Monday, 11 August 2008

Старшая сестра (1966) / Starshaya sestra (1967) / Elder Sister


В Ленинграде живут две сестры — Надя и Лида Рязаевы. В детстве, пришедшемся на годы войны, сёстры оказались в детском доме. Оттуда их забрал дядя Ухов (Михаил Жаров). Всем хороший дядя, разве что непрестанно напоминает уже выросшим девушкам, что они обязаны ему всем. И требует, чтобы они подчинялись его житейской философии: «Тише едешь – дальше будешь».

Сейчас старшая сестра, Надя (Татьяна Доронина), работает на судоверфи и учится в техникуме. Её жизнь – работа, сумки, домашнее хозяйство – блёклая и скучная, а ведь ей всего 25! Она посматривает на свадебные наряды в витринах и выдумывает приключения (глупый эпизод с начальником Нади, обвиненным парткомом, как сейчас говорят, в harassment’е из-за невинных Надиных фантазий)...
Лида (Наталья Тенякова, Санюшка из «Любовь и голуби» - конечно, моложе) — школьница.

Она встречается с симпатичным и начитанным Кириллом (Виталий Соломин). Но дерзкий молодой человек (это же надо – назвать Наташу Ростову самкой! Неслыханно!) не нравится... дяде, который исподволь настраивает против него и Надю.


Вообще, дядя – мерзковатый тип. Для бескорыстного и благородного человека что-то слишком часто и настойчиво повторяет, сколь много он сделал для сестёр, «вложил» в них. Здоровый родительский эгоизм? Разве не то же самое делают каждые нормальные родители для своих чад? Это нормально, а вот требовать в награду рабской покорности «облагодетельствованных» - патология.


Надя обожает театр, ходила в студию при Дворце культуры и обладает незаурядным даром, но почему-то мечтает о карьере актрисы – для младшей сестры. Дядя, видно, плешь проел рассказами, что актерство – несерьезно, и Наде нужно зарабатывать, обеспечивать семью и получить серьезную профессию.


На экзамене Лида невыразительна и Надя врывается в кабинет приёмной комиссии – среди экзаменаторов Медынский (Олег Басилашвили), которого она помнила со времен шефствования театра над их детским домом. Помнит её и он (Как ваша фамилия? На «з»... Рязаева!) – и уговаривает комиссию прослушать Надю.

Она читает «Любите ли вы театр...» (вспомнила, как потешно пародирует этот монолог Дорониной – Марина Неёлова) – и комиссия готова принять Надю: это дар, это индивидуальность.

Но вмешивается вездесущий дядя - и отговаривает её.


Проходит два года (без чтения пьесы это понять непросто – декорации те же).


Лида простудилась после лыжного похода, организованного Кириллом. Когда тот приходит навестить больную, дядя с Надей (рифма) выгоняют его: Не смей больше приходить. Лиду никто не слушает – а ведь она любит Кирилла и готова бежать за ним...

Надя расстроена. А тут как назло дядя приводит жениха для неё – своего подчиненного, Владимира (Леонид Куравлёв). Ситуация просто курьёзна – взрослые люди, знающие о «сватовстве», должны общаться под бдительны оком дядюшки!


Надю прорывает – она почти истерически поет (Отвори потихоньку калиииитку...), пляшет... Несмотря на драматизм, всё-таки смешно – Доронина хороша.

Состояния Нади никто, кажется, не замечает. Наконец она просит Владимира уйти.

Прошло еще два года (опять-таки, справка из пьесы).


Кирилл теперь женат, но по-прежнему встречается с Лидой – прячась, как подростки, по тёплым парадным - и ненавидит себя за вынужденную ложь.


Надя тоскует по театру. Пытается убедить себя, что ей ничего не надо (как багульнику - лишь бы свет и тепло). Она идет в гости в общежитие к подругам по верфи, выпивает с ними – дядя отдал скопленные деньги, которыми ему помогали сёстры (вот и еще одна причина быть ему обязанными - ему ведь для себя ничего не надо!).
Одну из подруг, дурнушку Нелю, которую дразнят «Колдуньей», сыграла гениальная Инна Чурикова (Сегодня посчитала: пять мелких неприятностей и одна крупная).

Один из приятелей спорит с Надиным упадничеством: Вы появились на свет, вас спрашивают: "Кто ты такой? Чего ты хочешь?" Так скажите им об этом громко, на весь белый свет! «Ах, вот кто к нам явился! У нас еще таких не было!»

Жена Кирилла, Шура – учительница; она живая и славная. Зная о романе мужа, словно ненароком приходит в дом сестёр и беседует с Надей...

«У вас весёлый характер,» - замечает Надя. В ответ Шура, погрустнев, рассказывает легенду: Тамерлан осадил город, велел отобрать всё у жителей. Пока они плакали – он продолжал поборы, а как начали смеяться и песни петь – сказал: Вот теперь у них точно ничего не осталось...


Надя запрещает сестре видеться с Кириллом; они серьезно ссорятся. «Мне не нужно было слушать вас, надо было притащить Кирилла обратно...» Лида озвучивает то, в чем сестры, возможно, боятся себе признаться: «Дядин здравый смысл не принес нам счастья»... Надя становится похожа на зануду-дядю, не желая этого замечать.

Милашка-дядя, кстати, узнав, что «выскочка» Кирилл делает успехи в карьере, теперь «разрешает» Лиде видеться с ним!

Надя идет в театр – просит себе хоть какую-то роль. Но после прослушивания Медынский резюмирует – утратила индивидуальность...

Ей дают крошечные роли – поддерживает её Неля-Колдунья:
Когда ты сказала: «Доброе слово и кошке приятно» - так хорошо, так тихо сказала... А во втором акте так покачала головой и сказала: «Любовью оскорбить нельзя!» Надя!



Жених-Владимир возвращается – уже по собственной инициативе, и кажется, они с Надей нравятся друг другу.


А вот у Лиды с Кириллом ничего не получается, хотя Шура «самоустранилась» - просто и без скандалов ушла. Но Лида видит: время упущено; её место в жизни Кирилла заняла другая любящая женщина. Вместе жили два близких человека. «Я была здесь, а он слонялся по пустой комнате... У него был дом, была семья...»


И тут наконец-то Надя смогла сказать дяде, что они сами разберутся в своих жизнях, без его добрых советов!

Симпатичная мелодрама с очевидной моралью и пьесовой основой (буханье пушки, отмечающее сцены, пугало моего кота). Дивные актеры и приятная музыка Чистякова.
Думаю, сейчас фильм о подобной невиданной покладистости сестёр прихотям благодетеля – просто абсурден. Нельзя быть неблагодарным и т.п. – но всё-таки если вовремя не начать жить своим умом - дело кончится плохо. Собственно, авторы именно это и хотели показать.
В финале похорошевшие сестры, сбросившие иго дяди Ухова, гордо шагают – в направлении театра.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...