Wednesday, 18 June 2008

Кинорежиссер Искра Леонидовна Бабич (10.01.1932 - 05.08.2001)/ Iskra Babich

Окончила режиссерский факультет ВГИКа
(1956 год, мастерская Ю. Геники).

Режиссер игровых и документальных фильмов, сценарист.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1983).

Режиссер фильмов:
«Прости меня, Алеша» (1983)
«Мужики!» (1981)
«Половодье» (1962)
«Первое свидание» (1960)

Сценарист фильмов:
«Прости меня, Алеша»
«Мужики!»

* * *
отрывки из эссе «Поплевинские отшельники» Елены Сафроновой:
 
"Нигде не сказано, что она была любимой ученицей Ивана Пырьева. Представьте — даже фотографии нет…

Муж Искры Леонидовны - народный артист СССР Афанасий Иванович Кочетков (9 марта 1930 – 25 июня 2004).

Мы знаем, пожалуй, только о громком уходе (в прямом и переносном смысле – из дома и из жизни) ведущего актера МХАТа.
Летом 2004 года СМИ подробно рассказывали о кончине Афанасия Кочеткова — как он несколько дней скитался по Москве в беспамятстве, как врачи рядовой больницы, куда притащили неизвестного старика, не сразу опознали театральную знаменитость, как умер он в забытьи, лишь ненадолго придя в сознание… Сороковины Афанасия Ивановича совпали с датой смерти его жены, кинорежиссера Искры Бабич, - пятого августа.
Смерть жены и дочери народного артиста прошла мимо «публики».

Дочь режиссера - Ольга Кочеткова, рок-певица (11.07.1960 - 04.03.2004).

(из статьи): Ольга пошла по стопам родителей и закончила актерский факультет ГИТИСа. Ее дипломной работой был моно-спектакль по рассказу Ивана Бунина "Генрих", где она играла все три женские роли.

Вскоре Ольга сыграла главную роль в фильме своей матери, Искры Бабич, "Прости меня, Алеша". Тексты песен к фильму также написала Ольга Кочеткова. Песни Ольга начала писать рано - первые в школе, в студенческие годы- песни к отрывкам друзей, романтические баллады. Этот ее талант и определил будущее актрисы. В 1990 году была создана группа "Ю", лидером которой и стала Ольга. По ироничному наблюдению самих музыкантов: "Ольга Кочеткова, самая главная в нашей песочнице. Пишет стихи, музыку, поёт, играет на всяких фенечках, бон-гах, иногда на гитаре или флейте". В этом же году Ольга выпустила двойной сольный альбом "Пилач".

Афанасий Иванович Кочетков, приезжая к дочери в подмосковную Перловку, частенько заставал ее мертвецки пьяной. Пытаясь избавиться от алкогольной зависимости, Ольга стала петь в церкви и вскоре стала руководителем хора в перловском храме иконы Донской Божьей Матери. Но спохватилась поздно.

Смерть матери летом 2001 года спровоцировала резкое обострение хронической болезни. Скончалась Ольга Афанасьевна от панкреонекроза, спровоцированного хроническим алкоголизмом 4 марта 2004 года.

Искра Леонидовна и Ольга погребены в Москве на Хованском кладбище, а Афанасий Иванович — на Троекуровском.

Об Искре Бабич широкой аудитории известно до обидного мало!

(на фото - А. Кочетков в фильме "Мужики!")

Долгие годы семья прожила в рязанском селе Поплевино.
Удивительно ли, что даже в Москве о матери и дочери горевали лишь самые близкие друзья? Но вот в типичном захолустье средней полосы – в селе Поплевино Ряжского района Рязанской области - Искру Бабич, ее звездного мужа Афанасия Кочеткова и талантливую дочь Ольгу помнят, как своих. Искра Бабич имела тут дом, где провела последние годы своей жизни – вплоть до того дня, как, смертельно больная, уехала в Москву. Думала – лечиться, но не всегда можно излечить рак…

В 1990-е годы Искра Леонидовна Бабич почти не уезжала из Поплевина. Мне очень хотелось познакомиться с прекрасным режиссером, порассуждать об искусстве, о кино, о «Мужиках!», о «Мосфильме», где она многие годы работала заместителем директора картин, об Акиро Куросаве, с которым сотрудничала при постановке фильма «Дерсу Узала». Спросить, почему она предпочла административную деятельность второго режиссера творческой, хотя Иван Пырьев прочил ей «сольную» карьеру, - или уже тогда намечался переход к рыночным отношениям в кино, которые после перестройки испугали Искру Леонидовну настолько, что она выбрала поплевинское затворничество? И пишется ли ей в густой деревенской тишине?

(кадр из фильма "Мужики!")

— Мы хотели повидать тех, кто знал Искру Леонидовну.
— Ой, да кто ж ее тут не знал! Я знала и Искру, и Ольгу! Ольга-то все обедать в наше кафе ходила, на Верхи (Верхи, опять же по-местному, - часть села, примыкающая к автомобильной трассе, оазис цивилизации). Слышала, тоже умерла? И отец их помер, по телевизору видела. Вот горе-то… Люди уж больно хорошие были, интеллигентные, уважительные. А дом заколочен стоит, вот я и думала — может, вы наследники либо покупатели... Следующий он по левому порядку. Да вы бабу Аню Упатову найдите, она с ними часто общалась.

Бабу Аню мы нашли, и она показала нам длинный беленый каменный одноэтажный дом. И охотно пустилась в воспоминания:
- Люди очень хорошие. Искра-то жила здесь больше, чем Афанасий, сценарии писала. А потом раком заболела, да увезли ее в Москву, больше мы ее и не видели. Мы с ней вроде и ладили, а сильно-то не общались – она, когда писала, никого не хотела видеть.

Искра, чудная такая, цветы любила, цветники красивые держала, а огород не разбивала! Вообще травы любила. Бывало, оденет штаны, хуже твоих, - покосилась баба Аня на мои джинсы, - и идет в лес травы собирать. Все травку заваривала и пила, да, вишь, не помогло… На деревне ее уважали, хоть и нелюдимая была.

(кадр из фильма "Мужики!")

— Было время, мы гудели у Искры и Афанасия на Низах, — улыбнулась Людмила Алексеевна. – Афанасий – он же из крестьян – любил деревенскую жизнь безумно, она его оживляла. Бросался во все мужицкие дела, очертя голову. Мостки над речкой Мошей поставил, неподалеку от дома – белье стирать… А Ольга у нас то и дело ночевала, жила неделями. Она хорошая была девочка. Добрая, отзывчивая, но очень ранимая.

У Искры Леонидовны была традиция – на лето снимать дом в деревнях средней полосы. Почему-то ее, уроженку Сочи, тянуло на Оку. До Поплевина была деревня Долгиниха, тоже в рязанских краях. Чем режиссеру приглянулось ряжское село? Теперь уже на этот вопрос не может ответить даже двоюродная сестра, теснейшая подруга Искры Бабич на протяжении всей жизни - Зоя Зарицкая. Они вместе покупали дом под Ряжском. Лет 25 назад с частной собственностью было строго, но Искра Бабич так загорелась желанием иметь сельский дом, что упросила одну поплевинскую старушку составить завещание на избу. Под видом наследования дома скрывалась купля-продажа. Поначалу дом (да и само село) пугал москвичек. Ночуя первый раз в поплевинской каменной избе, Зоя Кирилловна глаз не сомкнула до рассвета, чуть не плакала, а сестра гладила ее по голове и уговаривала: мол, здесь нам будет хорошо. Так и вышло - женщины привыкли к дому, полюбили его, и он ответил семье тем же… Искра прожила в нем 17 лет.

Теперь дом словно огорчен разлукой с любимыми - это сразу бросилось в глаза. Он крепкий, с новой железной крышей и остатками навеса над крылечком, ему бы жить и жить! Но неухоженный – без хозяйской руки и глаза. Лишенный хлопотливых переделок Искры Леонидовны, он тихо разрушается - выбиты окна, выщерблено крыльцо… Кто унаследует его, неизвестно. Как и мемуары, написанные Искрой Бабич в сельском уединении. После ее смерти записи перешли к мужу, затем, якобы, к его брату Федору Ивановичу. Артист говорил своим друзьям Томпаковым, что записи жены были очень интересны, но увидят ли они свет?
И вряд ли кто-то снимет фильм по сценарию, замысел которого Искра Леонидовна вынашивала все время отшельничества.

(кадр из фильма "Мужики!")

- Искра Бабич любила экранизировать движения человеческой души на фоне сельского быта, - говорила Таня. - Его она знала очень хорошо и не терпела фальши.

С первого своего фильма, «Половодье», хотела снять собственную фамилию из титров — за то, что изображенная в нем деревня выглядела ненатурально.
Может, поэтому с 1989 года, с выхода на пенсию, почти все время проводила в Поплевине. Только иногда ездила в столицу на машине, сама за рулем.
Кстати, собака, снимавшаяся в фильме «Мужики!», жила с Искрой в Поплевине. Но пес погнался за машиной и попал под колесо".

см. также: памяти Искры Бабич
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...