Sunday, 15 June 2008

Искра Бабич "Мужики!" (1981) / Iskra Babich, "Muzhiki!"

Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/

Автор сценария: Валентин Михайлов, Искра Бабич
Режиссёр: Искра Бабич

Без преувеличения - великий фильм. Настоящий. Хорошо бы ввести в школьную программу уроки этики. И сделать просмотр таких фильмов - обязательным. Чтобы души не отмирали.

...Больше 12 лет не был Павел Зубов (Александр Михайлов) дома. Когда-то в армию Павла провожала горячо любимая невеста, Настя. Но в письме к сыну мать оговорила девушку – написала, что Настя неверна...
После службы на флоте домой не вернулся, остался «бегать по тундрам» - работает забойщиком в городе Никель Мурманской области. «Настю не простил и не прощу».

Зная, что иначе сына в родную деревню не заманишь, Зубов-старший (Пётр Глебов) сказался больным... Павел приехал.

Оказалось, полгода назад Настя умерла. У неё осталась дочь, Полина – названа в честь матери Павла.
Перед смертью Настя призналась Матвею, отцу Павла: Полина – его внучка, дочь Павла.
Матвей Зубов: Мать сдуру наклепала, а ты поверил.
После приезда, в беседе с отцом, Павел ведет себя цинично:
Там же не одна Полина, там еще двое мальчишек. Они что, может, тоже мои?

Настя прожила короткую, горькую и нескладную жизнь...
Мать Павла (Вера Альховская) будущую невестку взревновала.
Теперь рассказывает:
- Как ты ушел в армию, она еще пуще расцвела... Художник тут крутился, хотел её рисовать. Обида меня взяла... А потом смотрю – она уж тяжелая... Осрамила я её. От позора тебя берегла – вот и написала то письмо растреклятое. Я же не знала, что у вас всё сладилось.
Грех на мне великий. Своя совесть точит. Девчонка-сирота всегда перед глазами. А отец в мою сторону не глядит – «Ты клевету пустила, тебе милости нет»...

Невероятная, пронзительная сцена – визит инспектора РОНО (Светлана Тормахова) в дом Полинки и её братьев, Павлика и Стёпки. Решается их судьба.
В домишке – вопиющая нищета. Полина (Ирина Иванова) - прелестная худенькая голенастая девочка... Она очень любит братьев, занимается с ними - Павлик уже читает, и Стёпка буквы знает - только пока молчит...

Матвею, Зубову-старшему, в опекунстве отказывают: ему больше 60 лет...
Инспектор объявляет приговор: Полину – в интернат, Павлика – в детдом, Стёпку (он молчит с рождения) – к дефективным.

Полина: Мама возила Стёпку к доктору. Он сказал, ушки у него хорошие, и сам он весь хороший. Так у маленьких бывает – молчит-молчит, а потом вдруг заговорит.


Смышленый Стёпка тут же демонстрирует, что он всё слышит - лихо пляшет под "Валенки, валенки, неподшиты, стареньки..." Лидии Руслановой...
У всех - слёзы на глазах. Но представительница Районо непреклонна:
Из-за ваших проволочек дети потеряли пенсию, у меня из-за вас неприятности... Через неделю дети должны быть на месте.

Павел увидел Полину вечером, на свадьбе сына своего друга. Увидел и обомлел – очень уж похожа девочка на Настю...


Павел идет провожать Полину – расспрашивает о жизни. Она рассказала: Павлик её сводный брат – сын Петра Леонидовича, того самого художника, что так рвался написать Настин портрет.
- ...А Стёпка брошенный - в роддоме. Мама его и Павлика кормила, так он и остался... Мы хорошо жили. Мама маляром работала, в общежитии жили. А потом у Петра Леонидовича в клубе – у него там комнатка была... Но художник спился...
А когда нас четверо стало, мы в село вернулись. Дедушка Матвей крышу починил...


Дивная девочка – тихая, внимательная, умная, воспитанная...

Отчасти под влиянием разговоров с отцом, отчасти – от пробудившихся совести и памяти (Полина – вечное напоминание о его несправедливости, жестокости к Насте) – Павел решает удочерить Полину и забрать с собой.
Но девочка отказывается.
Павел: Я думал, ты обрадуешься.
- Нельзя мне без них, - Полина не хочет разлучаться с братьями. – Здесь мы хоть видеться будем.

Павел вдруг понимает, какова была жизнь Насти... И любила она его – беззаветно. В его честь назвала сына – Павлика, в честь его матери – дочь. Не затаила зла.
Полинка рассказывает: «Мама говорила, хороший, добрый. Только гордый очень..


А тут еще этот портрет...
Павел принимает решение: усыновляет всех троих и забирает с собой.

В РОНО инспекторша безразлично ему бросает: Поздновато спохватились...

После встряски – что-то вдруг понявшая инспекторша диктует Павлу бесконечный список документов, необходимых для усыновления...

В доме Полинки - слёзы, продают любимую кормилицу-корову Чернушку...

Павел полон энергии, он оживился, даже шутит; наконец-то он может что-то сделать, загладить хоть немного свою вину, тяжесть которой догнала, придавила его - через столько лет.

- Понимаешь, Серёга, - говорит он другу, - стыдно признаться – совесть заела. Настёна у меня не выходит из ума. Столько лет молчала...
- Я же писал тебе.
- Да ты-то писал, а я вот всё через себя кидал. Раньше бы всё это, раньше...

День отъезда. Провожать пришла вся деревня. За такси увязывается пёс Рекс – верный друг Стёпки. "Гони," - тихо и жестко командует Павел. Но пёс несется - отчаянно, потом - наперерез машине...

Таксист: Вот и скажи – животное, собака. А сколько в нем верности!

В эпизоде на вокзале появляется Петр Леонидович, художник (Анатолий Солоницын): испитой, жалкий, заискивающий, потерянный человек...

Фильм уникальный, пронзительный – до слёз, до кома в горле. Каждый эпизод – целая жизнь...
- Я тебя даже не узнал сперва, - говорит он Павлику, своему сыну, которого не видел очень давно...

Проводница (бесстрастным голосом автомата): Собаку в ящик.
Павел: Какой ящик? Купе у нас отдельное, у собаки намордник, ошейник, билет на нее есть. Какой ящик?
Проводница: Не положено... Ну и табор.

Но умный Рекс сумел найти подход к бесстрастной проводнице...
Пёс, сыгравший Рекса, жил потом у режиссера фильма, Искры Бабич, в деревне. Но однажды погнался за машиной и угодил под колесо...

Немного успокоившись, уложив братьев, Полина тихонько достаёт и примеряет серёжки.
Павел: Мамкины?
Полина: Да...Только они разные - одна синяя, а другая - голубая.
Павел: Я знаю...
Всего несколько слов - и становится понятно, как многое из их прошлого сближает этих людей.

Ночью в поезде Павлу не спится, нужно выговориться. Рассказывает проводнице:
...Всех четверых - как мух. Меня под забой кинуло. Там и привалило. Дышу, а пошевелиться не могу... Лежу и думаю. Тридцать лет... А что я сделал, что узнал, что видел... Много чего думалось. Не так, как всегда, а как-то особо... ничего сказать не умею, чёрт немой.

Возвращаясь к себе в купе - Павел вдруг видит Полину: девочка не спит, ждет его в коридоре. Взглянула - словно обожгла пощечиной.
Полина: Отвезите нас домой. Пьёте вы, это нам нехорошо будет. Вот смотрю я, вы сегодня пошли.
Павел: А почему я пошел... Ты хоть можешь понять, как душа болит у человека?
Полина (тихо): Да.

Дома Павла ждал еще один удар: в крохотной квартире – пусто и грязно. Невеста, красавица Тамара бросила его, сбежала, - после того, как по телефону он сказал ей, что привезет с собою дочь. А Павел опасался, что Тамара-де расстроится, узнав, что детей - трое...
Хотя, еще в начале фильма, при взгляде на (высокохудожественный) фотопортрет сожительницы, привезенный Павлом (вместо самой Тамары) показать отцу, стало ясно - они не пара. Наверное, поэтому Зубов-старший и промолчал, ничего не сказал о сыновьей невесте...

Пока Павел ходил за покупками (теплой одеждой для ребят), чудо-Полина всё убрала, дом сразу преобразился.

В магазине - диссонансом к происходящему у Павла в доме и в душе - песни про "Малиновки заслыша голосок..." и бедовые накрашенные продавщицы...

Дома дети набрасываются на обновки - отвлекая Павла от невесёлых мыслей: продавщицы передали ему прощальное письмо так некрасиво покинувшей его Тамары.

Пришли друзья Павла.
Гриша (Афанасий Кочетков, муж режиссера Искры Бабич), он постарше, озвучил то, о чем, возможно, думал и Павел:
- Какую ношу ты на себя взвалил! Вот у меня спроси, что такое – детей поднимать, и не чужих, а своих...
- Кто знает, может, всё это больше нужно мне, чем им. Эгоист я! - говорит Павел.
Но ведь и правда – забота о детях Насти – единственное лекарство, способное хоть немного заглушить память, вину и боль.


Павла горячо поддерживают его молодые друзья, Шамрай (Алексей Михайлов) и Арслан (Дмитрий Бузылёв, цыган Илья в "Жестоком романсе" Рязанова):
- У нас на всю эту историю свой взгляд, сиротский. А примерами, Гриша, ничего нельзя доказать. И ничего нельзя опровергнуть.
У одного родители погибли в войну, другой вообще их не знал – оба росли в детском доме.
Они обязательно сделают всё, чтобы помочь Павлу в его благородном деле.

из статьи:
Когда в конце картины немой пацанёнок кричит свое первое в этой жизни слово «Мужики!», слёзы наворачивались на глаза даже у самых «железобетонных» людей. Этого маленького цыганёнка сыграл Миша, сын Дмитрия Бузылёва (в фильме - Арслан).

— Мне было всего четыре года, но многие моменты со съёмочной площадки я прекрасно помню, — рассказал 30-летний Михаил. — Например, в фильме был такой эпизод, когда мой герой залезает в конуру, а потом вместе с собакой ест пополам пирожок. Так вот, я очень боялся залезть в эту конуру.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...