Friday, 30 May 2008

"Белорусский вокзал" / Belorusskiy vokzal / Byelorussia Station (1970)

Андрей Смирнов, режиссер:
Мне и по сей день жалко, что сценарий "Белорусского вокзала" пришлось переделывать…

К стыду своему, никогда раньше фильм не видела, хотя по ТВ его показывали регулярно. Знаменитое «Здесь птицы не поют, деревья не растут...» Кажется, в детстве начинала смотреть – тогда показалось: что-то мрачное, непонятное…

Удивительный фильм: про войну без войны на экране. Всё так просто и строго. Всего один день жизни – когда впервые после 25-летней разлуки встретились по печальному поводу, на похоронах товарища, четверо фронтовых друзей. Но день оказался таким длинным, полным, полновесным - перевернув жизни всех четверых. Естественно, за годы они изменились, отдалились друг от друга; у каждого – своя жизнь, заботы. Кажется, перестали быть теми собой, собой военных лет...

Исполнители главных ролей – гениальны. Харламов (Алексей Глазырин), Дубинский (Анатолий Папанов), Кирюшин (Всеволод Сафонов), Приходько (Евгений Леонов). Никого из четвёрки актёров давно нет в живых…

Каждая эпизодическая роль – не менее восхитительна: Любовь Соколова в роли жены Приходько, умученная заботами мать троих детей, вдруг расцветшая преобразившей её улыбкой;

- Я спросить хотел… Что, испортил тебе жизнь, да?
- Дурак ты, Ваня, ей-богу, дурак.

Молодой не вполне честный руководитель - Николай Волков; подружка мажора-подонка Наташа - Маргарита Терехова;
сестра милосердия (прелестное, забытое теперь слово) - Нина Ургант…

Поминки... Звонок в дверь.
- Извините, мы к товарищу полковнику. Мы на минутку, если можно.
- Отца нет. Он умер…
И не выдерживает вдова, начинает рыдать...

Начальник: Как Вы себя чувствуете?
Дубинский: Спасибо, ничего. Витя, за мной!

Нина Ургант (из интервью): ...режиссер попросил: «Спой так, чтобы сама не плакала, пусть плачут мужчины. Это страшнее». Получился единственный дубль, где я не заплакала: он и вошел в картину.

Андрей Смирнов, режиссер:
- Мне было три месяца, когда началась война и на фронт ушел мой отец, Сергей Смирнов. Вернувшись, он долгие годы жизни отдал поиску неизвестных героев войны, о которых в 1960-е годы рассказывал в своей авторской программе на телевидении. Она так и называлась: «Рассказы о неизвестных героях», и ее смотрел весь Советский Союз.
Поэтому и тема мне была близка, и люди знакомы: бывшие фронтовики, пленники немецких концлагерей, после войны заключенные в советские тюрьмы. Они приезжали в Москву «за правдой» и нередко останавливались в нашей квартире в Марьиной роще. Никто из них не считал себя героем, не ждал наград, хотя все они, конечно, героями были. Именно об их вкладе в Победу мы хотели напомнить своим «Белорусским вокзалом». И я считаю, что картина эта не только о войне, но и о всей нашей жизни. О лицемерии режима, при котором так далеки друг от друга проповедуемые идеалы и реальность, о неблагодарности к памяти поколения, большая часть которого не вернулась с фронтов Великой Отечественной. А еще о том, какую награду получили оставшиеся в живых фронтовики...

Первоначальный сценарий отцу не понравился. «Эти люди победили в войне, а у вас что? Неудавшиеся судьбы, тоска». То же самое мы слышали на худсоветах, когда съемки трижды останавливали. Приходилось что-то сокращать, переписывать, вырезать. Фильм состоялся и вышел на экраны только благодаря авторитету моего учителя Михаила Ильича Ромма и, конечно, Николая Трофимовича Сизова, который показывал его Брежневу, членам Политбюро в неформальной обстановке. Но, по-моему, сценарий, написанный Вадимом Труниным, был сильнее, чем картина, хотя ее приняли и "наверху", и зрители. Даже отец изменил мнение и в своих интервью говорил: «Да, это мой сын, я думаю, что поиски героев Брестской крепости, которые проходили на его глазах, тоже помогли ему». Я с ним согласен.

Хотелось бы сказать и об актерском ансамбле, благодаря которому так пронзительно отозвалась в зрительских сердцах история судеб героев фильма. С самого начала мы с Вадимом Труниным решили, что в картине должны сниматься известные артисты. Роль Евгения Леонова была специально написана именно для него, остальных - Анатолия Папанова, Всеволода Сафонова, Алексея Глазырина, Нину Ургант - утверждали после кинопроб...

Сегодняшнее отношение людей к нынешним войнам, например, в Чечне, Афганистане, отличается от того, как ваше поколение относилось ко Второй мировой?

Андрей Смирнов: Это даже сравнивать нельзя. Мое поколение военное. Поэтому ощущение победы для тех, кому повезло - у кого папа вернулся с войны, незабываемо совершенно. Ощущение на всю жизнь остается. Та была война за независимость, а Чечня - это преступление. Чувство победы помогало нам жить. Мы смотрели на наших отцов как на богов.
(из интервью)
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...