов, чуть старомодные прелестные люди... Как нам повезло, что кино уже было – и ушедшее осталось запечатленным.
Музыка Рыбникова приподнимает фильм, делает его значительнее и прекрасней.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...