Friday, 18 July 2008

Я так долго ждал тебя / Une vie à t'attendre / I've Been Waiting So Long (2004)

По-французски изящная житейская история на тему «не знаешь, где найдешь – где потеряешь» или "если бы молодость знала - если бы старость могла".

12 лет назад Жанна (тогда уже замужняя женщина и мать) – и Алекс (тогда еще молодой художник) страстно полюбили друг друга. Но однажды Жанна покинула Алекса – без всяких объяснений.

Отправившись на свадьбу своей подружки Камиллы (Анук Гринберг / Anouk Grinberg) – она из тех, что «хороший парень», - Алекс (располневший, но всё еще глазастый Патрик Брюэль / Patrick Bruel) сталкивается с Жанной (Натали Бай / Natalie Baye) - она пришла на свадьбу своего бывшего мужа.
Алекс до сих пор грустит по утраченной любви. Однако у него есть подруга - дизайнер Клэр (Жеральдин Пела / Gerladine Pailhas); время идет – пора осесть и завести семью. Он теперь владелец ресторана – унаследовал бизнес после матери.

Натали Бай, как всегда, на диво изящна – не могу абстрагироваться от её возраста: на время съемок фильма ей - 56! Брюэль моложе её на 11 лет – но разница едва ли заметна. Хотя - мужской шовинизм? - именно героиня Бай стремится «прийти в форму» - плавает в бассейне и всячески работает над собой; её возлюбленный считает, очевидно, что хорош и так.

У Жанны пожилая мать (её играет Даниэль Дарье / Danielle Darrieux – еще один пример поразительного умения держать форму). Жанна приехала из Бразилии, где живет с мужем и сыном, когда мать угодила в больницу. Гектор – муж Жанны – в фильме так и не возникает. Но из разговора Жанны с матерью становиться ясно, что Гектор дочери не пара: красив, но нехорош, тебя даже не замечает.

Алекс вызвался помочь Жанне отыскать квартиру... Вполне предсказуемо, он начинает маятником раскачиваться между прошлой, вновь разгоревшейся страстью, - и «синицей в руках».
12 лет назад Жанна причина ему боль (Я хотел прожить с тобой всю жизнь, хотел детей... Тебя заставили бросить меня – отъезды как твой планируются, это не происходит за один день)... После первого тяжелого разговора с Жанной - Алекс делает предложение Клэр.

На следующее утро она с удивлением – не знала - обнаруживает папку с рисунками Алекса – давнее занятие; на рисунках – рыжеволосая женщина. Он не желает развивать тему: Я уже не рисую...

Бывшие любовники приходят в мастерскую Алекса – романтические воспоминания, хорошее из прошлого.
Жанна: Все мои переводы...
Алекс: Я искал объяснений.
Жанна: Слова ведь писала не я.
Алекс: Я думал, ты хочешь что-то сообщить мне.
Жанна: Ты был нетерпелив – хотел всего... А теперь – нетерпелива я... (Всё дано, когда уже не просят).

Чувства с новой силой захватили обоих.

Отношения Жанны с матерью налаживаются. Мать рассказывает ей, почему ушла от отца – может быть, чтобы подстегнуть дочь к подобному поступку?

Мать Жанны: Меня это всегда пугало. Решиться убрать в лица все морщины - всё равно, что лишиться памяти хирургическим путем. Конечно, некоторые вещи хочется забыть. Но я люблю свои морщины.

Друг Камилла весь фильм откровенно ревнует Алекса к Жанне и ведет себя резковато. Как водится, она лучше помнит давнюю обиду, чем сам её «обиженный» друг. Очевидно, будучи женщиной порядочной, Камилла испытывает к Жанне смесь зависти и отвращения.
Камилла - Жанне: Я всегда восхищалась такими как вы – которые уходят, не заплатив по счету. У меня так никогда не получалось.

Любовники отправляются в Италию – но солнечный пейзаж и их счастливые лица не убеждают: музыка грустна, на фоне мелькают заброшенные дома... Дом несбывшейся мечты, сослагательное наклонение...

Отважная Клэр является в дом к матери Жанны – когда та с Алексом в Италии.
Жанна ревнует Алекса к его невесте – что выглядит довольно нелепо: она ожидала, что все 12 лет он будет анахоретом плакать над её портретами?
Итальянскую идиллию с грустной музыкой нарушает звонок Камиллы: Клэр не решилась бы, а она – да; сообщила Алексу, что Клэр беременна.
Решение приходит само: Алекс всегда мечтал о детях. «Если бы ты тогда оставила нашего ребенка, сегодня было бы иначе», - говорит он Жанне.


Дуэт Натали Бей и Жеральдин Пеля можно увидеть и в «Нет секса – нет денег». Здесь, правда, их героини встречаются лишь однажды. Умненькая Клэр решает немного "подавить на психику" любовнице Алекса...


Жанна признаётся матери: когда-то считала Алекса легким увлечением, а спустя годы не слишком счастливого супружества поняла, что он – мужчина её жизни (Большое видится на расстоянии, как писал поэт). Она хочет вернуть Алекса – не признавая никаких преград: своё давнее предательство, утекшее время, судьбы близких – ему и ей – людей, которые грозит изломать, яростно борясь за желаемое. Теперь уже она осаждающая сторона, а он – защищающаяся. Кстати, похоже, что Жанне не привыкать лгать или приворовывать: например, привезла Алекса в Италию, очаровав рассказами-мечтами о домике и холодном колодце – потом оказалось, что она бывала здесь каждое лето с отцом; не желая стоять в очереди в магазине – она просто крадет приглянувшуюся вещь. «Ты всегда жила, как хотела,» - замечает её мать.
С горя Жанна переспала с бывшим мужем - но нет, не то, не то...

Признаться, Патрик Брюэль в роли раздираемого двумя любовями парня меня не убедил. Фильм грустный, но глядя на Алекса всё вспоминала вопль Хоботова-"павиана" из "Покровских ворот": "Отпусти меня! Люблю её!"

В общем, вполне житейская ситуация: один мужчина, две женщины, причем одна беременна. Жалко Алекса – перед таким-то выбором. Но ведь и то правда: кто предал однажды, предаст дважды. Алекс не находит сил отказать Жанне – они собираются уехать вдвоём; Жанна (заочно) поручает сына матери... Но в последний момент здравомыслие берет верх над страстью.

Довольно прозрачная, "тщательно психологически выписанная", - но неоправданно затянутая история; под конец становится скучновато.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...