Saturday, 5 July 2008

Цена жизни / Coût de la vie, Le / The Cost of Living (2003)

Отличный фильм Филиппа Ле Ге (Philippe Le Guay) с целым цветником замечательных актеров. Прелестная сатира на тему «деньги правят миром».

Два главных героя – полные противоположности: один патологически скуп, другой столь же - щедр.

Открывает фильм эпизод, знакомый всем – на кассе в супермаркете у покупательницы заблокирована карточка (правда, в местной практике обычно забывают пин-код...). Полнотелая дама (с ней двое детей, мальчик – в инвалидной коляске) реагирует добродушно и, насобирав мелочь, откладывает продукты, которые придется оставить.

Дальше - калейдоскоп с участием разнообразных персонажей – которые, как водится, неизбежно пересекутся.
Бретт (Моё настоящее имя Кристиан де Бретиньи, но все зовут меня Бретт) (замечательный Фабрис Лукини/ Fabrice Luchini) не в силах наблюдать за счетчиком в такси, удирает - не дослушав тягомотину подружки на тему «мальчишки пялились на меня, но я так люблю быть голой» - и под проливным дожем несется по улицам, налетев мимоходом на машину Куве (Венсан Линдон/Vincent Lindon). Куве выслушивает упреки Милен, своей подруги:
Ты всегда платишь. Делаешь вид, что идешь в туалет, а сам находишь официанта и платишь…


Вскоре лицезреем Бретта в его роскошных апартаментах – под оперное пение он получает удар током от электрочайника. Оправившись от удара и прихватив увесистую папочку – чек, гарантийный талон и т.п. – он направляется в магазин, где без малого 2 года назад приобрел чайник: его надо заменить, ведь гарантия истекает только через 10 дней! Лукини, как всегда, великолепен: его Бретт отвратителен и жалок одновременно.

Расточительный Жильбер Куве тем временем с размахом закупает рыбу - можно догадаться, что он владелец ресторана. Его преследует налоговый чиновник – Куве упрямо не платит налоги. Однако он потчует заявившихся к нему домой налоговиков завтраком и вином – и те начинают смотреть на него с симпатией.
Ему нравится зарабатывать и тратить деньги – «хоть какой-то круговорот»…

Николя де Бламон (в исполнении Клода Риша / Claude Rich, вечно улыбающегося актера с гусиными лапками смеховых морщинок у глаз) - немолодой эксцентричный богач. Его появление на экране сопровождает грустная музыка. Он самый печальный персонаж фильма, - несмотря на то, что самый богатый.
Мсье де Бламон посещает вполне демократичный тренажерный зал и любит запах пота (поездил бы в нашем метро летом в час пик!).

Пережив кризис после серьезной болезни, Бламон решает: хватит, всю жизнь работал по 15 часов в день, теперь всё продам и удалюсь от дел. Подобное решение влечет за собой увольнения 700 человек.

Среди уволенных – Карин де Сильва (Катрин Осмален / Catherine Hosmalin, часто возникающая в эпизодах) - та самая пышнотелая дама из начала фильма, чья карточка заблокирована. Ради продолжения лечения сына она предлагает врачу-тренеру на выбор: своё обильное тело - или шоколадные пирожные, печь которые она мастерица.
Я не хочу вас обижать, я люблю шоколадные пирожные, - соглашается тренер.

Николя ле Бламон влюбляется в грудастую даму из тренажерного зала – но она не отвечает взаимностью (Мне всего 32, я хочу еще ребенка…).

Справедливо обвиняемый друзьями в скупердяйстве, Бретт кается... Два года назад он повел Франсуаз, свою тогдашнюю подружку, покупать ей блузку (симпатичная блузочка, 790 евро) – но не вынес вида ценника и сбежал. Теперь он видит такую же блузку на Элене (Жеральдин Пеля / Géraldine Pailhas просто преследует последнее время: «Нет секса – нет денег», «Я так долго ждал тебя», ). Она оказывается роскошной дамой по вызову; блузка дает начало знакомству, в ходе которого Элена неутомимо и не бесплатно пытается вылечить Бретта от скупости. Тщетно.

Некрасивая история Бретта с Франсуаз имеет анекдотичное завершение: он находит её в церкви, сжимая в руках блузку - запоздалый дар. Она - под ангельские голоски детского церковного хора - избивает явившегося через два года поклонника.

Мимоходом вплетаются еще несколько линий: Лоранс (Изильд Ле Беско / Isild Le Besco – запомнилась в «де Саде» с Даниэлем Отеем. Девушка всегда выглядит едва проснувшейся и неумытой) встречается с добросердечным Патриком (Лоран Дойч / Lorànt Deutsch, «Семейка Роуз»), который устраивает её в ресторан Куве официанткой. Там Лоранс всё неутомимо роняет и пачкает.

Роман с Патриком бушует – она в его бедной квартирке жизнерадостно моет голову в тазу над раковиной (горячей воды нет) – вот она, всепобеждающая сила любви... А ведь Лоранс оказывается владелицей неслыханного состояния. В благодарность, что наконец-то кто-то полюбил её саму, а не её деньги, - везет Патрика в отпуск на Карибы.

Ситуация Бретта прогрессирует – приводя к фарсовым психосоматическим последствиям: он не способен «отдать» даже собственные фекалии и терзается безжалостными запорами.


В начале фильма все персонажи пересекаются в ресторане Куве, в конце - в больнице. Подруга Куве рожает (вместо мужа с ней рядом налоговый чиновник, пришедший сообщить о конфискации имущества - как раз перед началом схваток). А бедняге Бретту – в той же клинике делают промывание...

В общем, мораль выпирает: скряга остаётся скрягой; щедрый – щедрым; а счастья за деньги не купишь (история богача Бламона и слезное признание Лоранс, что деньги – ужасная гадость и тяжкая ноша). Но выпирающая мораль нисколько не портит этот симпатичнейший фильм.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...